Инновационное тестирование в образовании

Международный Университет инновационных технологий

Бакыт АСАНАЛИЕВ,
старший преподаватель, директор центра
дистанционного образования Международного
университета инновационных технологий

Правильно поставленный контроль учебной деятельности обучающихся позволяет преподавателю оценивать получаемые ими знания, умения и навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиться поставленных целей обучения. Все это в совокупности создает благоприятные условия для развития познавательных способностей обучающихся и активизации их самостоятельной работы на занятиях.

Здесь постараюсь расписать об инновационном методе проведения теста в образовательном процессе Международного университета инновационных технологий.

Хорошо поставленный контроль позволяет преподавателю не только правильно оценить уровень усвоения обучающимися изучаемого материала, но и увидеть свои собственные удачи и промахи.

Задача педагога проверить не только знания, но и элементы практического усвоения, ощущения обучающимися нового материала.

Традиционные средства текущего контроля знания менее эффективны, в основном нацелены на выполнение мотивирующей функции контроля путем статической оценки знаний обучающихся по небольшим сегментам учебного материала. Инновации в текущем контроле знаний характеризуются переходом от статических оценок, фиксирующих уровень подготовленности обучающихся в момент измерений, к динамическим оценкам качества подготовленности. При динамическом подходе оценка качества учебных достижений строится на выявлении тех изменений в подготовке обучаемых, которая отмечается как улучшение знаний или умений, либо как это стало актуально сейчас, повышение компетентности [1].

В своей работе известный российский ученый М.Б. Челышкова «Теории и практика конструирования тестов» для тестов текущего контроля использовал термин формирующие тесты [2]. Российский ученый В.И. Звонников в своем учебном пособии «Измерение и шкалирование в образовании» применил термин корректирующий тест [1]. В данной статье, чтобы не заблуждать читателей с формирующим (формативным) оцениванием использовался термин корректирующий тест.

Применение корректирующих и диагностических тестов для текущего контроля знаний позволяет получить объективные данные об уровне знаний обучающихся, получить объективную информацию о том, как обучающиеся усваивают учебный материал, как формируются их умения и навыки, помогает преподавателю наметить рациональные методы и приемы учебной работы. Правильно дозировать материал, находить оптимальные формы учебной работы обучающихся, осуществлять постоянное руководство их учебной деятельностью, активизировать внимание и пробуждать интерес к изучаемому предмету. Тест первого типа используется для определения качества усвоения материала по отдельному разделу или теме. Корректирующее тестирование ориентировано для более детального подхода к успевающим и неуспевающим обучающимся в учебном процессе. Для тех, кто хорошо осваивает учебные материалы, с помощью корректирующего теста можно выделить круг задач, мотивирующих учение для того, чтобы обучающему было интересно. Для неуспевающих — выявить пробелы. Выявление пробелов очень важно для повышения качества обучения, основная часть усилий педагога чаще всего направлена на работу со слабыми обучающимися [2], [1].

Логика корректирующего тестирования достаточно проста и привычна для обычного педагога. Если большинство обучающихся не справляется с задачами корректирующего теста, то процесс обучения следует повторить, повысить детализацию, увеличив количество объяснений и т.д. Если несправившихся с тестом меньшинство, то необходимо сосредоточить максимум усилий на индивидуальной работе с отстающими обучающимися, а сильные могут продвигаться дальше в освоении новых тем и разделов, поскольку именно этим занимаются педагоги в повседневном учебном процессе. Однако, если при обычных условиях вся работа по выявлению недостатков и коррекции в процессе усвоения лежит на преподавателях, что приводит к значительным их перегрузкам, то в условиях корректирующего тестирования центр тяжести в работе смещается на тесты [2].

При систематических затруднениях обучающихся в каком-либо разделе или в теме учебного материала, корректирующий тест дополняется диагностическим. Диагностический тест рассматривает результаты корректирующего теста в связи с путями, способами их достижения, выявляет тенденции, динамику формирования продуктов обучения. Основная цель диагностических тестов, это установление причин пробелов в знаниях, что достигается в первую очередь специальным подбором содержания заданий в тестах. Подробная детализация позволяет выявить причины устойчивых ошибок обучающихся путем конкретизации характера возникающих затруднений при выполнении заданий теста. С помощью диагностических тестов можно установить причины систематических ошибок обучающихся и наметить пути устранения. Информация, которую получает педагог после тестирования, носит конкретный характер и непосредственно увязывается с планируемыми задачами обучения, что одни неудачи в подготовке вызваны неумением обучающегося применять в практике полученные им теоретические знания, а другие связаны с неумением переносить теоретические знания на нестандартную ситуацию и т.п. Диагностические тесты позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход в отношении каждого студента или ученика, определить истинные источники постоянных неудач отдельных обучающихся [2].

Модель функции, предложенная в [3], приведена в схеме 1.

Схема 1. Упрощенная модель функций формирующего тестирования

  

Процесс создания диагностических тестов достаточно сложен, требует системного подхода, определенных материальных затрат, соответствующего программно-педагогического и кадрового сопровождения, а также сложность составления этих работ заключается в искусственном вычленении отдельных операций, входящих в состав определенных способов действий или понятий.

Пример 1. Допустим, чтобы узнать проблемы проверяемых обучающихся по овладению материала «пропорция», проведено тестирование. Приведем два тестовых задания для примера:

Задание №1 Верно ли утверждение  

                [5].

а) да,           б) нет

 

Задание №2. Найти неизвестный член пропорции

                       

а) 1/3;             б) 3;           в) 1/15;            c) 35.

По результатам тестирования выделим обучающихся неправильно ответивших на №1 задание. У этих учащихся необходимо проверить уровень усвоения трех операций, входящих в это понятие:

  1. уметь из математических выражений выбирать отношения;
  2. уметь находить отношения величин и сравнивать их;
  3. уметь из равных отношений величин составлять пропорцию.

А для тех обучающихся, которые не смогли решать №2 задание дополнительно проверить уровень усвоения уравнений с одним неизвестным. Таким образом, каждый корректирующий тест вычленяется по понятиям и определениям и по каждым понятиям разрабатывается тестовое задание, затем повторно производится тестирование для тех обучающихся, которые не смогли правильно отвечать. Данный вид проверки позволяет оперативно диагностировать затруднения обучающихся в освоении отдельных операций внутри определенного способа действия или понятия. Такая форма контроля очень удобна, так как позволяет в очень короткое время осуществить достаточную полную и глубокую проверку знаний и умений обучающихся.

Примеры 2. Диагностические тесты для №1, 2 го задания:

Из этого примера видно, что диагностические тесты предназначены для углубленного изучения причины пробелов в подготовке обучающихся, а корректирующие тесты лишь указывают на количество и расположение пробелов. Таким образом, корректирующие и диагностические тесты в совокупности максимально достигают целей текущего контроля знаний.

Здесь можно отметить, что процесс тестирования особенно эффективен, в компьютеризованном варианте. При компьютерном тестировании коррекция проводится автоматически, поскольку после выявления недостатков ответов компьютер сам подбирает заранее заложенный в памяти обучающий модуль и сразу же выдает его студенту. Таким образом, компьютер позволяет обучающемуся самостоятельно обнаруживать пробелы в структуре своих знаний и принимать меры для их ликвидации.

В заключении рассмотрим конкретный пример, в ноябре 2010 года проведено добровольное пробное тестирование по г. Бишкек среди учащихся 9-х классов. Выбрали геометрию 200 учащихся. Им было предложено 4 варианта теста [4].

На это задание правильно ответили из 48 лишь 10 учеников, что составляет 21 % тестируемых по данному варианту. Далее автор [5] проводит анализ вариантов ответов. По данному заданию ученик, указавший на ответ а) решил только первую часть задания, он нашел площадь круга, т.е. ответ неполный. Если ученик указал на ответы б), в), то он отметил ответ на авось. Если ученик указал на ответ г), то он не знает понятия части круга и находит только одну часть круга. А если же ученик указывает на ответ д), то обучающийся знает формулу площади круга, умеет ее применять и умеет находить три части круга [5]. Здесь мы определили качество усвоения материала.

Очевидно, что за эту задачу все 38 неуспевающих учеников получило неудовлетворительную оценку.

В динамичном подходе отпадает одинаковое оценивание учеников, неумеющих начертить или представить круг с учениками, которые не могут применять формулы нахождения площади круга и т. д.

Это задача детализируется определением и понятиями:

  1. знание круга;
  2. умение начертить или представить круг;
  3.  знание и понимание числа ∏;
  4. знание и понимание частей круга;
  5. знание и понимание радиуса;
  6. знание, понимание и применение формулы нахождения площади круга.

Чтобы определить контингент неуспевающих обучающихся по данным понятиям или определениям и выявить пробелы неуспевающих обучающихся, в помощь придет диагностический тест. Тесты диагностирования разрабатываются по каждым вышеуказанным понятиям, определениям и применяются для тех обучающихся, которые сделали ошибки.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*