Реформы в образовании — главное повышение качества

Реформы в такой важной сфере – как система образования часто сопровождаются непопулярными, а иногда и болезненными мерами, несмотря на то, что их конечная цель — повышение качества образования. Об этом министр образования и науки КР Канат Садыков сообщил 2 мая на пресс-конференции в информагентстве «Кабар».

«В последнее время общественность активно обсуждает реформы в системе образования. Реформы в такой важной сфере как система образо­вания часто сопровождаются непопулярными, а иногда и болезненными мерами», — отметил К. Садыков. Он рассказал об актуальных проблемах школьного и вузовского образования.

Дошкольное образование – на подъеме

Определенные достижения есть в сфере дошкольного образования, отметил глава Минобразования. В этом плане министерство проводит большую, последовательную работу. Так, в 2010 году – в Кыргызстане было 654 детских садов с охватом 11% детей, в 2011 году – 737 детских садов с охватом 80 тысяч детей. И уже в 2012 году в республике было 810 дошкольных учреждений, с охватом 96 тысяч детей, что составляет уже 15,6%.

«Прирост количества детских садов происходит за счет альтернативных детских садов – которых в стране 3612. Минобразования разрабатывает новый стандарт для детских садов, в этом году предшкольной 240 часовой подготовкой охвачено 98 тысяч детей», — отметил К.Садыков.

Оптимизация высших учебных заведений ликвидирует дублирование

В сфере высшего образования К.Садыков остановился на профилизации вузов и переходе части вузов на самофинансирование. По его словам, в настоящее время, в республике функционирует 52 высших учебных заведения с контингентом – свыше 230 тысяч студентов (по форме собственности — 31 государственный вуз и 21 негосударственный, 5 государственных вузов функционируют на условиях самофинансирования.

Поэтому Министерство образования и науки в качестве одной из мер предлагает провести оптимизацию сети вузов — причем в несколько этапов:

1 этап. В соответствии с Законом КР «Об образовании» необходимо определить и утвердить Перечень государственных вузов республиканского и регионального значения, которые должны готовить кадры, требующиеся для государства. В этой связи подготовлен проект постановления Правительства КР «Об оптимизации сети высших учебных заведений Кыргызской Республики», предусматривающий определение Перечня вузов республиканского и регионального значения, а также переименования некоторых вузов. Принятие данного постановления будет определять профили вузов и ликвидирует дублирование в подготовке специалистов в одном регионе. Это также приведет к уточнению миссии каждого регионального государственного вуза и обеспечит соответствие направлений потребностям региона.

Региональные вузы (БатГУ, НГУ, ТалГУ и ЫГУ) были открыты для подготовки специалистов педагогического профиля в соответствии с потребностями региона. Бюджетное финансирование осуществляется в основном строго по потребностям региона и по профилю педагогика. Но эти же вузы осуществляют широкий спектр направлений подготовки без учета потребности региона и не имея достаточного кадрового, материально – технического и учебно- методического обеспечения учебного процесса. Например, в БатГУ реализуются образовательные программы по направлениям: «Экономика» в трех, «Энергетика и электроэнергетика» в двух, «Информатика и вычислительная техника», «Прикладная математика и информатика» — в 4 учебных структурных подразделениях (Баткен, Сулюкта и Кызыл-Кыя), Кроме того, в городе Баткене осуществляется подготовка юристов. Всем ясно, что в данном вузе нет достаточных условий для подготовки соответствующих кадров по вышеуказанным специальностям.

Точно такая же картина сложилась в городе Ош. Несмотря на открытие специализированного вуза, направление «Юриспруденция» реализуется в трех вузах (ОшГУ, К-УУ и ОГЮИ), направления «Экономика», «Энергетика и электроэнергетика» и «Менеджмент» реализуются в трех вузах (ОшГУ, К-УУ, ОшТУ). Кроме того, почти во всех вузах осуществляется подготовка специалистов по информационным технологиям и информатике.

Второй этап предполагает пересмотр лицензий вузов в соответствии с их профилями и миссией и отозвать лицензии по тем направлениям и специальностям, которые не соответствуют профилю вуза. В результате будет определен перечень вузов, в которых будет разрешена реализация программ подготовки бакалавров или полного цикла подготовки.

Уже сейчас Министерство образования и науки проводит оценку ситуации в региональных вузах. В результате лицензионных экспертиз было отозвано 72 лицензии по направлениям подготовки в 15 вузах, как не соответствующие профилю вуза.

Как отметил министр, третий этап предполагает проведение аккредитации вузов. Неотъемлемой частью контроля качества реализуемых образовательных программ является процедура аккредитации.

Аккредитация – это периодическая оценка и признание государством или общественной организацией деятельности образовательной организации (образовательной программы), как отвечающей установленным критериям, требованиям, нормам и образовательным стандартам.

В результате проведения аккредитации появится возможность изменения статуса действующих вузов, а также будут решены вопросы оптимизации сети государственных вузов.

Министерством планируется в 2013 году в пилотном режиме аккредитовать несколько вузов. В 2014 году будут окончательно утверждены механизмы проведения аккредитации и с 2015 года начнется аккредитация всех вузов в обязательном порядке.

Базисный план: высокая учебная нагрузка не обеспечивает высокие достижения

Министр остановился на сокращении Базисного учебного плана (БУП) и связанных с ним вопросах издания учебников и методических материалов для учителей. Для системы образования БУП является одним из важнейших нормативных документов, который определяет, как будет организован учебный процесс в школах.

В страновом докладе, «Успешная молодежь – успешная страна» отмечено: «Одна из причин непосещаемости – это отсутствие интереса к учебе. Среди опрошенных школьников 27% не имеют возможности изучать любимые предметы из-за неимения необходимой литературы и оборудования, недостатка преподавателей или низкого уровня их квалификации. Кроме того, учащиеся отмечают большую учебную нагрузку, которая не дает возможности уделять внимания своим любимым предметам». Все это заставило министерство зафиксировать это как проблему в аналитической части Стратегии развития образования до 2020 года. Там отмечена «Низкая успеваемость учащихся, связанная с недостатком необходимых учебных компетентностей при перегруженности учебной программы. Уровень нагрузки 10-летних детей в школах Кыргыз­стана составляет 1088 часов, а в Российской Федерации – 893, в большинстве передовых стран, например в Японии, около 750 часов. То есть высокая учебная нагрузка не обеспечивает высокие показатели учебных достижений».

Кроме того, учебный план несбалансирован, образовательные области представлены неравномерно, остается большое количество – до трети от всего плана – одночасовых предметов.

Поэтому в Концепции развития образования, в разделе «Содержание образования» отмечено, что необходима «структурная перестройка Базисного учебного плана, который должен обеспечивать возможность за счет наличия государственного и регионального школьного компонентов гибкого построения процесса обучения в школах с учетом потребностей самих детей, школы и региона».

По словам министра, иными словами, Стратегия развития образования 2020 и план действий по ее достижению связывают новый формат БУПа с разработкой новых стандартов и необходимостью изменения структуры учебного плана для перехода к личностно- ориентированному образованию.

Рабочей группой был изучен опыт стран ближнего и дальнего зарубежья, проанализировано количество недельных учебных часов в общеобразовательных школах Кыргызской Республики в сравнении с другими странами. С учетом предложений и рекомендаций по оптимизации базисного учебного плана был подготовлен проект постановления Правительства КР «О поэтапном сокращении школьной учебной нагрузки».

Согласно постановлению, сокращение учебной школьной нагрузки должно было проходить в два этапа: 1-й этап в 2012-2013 учебном году, 2-й этап – в 2013-2014 учебном году. Экономия денежных средств на 2-х этапах составит около 400,0 млн. сомов.

Соответственно, Министерством образования и науки КР разработаны базисные учебные планы для школ с кыргызским, русским, узбекским/ таджикским языками обучения на 2012-2013 учебный год, согласно которым, по сравнению с прошлым учебным годом, сокращение составит 714 часов в год или 21 час недельной нагрузки на II ступени (5-9 кл.) и III ступени (10-11 кл.) обучения.

По начальной школе часы не сокращены в связи с тем, что сокращение было проведено ранее.

Министерство образования и науки КР, в течение учебного года проводило консультации с педагогами и администрацией школ для оценки ситуации с учебным планом. Также вопросы учебного плана стали предметом обсуждения на заседании Совета по образованию при Президенте КР.

В результате Министерство образования приняло решение о необходимости моратория на изменение учебного плана, и, как и записано в Стратегии, соотнесение его с изменениями в стандартах.

Отдельные вузы перейдут на самофинансирование

Еще одно направление оптимизации сети вузов – переход части вузов на самофинансирова­ние, с сохранением образовательной деятельности как основной и государственной собственности зданий.

До 2012 года на условиях самофинансирования функционировали 3 государственных высших учебных заведения (КГЮА. ОГЮИ и ИСРиП), еще два — (КЭУ, МУК) переведены на самофинансирование в 2012 году – согласно постановлениям Правительства КР от 4 июля 2012 года № 471 и ППКР от 4 июля 2012 года № 468.

Возможность перевода вуза на самофинансирование определяется, исходя из нескольких критериев. Вуз не должен входить в перечень вузов республиканско­го значения, наличие подготовки специалистов на контрактной основе (более 85% от общего числа студентов), возможность готовить специалистов по специальностям, пользующимся спросом у насе­ления и работодателей, объем специальных средств должен быть в 4 раза больше объема бюджетных средств.

Поэтому специально созданной Межведомственной комиссией для всех государственных вузов Кыргызстана был проведен анализ их финансово-хозяй­ственной деятельности, который показал, что от общего объема финансирования доля бюджетных средств составляет от 9 до 26% в 8 вузах, от 26 до 50% — в 9 вузах и более 50% — в 7 вузах.

Некоторые государственные вузы без бюджетного ассигнования не могут себя обеспечивать достаточными финансовыми средствами для дальнейшего функционирования. Например, КГАФКиС (56% — бюджет), Академия МВД КР (88,7% — бюджет), КГИИ (76% — бюджет), КНК (92,7% — бюджет), КТУ Манас (72,2 — бюджет), НАХ КР (100% — бюджет), ОГПИ (40% — бюджет), НГУ (65,7% — бюджет), ВИ ВС КР (92,7% — бюджет), КГУ (35% — бюджет), БатГУ, (35% — бюджет).

Кроме того, Министерство образования и науки Кыргызской Республики, при принятии решения о переводе высших учебных заведений на самофинансиро­вание, считает необходимым сохранить образовательные организации высшего профессионального образования, где будут готовить на бюджетной основе специалистов педагогического, медицинского (кроме стоматологов и фармацевтов) профилей, для системы культуры, сельского хозяйства, обороны, внутренних дел и отдельных отраслей на­родного хозяйства, имеющих приоритетный характер (горное дело, гидроэнергетика и т.д).

По итогам работы Межведомственной комиссии был разработан проект постановления Правительства Кыргызской Республики «Об оптимизации сети высших учебных заведений Кыргызской Республики», предусматривающий утверждение Перечня вузов республиканского значения (14 вузов) и переименование КГУ им. И.Арабаева в Кыргызский государственный педагогический университет, который должен стать флагманом педагогической науки в Кыргызстане.

Айнура КАНИМЕТОВА

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*