Триединство компетенций – основа современной школы

Айке САПАРАЛИЕВА,
Отличник образования КР, директор школы-гимназии №33 с углубленным изучением экономики и права

Говорят, что чем больше дано человеку таланта, власти или денежных средств, тем больше с него спросится потом. И это верно, ибо ответственность должна быть соизмерима исполняемым социальным ролям. 33-ей школе-гимназии городом Бишкеком было дано много: и полная реконструкция здания, и его достройка и расширение, и пополнение материально-технической базы, и многое другое, что можно перечислять ещё долго. Прошло почти два года… Оправдала ли школа-гимназия №33 потраченные на неё средства? Несёт ли она ту соизмеримую ответственность, что была наложена на неё в час принятия решения о реконструкции тогда ещё средней школы №33?

Недавно, добираясь из дома на работу в школу на маршрутке, случайно услышала за спиной разговор двух женщин, которые решали в какую школу отдать своих подросших внуков в первый класс. Обе перебирали множество вариантов с престижными школами города, сетовали на недоступность многих из них для поступления. Неожиданно для меня одна из женщин упомянула 33 гимназию:

– Её недавно заново отстроили… Говорят, что там самая современная техника, есть какие-то интерактивные доски почти в каждом классе, а ещё – очень хорошие учителя.

– Ну конечно! Поступишь ты в эту школу! Небось легче космонавтом стать, чем учеником там…

– Отнюдь… там сын соседки учится, она нарадоваться не может… А вот, кстати, и эта школа…

Дальнейшего разговора я не слышала – была остановка у школы, но, конечно же, очень польстило, что так отзываются о нашей гимназии. Однако для меня ещё большей радостью было увидеть вскоре этих двух женщин вместе с внуками в своём кабинете, которые пришли поступать к нам в гимназию. Сейчас – оба ребёнка отличники, оканчивают первый класс, а их родители – члены родительского комитета школы и уже сами творят облик успешной и востребованной школы.

Я считаю, что успех любой современной школы заключается не только в материальной базе или хороших учителях, не только в детях, ведь зачастую гимназии отбирают лучших. Главное – это одновременное развитие компетенций и учеников, что является прямой обязанностью образова­тельного учреждения, и учителей, о чём некоторые забывают, и родителей, что является пока ещё новым в образовании, но так же и триединство названных компонентов в процессе достижения статуса современной, успешной и востребованной школы.

Родители – главная опора гимназии

Первым китом на пути успеха становится работа именно с ними. Без сотрудничества с родителями не­возможно представить полноценный образовательный процесс, ведь на создание личности ребёнка, согласно фундаментальной дидактике, влияют три фактора: генетика, которую из­менить невозможно, среда, которая слагается из влияния сверстников, телевидения и Интернета, и, наконец, воспитание, базовая часть которого приходится на взаимодействие ребёнка и родителей. Характерным примером того, какие проблемы существуют при воспитании ребёнка, может послужить опрос, проведённый в сентябре этого учебного года в набранных первых классах. На вопрос учителя – “у скольких из тридцати родителей есть домашняя библиотека, состоящая хотя бы из пятьдесяти книг?”, только четверо родителей ответили утвердительно. Таким об­разом, современная школа должна взять на себя роль не только обучения детей, но и помощника родителя, в какой-то мере наставника и советника.

В нашей гимназии ведётся активная работа с родителями. Все без исключения родительские собрания проводятся учителями в форме тренингов и семинаров, на которых обязательным является присутствие и школьного психолога, и социального педагога. Научить ребёнка и родителя находить общие интересы, обращать внимание на собственное чадо после сложного рабочего дня, прислушиваться к ребёнку, дать взрослому необходимые компетенции для воспитания своего отпрыска – вот новые задачи современной школы.

И кажется, нам это удаётся. За последние десять лет в Инспекции по делам несовершеннолетних не состояло на учёте ни одного учащегося нашей школы. И причина этого заключается не только в том, что школа имеет экономико-правовой уклон, при котором дети знают не только свои права, но и ту ответственность, которую учащийся может понести за совершённое им правонарушение. Также немаловажным фактором здесь является работа с родителями. В гимназии создана Школьная служба примирения, которая работает по трём направлениям: примирение и нахождение консенсуса между учениками, учителем и учеником и, что становится актуальным, родителями и детьми. Вечная проблема отцов и детей, их противостояние становится заботой школы, ведь без благоприятной обстановки дома ученик не может полноценно обучаться в школе.

Гимназисты — главный объект образования

И все же главным объектом образования являются сами гимназисты, поэтому второй ипостасью современной школы становится активная и традиционная работа с ними, но с тем условием, чтобы в учебном и творческом процессах должны быть задействованы все до единого обучаемые. Помня известную истину, что нет плохих детей, а есть непрофессиональные педагоги, наши учителя вовлекают в процесс обучения каждого ребёнка, ибо у любого можно разглядеть искорку таланта. В школе ведется традиционная работа с одарёнными детьми, которые требуют особого внимания и заботы. Постоянное вовлечение таких детей в международные олимпиады «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Золотой руно», «Кит» – по различным предметам, традиционное участие школы в конкурсе исследовательских проектов «Мы – интеллектуалы XXI века», в итоге привело к тому, что школа-гимназия №33 в 2012-2013 учебном году заняла 1 общекомандное место на районной олимпиаде школьников, а наши дети в качестве победителей были представлены практически на каждом предмете, заняв 16 призовых мест. И это тот успех, которым может и должна гордиться школа! Следом, на состоявшейся городской олимпиаде школьников, ученица 11 «а» класса Токенова Наргиз по предмету «Человек и общество» заняла 1 место среди более десятка как средних, так и статусных школ. Для сравнения в прошлом учебном году школа заняла 10 призовых мест на районной олимпиаде, разместившись на 2 строчке общекомандного зачёта. Прогресс налицо!

В тоже время если ребёнок не столь активен в сугубо образовательных дисциплинах, то его можно привлечь, например к спорту. В этом учебном году на районной спартакиаде по баскетболу наши парни заняли 2 место, а девушки – 3. Если ребёнку не по душе и спорт тоже, почему бы его не привлечь к театру? Традиционно успешно наши ребята участвуют в Студенческих театральных фестивалях наравне соревнуясь со взрослыми командами и занимая при этом призовые места. Например, на 2-ом Студенческом театральном фестивале, посвященном 120-летию М.А. Булгакова, наша театральная труппа заняла 3 место. В прошлом учебном году ученица 7-го класса Сатимаматова Бегимай прошла несколько отборочных туров и приняла участие в гала-концерте Первого общегородского конкурса чтецов «Мир через культуру» на котором присутствовала экс-президент Кыргызской Республики Р.И. Отунбаева. Такая же работа ведётся в международных и республиканских конкурсах рисунков, сочинений и поэзии.

Работа по проектам

Ещё одним вектором этой деятельности можно назвать работу по проекту «Школа без насилия», которую гимназия проводит по линии ЮНИСЕФ совместно с Лигой защитников прав ребёнка. В рамках этого сотрудничества проводится всесторонний мониторинг тех угроз, что нависают над учащимися, как со стороны улицы, так из самой школы. И тот факт, что не зафиксировано ни одного факта рэкета с участием наших учащихся показывает, почему родители отдают детей в нашу школу и полностью доверяют процесс их воспитания, соглашаясь, в том числе, и на то, чтобы учиться самостоятельно родительской компетенции.

И наши родители в полной мере оценивают работу школы-гимназии, а главное – поддерживают её. Так, родители нашей школы 9 лет назад создали Общественное объединение «Попечители ШГ №33». Понимая важность информационно-коммуникационных технологий – технических средств, используемых на уроках по различным предметам, ещё до реконструкции школы в каждый кабинет были закуплены и переданы телевизоры с Ди-ви-ди, проведено кабельное телевидение, которое позволило учителям-предметникам записывать и в дальнейшем транслировать лучшие мировые до­кументальные и научно-популярные телепередачи любой страны и на любом языке. И сегодня, после реконструкции, эта работа про­должается. Сейчас родители добились того, что в каждом кабинете нашей школы есть персональный компьютер учителя, в 10 кабинетах работают и активно используются проекторы с настенным экраном. При реконструкции школы были даны две интерактивные доски, и одна была получена в качестве награды за получение по итогам 2012 года статуса «Лучшей статусной школы города Бишкек» – мы можем говорить, что идём в ногу со временем, преодолевая тот барьер, что зачастую отделяет современного школьника и учителя с архаическим мелом у доски.

Школа гимназия имеет свой официальный электронный интернет веб-сайт (http://sh33.aknet.kg/). В нем отражены: краткая историческая информация о школе-гимназии, главная миссия и основа концепции её развития, психолого-педагогические проблемы педогогического коллектива, цели и задачи гимназии, темы экспериментальных профессиональных подготовок учащихся, направления инновационной деятельности педагогов, методическое руководство для учителей (курсовая подготовка, аттестация, поддержка молодых учителей, участие в семинарах, конференциях и т.д.), опыт работа с «одаренными детьми» (создана галере передовых учеников – «ими гордиться школа»), и наконец сведения о мониторинге методической деятельности педагогов. Организован постоянный контакт с посетителями сайта которые могут выска­зать свои замечания и пожелания, а также оставить вопросы по поводу работы школы-гимназии, на которые мы пытаемся дать им полноценные ответы.

Обучая, обучаемся всегда

Имея таких талантливых детей, учителя не имеют ни какого права не соответствовать им… Всего в школе-гимназии № 33 работают 48 человек педагогического состава, из которых 12 Отличники образования КР, 29 учителей с высшей категорией, 2 – с первой, 5 – со второй, 5 учителей – призеры городского и районного конкурса «Сердце отдаю детям», 2 учителя – авторы-тренеры международных образовательных программ . Но, даже имея такие высокопрофессиональные кадры, гимназия понимает, что без повышения качества третьей составляющей – педагогической компетенции, вся система успешной школы может не состояться. В данном случае работает закон, противоречащий математике: если из 3 компетентностей, составляющих систему, отнять любую одну, то в итоге получится 0. Ибо система будет неполной и не сможет функционировать в необходимом объёме.

Именно поэтому в школе-гимназии № 33 обращают пристальное внимание на развитие у учителей всех необходимых для работы компетентностей, ставя девизом выражение «Обучая, обучаемся всегда». Только в этом учебном году в гимназии проведено три городских семинара: для учителей начальной школы, для завучей и для школьных психологов. Нам есть что показать и чем поделиться. Ведь наши учителя постоянно участвуют в курсах повышения квалификации, причем не только по линии Кыргызской Академии Образова­ния, но и, например, Российского центра науки и культуры.

Для повышения корпоративного духа в школе каждый год проводятся различные конкурсы на лучший кабинет, лучшее учительское портфолио и аннотацию педагогического опыта и, конечно, на звание лучшего учителя, вос­питателя и молодого педагога школы. По итогам этого состязания, в котором участвуют все без исключения учителя, выбираются победители с лучшими открытыми уроками, которые после участвуют в районном конкурсе «Сердце отдаю детям». Можно сказать, что этот учебный год стал показательным в плане отображения успешности школы. Все три учителя, принявшие участие в районном конкурсе «Сердце отдаю детям», стали победителями и принесли школе три призовых места! В номинации «Лучший учитель года» 2-ое место заняла учитель русского языка и литературы, высокопрофессиональный и опытный педагог Гордеева Светлана Владимировна. В направлении «Самый классный классный» также 2-ое место заняла учитель начальной школы Давыденко Татьяна Анатольевна, показавшая воспитательное мероприятие с первоклассниками. Победное, первое, место в номинации «Лучший молодой учитель года» школе принёс учитель русского языка и литературы Рябченко Андрей Александрович. Во многом это настоящая гордость школы, ибо он не только наш молодой специалист, но и выпускник, проучившийся в нашей гимназии с 1-го по 11-ый классы. Теперь Андрею Александровичу предстоит защищать честь школы на городском конкурсе педагогического мастерства, отстаивая не только честь школы-гимназии №33, но и всего Свердловского района столицы.

Прошло два года после реконструкции здания школы… За это время сделано главное – разработана концепция успешной школы, во главу угла которой легла система сопряжения и развития трех компетентностей: учителя, ученика и родителей. Думается, что это система уже принесла и еще принесёт немало своих плодов, а значит, что те надежды и ответственность, что были возложены на школу, оправданы. Учителям же гимназии остается только одно: продолжать успешно работать с успешными учениками и родителями в успешной школе. 

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*