МИНОБРАЗОВАНИЯ: Аттестация вузов должна быть качественной

Министерство образования и науки КР аттестовало отдельные вузы. Произошло это 7 мая на заседании коллегии министерства. Во время заседания были рассмотрены итоги государственной аттестации среднего и высшего профессионального образования.

«Вузы, их филиалы и колледжи должны иметь собственные здания»

Во время аттестации Ошского технологического университета члены колле­гии предложили обновить в университете компьютерную базу, заменить ее на более современную, внедрить вир­туальные лаборатории. Все это также имеет большое значение в связи с тем, что ОшТУ является представи­телем Кыргызской Республи­ки в сетевых университетах Шанхайской Организации со­трудничества. По решению коллегии университет был аттестован.

Последней обсуждалась аттестация Академии ОБСЕ в Бишкеке. Были высказаны замечания и к этому учебно­му заведению. В частности, необходимо увеличить коли­чество штатных преподавате­лей профессорско-препода­вательского состава имеющих ученые степени и звания. В академии преподают в основ­ном, только международные преподаватели, имеющие степень PhD, необходимо чтобы в учебном заведении работали и кыргызские пре­подаватели.

Еще одно замечание: нуж­но открыть в академии еще одно – третье направление, чтобы это учреждение об­разования соответствовало званию академии.

В целом, на коллегии было отмечено, что атте­стация вузов и их структур­ных подразделений должна быть качественной, а атте­стационные требования бо­лее жесткими. Это связано с тем, что есть некоторые нарекания на предмет того, что даже в районном центре открываются вузы или их филиалы.

На заседании внимание уделялось не только каче­ству и «остепененности» профессорско-препода­вательского состава, но и материально-технической базе, оснащенности ком­пьютерами, количеству необходимых аудиторий. Было также отмечено, что различные филиалы, кол­леджи и другие структур­ные подразделения выс­ших учебных заведений должны иметь собствен­ные, принадлежащие им здания, а не ютиться в кор­пусе главного вуза. В этом отношении было отмечено, что Академия ОБСЕ имеет собственное здание, кото­рое было предоставлено кыргызской стороной, в со­ответствии с Меморанду­мом между Правительством КР и ОБСЕ. Было предложе­но аттестовать вуз, но с по­правками и изменениями, уточняющими срок обуче­ния в магистратуре.

Международный университет Кыргызстана и его структуры прошли аттестацию

В частности, был рас­смотрен вопрос аттестации Международной академии образования, которая вхо­дит в состав Учебно-научно- промышленного комплекса Международный университет Кыргызстана (УНПК МУК). Как сообщил президент МУК и учредитель МАО Асылбек Айдаралиев, МАО это неком­мерческое образовательное учреждение. Академия спе­циализируется на реализа­ции совместных международ­ных проектов, это собственно и есть основное назначение академии – этим и объясня­ется название учреждения – Международная академия образования. Так, в частно­сти в МАО функционируют: кыргызско-индийский, кыр­гызско-арабский центры.

«Начинается работа по созданию и кыргызско-аме­риканского центра, также ведется серьезная рабо­та с турками», — сказал А.Айдаралиев.

Председатель аттестаци­онной комиссии, проверяв­шей вышеназванный вуз, академик Алтай Борубаев проинформировал членов коллегии:«Аттестационная комиссия установила, что содержание и уровень об­разования, материально- техническая база МАО, качество профессорско-пре­подавательского состава в целом соответствует всем необходимым требованиям. Вместе с тем, имеются не­которые недостатки, кото­рые, впрочем типичны для многих вузов. В частности, нет хорошо оборудованных кабинетов по отдельным предметам, необходимо про­водить регулярный монито­ринг качества успеваемости студентов и др». Было пред­ложено аттестовать МАО с условием устранения всех вышеназванных недостатков. На коллегии также была рас­смотрена аттестация самого Международного универси­тета Кыргызстана. Как отме­тил советник министра обра­зования и науки КР Бактыбек Исмаилов МУК ведет самую активную международную деятельность.

«Так, МУК самым первым из кыргызских вузов подпи­сал Болонскую декларацию, ввел в учебную программу систему кредит-часов, в вузе развитая дистанционная си­стема обучения», — отметил Б.Исмаилов.

В качестве замечания он предложил вузу усилить ра­боту по выпуску учебных по­собий под грифом Министер­ства образования и науки КР – в этом плане работа вуза – недостаточна, а также уси­лить работу по повышению квалификации преподава­телей образовательного уч­реждения. В целом, комиссия рекомендовала аттестовать МУК, с чем члены коллегии Минобразования КР согла­сились.

Далее рассматривался вопрос об аттестации Меж­дународной высшей школы медицины МУК. Было ска­зано, что если в некоторых других вузах дисциплины, которые преподаются ино­странными профессорами с переводчиком, то в высшей школе медицины дисципли­ны читаются на английском языке без переводчика. Кро­ме того, проведенный срез знаний подтвердил достаточ­но высокий уровень высшей школы МУК.

Мораторий на изменение Базисного учебного плана принят к сведению

На коллегии также был рассмотрен вопрос о реали­зации второго этапа Базис­ного учебного плана (БУП). Министр образования и нау­ки КР Канат Садыков проин­формировал, что в Аппарат Правительства КР было вне­сено письмо о гармонизации Базисного учебного плана. Предлагалось поэтапное со­кращение в течение 2 лет.

«Реформы в системе образования должны быть подкреплены изданием учебников и соответству­ющим финансированием», — подчеркнул глава Мино­бразования.

Однако, в настоящий момент БУП для второго класса – новый, а учебники старые из-за того, что сред­ства на издание учебников были секвестированы. Вот такие неравномерные шаги, затрудняют второй этап со­кращения Базисного учеб­ного плана.

Напомним, что в анали­тической части Стратегии развития образования до 2020 года, отмечена «Низ­кая успеваемость учащихся, связанная с недостатком не­обходимых учебных компе­тентностей при перегружен­ности учебной программы. Уровень нагрузки 10-летних детей в школах Кыргызста­на составляет 1088 часов, а в Российской Федерации – 893, в большинстве пере­довых стран, например в Японии, около 750 часов. То есть высокая учебная на­грузка не обеспечивает вы­сокие показатели учебных достижений.

Кроме того, учебный план несбалансирован, образова­тельные области представ­лены неравномерно, оста­ется большое количество – до трети от всего плана – одночасовых предметов. Поэтому в Концепции разви­тия образования, в разделе «Содержание образования» отмечено, что необходима «структурная перестройка Базисного учебного плана, который должен обеспечи­вать возможность за счет наличия государственного и регионального школьного компонентов гибкого постро­ения процесса обучения в школах с учетом потребно­стей самих детей, школы и региона».

Иными словами, СРО 2020 и план действий по ее достижению связывают но­вый формат БУПа с разра­боткой новых стандартов и необходимостью изменения структуры учебного плана для перехода к личностно- ориентированному образо­ванию.

Согласно Постановле­нию, сокращение учебной школьной нагрузки должно было проходить в два этапа: 1-й этап в 2012-2013 учеб­ном году, 2-й этап – в 2013- 2014 учебном году. Эконо­мия денежных средств на 2-х этапах составит около 400,0 млн. сомов.

Соответственно, Ми­нистерством образования и науки КР разработаны базисные учебные планы для школ с кыргызским, русским, узбекским, таджик­ским языками обучения на 2012-2013 учебный год. В соответствии с этими учеб­ными планами, по сравне­нию с прошлым учебным годом, сокращение соста­вит 714 часов в год или 21 час недельной нагрузки на второй ступени (5-9 кл.) и третьей ступени (10-11 кл.) обучения.

По начальной школе часы не сокращены в связи с тем, что сокращение было проведено ранее. В авгу­сте 2012 года подготовлены проекты Базисных учебных планов на 2013-2014 учеб­ный год (2 этап) для школ с кыргызским, русским, узбек­ским, таджикским языками обучения».

Министерство образова­ния и науки КР, в течение учебного года проводило консультации с педагога­ми и администрацией школ для оценки ситуации с учеб­ным планом. Также вопро­сы учебного плана стали предметом обсуждения на заседании Совета по об­разованию при Президенте Кыргызской Республики.

В результате Министер­ство образования приняло решение о необходимости моратория на изменение учебного плана, и, как и за­писано в Стратегии, соот­несение его с изменениями в стандартах.

На рассмотрение чле­нов коллегии также были предложены стандарты и критерии аккредитации уч­реждений и программ сред­него и высшего професси­онального образования. Было предложено изучить вышеназванные стандарты и внести свои замечания и предложения.

Аграрный университет имени Скрябина аттестован, а Жалал-Абадский колледж закрыт

Члены коллегии также поддержали аттестацию Кыргызского Национально­го аграрного университета имени Константина Скря­бина. При рассмотрении аттестации Гуманитарного экономического колледжа Университета экономики и предпринимательства были названы некоторые замеча­ния к этому учреждению об­разования, которые носили общий характер. В частности, было отмечено, что в вузе маловато компьютеров, ка­чество профессорско-препо­давательского состава надо повысить. В целом, универ­ситет также был аттестован.

Между тем, Жалал- Абадский средний профес­сиональный колледж было предложено закрыть как не­эффективное учебное заве­дение.

Не совсем ясная ситуа­ция сложилась с колледжем Кыргызско-Российской ака­демии образования. Было отмечено, что имеется от­дельное здание у колледжа. В колледже читают лекции преподаватели из Кыргызско (Российского) Славянского университета, Кыргызско­го Национального универ­ситета. Было предложено оставить аттестацию этого учебного заведения на сле­дующую коллегию с предло­жением привести показатели в соответствие со всеми не­обходимыми требованиями.

 Айнура КАНИМЕТОВА

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*