Всем известно, что вопрос повышения качества образования является наиболее актуальным и острым, требующим немедленного решения. В решении этого вопроса результаты образовательных проектов Tempus, поддерживаемых Еврокомиссией и реализуемых в ряде университетов нашей республики, являются хорошими примерами конкретных действий. Такие проекты дали определенные толчки в системе высшего образования республики к сближению по форме, по содержанию и по качеству образования к передовым европейским университетам.
Как один из таких проектов, хочу отметить некоторые результаты проекта Tempus ERAMIS «Европейско-Российско-Азиатская сетевая магистратура Информатика как вторая компетенция», реализованного в 2010-2013 гг. на Евразийском факультете инновационных технологий (ЕвразФИТ) Кыргызского национального университета имени Ж. Баласагына (КНУ). Отметим, что потребность в глубоких знаниях в области информационных технологий (ИТ) для представителей различных отраслей, породила идею данного проекта.
Партнерами проекта выступили 14 университетов и 3 предприятия из стран Евросоюза, России, Казахстана и Кыргызстана:
– Гренобльский университет Пьер Мендес Франс (Франция),
– Люблинский технологический университет (Польша),
– Университет Аликанте (Испания),
– Берлинский университет прикладных наук (Германия),
– Университет прикладных наук Сабонии (Финляндия),
– Кыргызский национальный университет им. Ж.Баласагына (Кыргызстан),
– Кыргызский технический университет (Кыргызстан),
– Казахский национальный университет им. Аль-Фараби (Казахстан),
– Евразийский инновационный университет (Казахстан),
– Карагандинский технический университет (Казахстан),
– Астраханский государственный университет (Россия),
– Казанский технический университет (Россия),
– Саратовский университет экономики и социальных наук (Россия),
– Воронежский государственный университет (Россия),
– Предприятие «Системотехника» (Казахстан),
– Предприятие «Акнет» (Кыргызстан),
– Предприятие «Sofit” (Россия).
В рамках проекта Tempus ERAMIS разработан новый учебный план магистерской подготовки Информатика как вторая компетенция, соответствующая европейским стандартом подготовки магистра-профессионала и создана сетевая магистратура среди партнеров-университетов. В магистратуре предусматривается обучение специалистов и бакалавров с базовым образованием в области гуманитарно-социальных, естественнонаучных, технических, медицинских, аграрных наук и в области прикладного искусства. Данный проект является дальнейшим развитием ранее реализованного в ЕвразФИТ КНУ проекта Tempus KEMISS – «Кыргызско-Европейская магистерская программа Информатика и социальные науки». Учебный план магистерской программы Информатика как вторая компетенция утвержден МОиН КР (апрель 2011 г.), под названием Прикладная информатика (по областям применения) и получена Лицензия на подготовку магистров (июнь 2011 г.). В настоящее время в данной магистратуре обучаются более 20 студентов с базовым образованием в области лингвистики, экономики, математики, медицины, библиотечного дела, истории, педагогики, дизайна, аграрных, технических и социальных наук.
В рамках реализации проекта Tempus ERAMIS в КНУ представлены компьютерное оборудование, преподаватели магистерской программы прошли стажировку в европейских университетах – партнерах, созданы условия для тесного сотрудничества между 14 университетами-партнерами из стран ЕС, России, Казахстана и Кыргызстана, а также определены основные принципы тесного партнерства университетов с предприятиями, с целью подготовки кадров, отвечающих потребностям рынка труда, решения вопроса по обеспечению места производственной практики и трудоустройства выпускников. Так, например, налажено тесное сотрудничество между ЕвразФИТ КНУ и предприятием-провайдером интернет услуг ОсОО «Акнет». Студенты ЕвразИИТ проходят учебную и производственную практику в предприятии «Акнет», и некоторые выпускники трудоустраиваются в компании «Акнет». В рамках решения задач проекта Tempus ERAMIS установлены связи сотрудничества ЕвразФИТ КНУ с рядом предприятий и учреждений по подготовке кадров в области информационных технологий.
В рамках задач сетевой магистратуры в 14 университетах-партнерах ведется магистерская подготовка по единому учебному плану, программы и содержания читаемых дисциплин во всех университетах едины. Между университетами создана единая база тестовых заданий для проверки знаний студентов. Преподаватели разных университетов, читающих одни и те же дисциплины, общаются между собой по обсуждению содержания курсов, по разработке учебных материалов и тестовых заданий. В русле такого сотрудничества подготовлен и издан в соавторстве ряд учебных пособий по дисциплинам магистерской подготовки. С целью сотрудничества в исследовательской работе издается международный журнал Varia Informatica в Люблинском техническом университете (Польша), где публикуются наиболее интересные исследования преподавателей и магистрантов из университетов-партнеров проекта.
В рамках проекта начались реальные шаги партнерского сотрудничества университетов как на международном уровне, так и внутри страны, так, например, между КНУ им. Ж.Баласагына и КТУ им. И.Раззакова подписан договор о сотрудничестве, в рамках которого магистранты этих 2-х университетов могут слушать по своему желанию общие курсы или курсы по выбору магистерской программы, преподаватели и магистранты могут участвовать в общих семинарах в том или ином университете, по заранее согласованной форме регистрации магистрантов.
Для дистанционной формы обучения профессора разных университетов-партнеров, по своему усмотрению, читают лекции в онлайн-режиме для зарегистрированных магистрантов, по окончании курса магистрант проходит тестирование также в онлайн-режиме и получает сертификат соответствующего университета о сдаче данного экзамена. Такой сертификат признается во всех университетах-партнерах проекта. Следовательно, магистрант дистанционной формы образования может одновременно обучаться в разных университетах. Такой подход в подготовке кадров будет обеспечивать в перспективе реальную выдачу двойных дипломов.
Таким образом, результаты реализации проекта Tempus ERAMIS означают определенные шаги вперед в повышении качества подготовки магистров-профессионалов в области Прикладная информатика (по областям применения).
С учетом некоторых важных особенностей подготовки кадров в европейских странах, хочется внести следующие предложения в системе образования. Во-первых, необходимо ведение обязательного анализа потребности рынка труда по каждому направлению подготовки, и университеты должны готовить такие кадры, которые требуются на рынке труда страны, и столько, сколько их нужно. Ответственность за анализ и решение такого вопроса должно взять на себя Министерство образования и науки. Во-вторых, необходимо наладить с университетам тесную связь с работодателями – предприятиями и учреждениями, с целью подготовки кадров с учетом потребностей рынка труда. В-третьих, пора переходить на принцип «Лучше меньше, да лучше». Как практикуется в европейских странах, нужно увеличить подготовку профессионально-технических работников, уменьшая количество студентов в университетах. В школьной системе образования ввести такие практические уроки, которые помогут выявить личные способности каждого ребенка, помогут им определить профориентацию и направить на дальнейшее развитие их способностей.
Батыйгуль Баячорова, профессор КНУ им. Ж.Баласагына
Оставить комментарий