БИОЛОГИЯ

В 2013-2014 учебном году обучение биологии производится на основе основных положений Госстандарта биологического  образования утвержденного Правительством в 2005 г.

Основным документом введения курса биологии является учебный план, утвержденный 2012-2013 г. и вновь переработанная учебная программа по предмету «Биология» 2013 года. На основе этих документов в 2013 – 2014 уч. году обучение биологии производится следующим  образом: в этом году 6-класс закончил изучение «Биология растении».

Теперь они в 7-классе изучают «Биологию животных», материал по курсу растений в данном классе не рассматривается. Как нам известно, по учебному плану на 2013-2014 г. указанный предмет претерпел сокращение на 1 час в неделю. В связи с этим вновь разработана программа c учетом сокращения и учебно-тематический план по курсу «Биология животных».  Порядок изучение предмета в 2013/»2014 года указана в  таблице.

Обучения биологии в 2013/2014 учебном году производится в следующем порядке:

А в 9-10-11 классах в ведении курсов никаких изменений не происходит. Обучаются как в прежние годы.

Биология – базовая наука для таких областей человеческой деятельности, как психология и медицина, сельское хозяйство и экология, физкультура и спорт. Но для того чтобы биология, как предмет преподаваемый в школах, могла соответствовать своим задачам. Нужно существенно совершенствовать формирование системы знаний, которая способствует пониманию жизненных ситуаций и умению принимать грамотные решения. Поэтому в стандарте выделены инварианты содержания учебного материала и сконцентрированы вокруг три стержневых линий и этим подходам в биологическом образовании и положена основа системаобразующего фундамента функциональных знаний. Таким образом, в качестве главной задачи в биологическом образовании рассматривается фундаментальности и функциональности. Фундаментальные – это знания стержневые, системаобразующие значимые, которые сохраняют свою значимость в течение среднего трудового стажа выпускника. Поэтому при построении учебного процесса следует основываться на выделенные инварианты в стандарте с помощью, которых можно избежать перегрузки материала учебника для обеспечения нового качества образования. Исходя из этого стратегического направления биологического образования у учащихся должна  сформирована общая структура систематизированных в том числе фундаментальных знаний. Согласно требованию стандарта в обучении самого его, в ум ребенка должны быть вложены некоторые фундаментальные базовые, корневые и стволовые общенаучные основания. Исходя из этих требований основные инварианты содержания образования, как выше указана концентрированы в трех стержневых линиях (см. таблицу). Поэтому на совещании необходимо обсудить проблему формирования фундаментальные системаобразующих понятий.

Стержневые линии содержания курса биологии

3. В настоящее время составлен новый комплект учебного оборудования по биологии с учетом деятельностного подхода в учебно-воспитательном процессе. До августовского совещания он должен быть передан школам или учителям. А на совещании необходимо обсудить вопрос об адаптации данного комплекта для своей школы, исходя из особенности данного региона.

4. С давних пор нерешенным остается проблема школьного учебника по биологии для русскоязычных школ, где биология в некоторых школах обучается по учебникам 1992 года. Для кыргызкоязычных школ с 2000-2006 года выпущены все учебники (6-11 кл.) и соответственно ведется обучение. Однако,из за недостаточности финансов они непереведены на русский язык. Этот вопрос должен быть обсужден учителями и предложены возможные пути решения проблемы школьного учебника.

5. На августовском совещании должен обсуждаться, что в некоторых школах по биологии учащиеся не получают полноценного базового образования, так как там преподают неспециалисты т.е. не биологи (выпускники медучилищ, агрономы, юристы и т.д.).

Какими программами предстоит руководствоваться в новом учебном году: программно-методические материалы; Биология 6-11 кл. сост. В.С. Кучменко, М.: Дрофа, 1998./ Это программа переиздана в 2002 году.

Рекомендуется учебники, изданные в России:

1. А.Г. Еленевский и др. Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники: Учебник для 6-7 кл. М.: Просвещение, 2002.

2. И.Х. Шарова и др. Зоология. Учебник для 7-8 кл. М.: Просвещение, 2003.

3. А.С. Батуев и др.Человек для 9 кл. М.: дрофа 2003.

4. С.Г.Мамонтов, В.Б. Захаров Общая биология. Учебник для 10-11 кл.М.: Дрофа 1999.

Рекомендация составлена ведущим научным сотрудником КАО в.н.с., д.п.н., и.о. профессора:Субанова М.С. Наши телефоны: 62-23-73; 66-52-25; 0773 50-58-88.

 

М.Субанова

      РАЗДЕЛЫ Классы Часы

 

1. Биология. Растения, бактерии, гибы и лишайники 6 – кл. 68
2. Биология. Животные 7– кл. 34
3. Биология. Животные (изучение начинается с членистоногих) 8 – кл. 68
4. Человек и его здоровье 9– кл. 68
5. Общая биология 10– кл. 34
6. Общая биология 11– кл. 34

 

  Содержательные линии
Этапы обучения Организм — биологическая система Надорганизменные системы Многообразие и эволюционные системы органического мира
1. Начальная школа. Родиноведение. Целостное представление о природе и о человеке, как его части все и все подчиняется законам природы. Понятия о природных ресурсах и среда обитания живых организмов. В живой природе всегда происходит развитие и изменение
2. Основная школа. Естествознание. Общие особенности жизни организмов и причины их распространения. Основные закономерности взаимосвязи живых организмов с окружающей средой. Причины многообразия живых организмов.
Основная школа. Биология. Единства строений и жизнедеятельности  живых организмов   и происходящие в них процессы. Факторы устойчивости. Взаимосвязи живых организмов. Биоценозы и их виды. Классификация живых организмов и их эволюция.
Средняя школа. Общая биология. Сущность обмена веществ. Цитологические и генетические основы размножения и развития организмов. Биогеоценозы. Агроценозы. Экосистемы. Популяции. Вид.проблемы их органы. Движущие силы развитие органического мира.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*