ХИМИЯ

Наряду с другими учебными предметами, которые изучаются в школе, предмет химии формирует личность учащихся. Для достижения целей, поставленных перед школой основные задачи обучения химии реализуются с позиции единой образовательной, воспитывающей, развивающей функций обучения.

Школьный курс химии должен знакомить учащихся с основами науки, т.е.:

– обеспечивать сознательное усвоение учащимися важнейших химических законов, теорий, понятий, знакомить с методами химической науки;

– формировать научное мировоззрение, а также понимание того, что химическое образование – обязательный элемент культуры, необходимый каждому человеку;

– воспитывать трудолюбие, нравственность, интерес к предмету, бережное отношение к природе, уважение к преобразующим возможностям науки, понимание приоритета общечеловеческих ценностей;

– развивать мышление учащихся, их самостоятельность и творческую активность в овладении знаниями, обучать разнообразным видам учебной деятельности;

– обеспечивать знакомство с главными направлениями химизации народного хозяйства, с возрастающим значением химии в окружающей действительности, способствовать преодолению хемофобии;

– формировать практические умения и навыки, способствовать профориентации, готовить учащихся к сознательному выбору профессии.

Подготовка учащихся к базовым знаниям по химии реализуется в 8–9–х классах, на что отводится 2 часа в неделю. Отведенные часы предусмотрены для изучения обязательного минимума. учебного материала. Для углубленного изучения учебного материала можно использовать из вариативной части программы. Это второй этап обучения химии и является основой продолжения обучения химии в старших (10–11) классах. Поэтому второй этап обучения химии является обязательным для всех общеобразовательных учебных заведений. В старших классах знания учащихся развиваются изучением систематических курсов химии. Они могут отличаться с теоретической стороны и прикладной направленностью. Этот этап является третьим этапом обучения химии. В будущем в старших классах обучения химии можно реализовывать на основе профильной дифференциации. Для обязательного обучения химии в 10–11 классах отводится 2 часа в неделю.

При необходимости обучения химии в старших классах на более высоком теоретическом и профильном уровнях можно увеличить количество часов за счет вариативной части базовой программы.

В 2012-2013 учебном году в соответствии с оптимизацией учебного материала был изменен учебный план по всем школьным предметам, в том числе  и по химии.

В результате время на изучение химии в 8–классе сократилась до 2-х часов.

В новом 2013–2014 учебном году в 8 классе на изучение предмета химии будет отведено 2 часа в неделю, всего за учебный год 68 часов.

В новом 2013–2014 учебном году имеются изменения в последовательности изучения учебного материала. Например, в 8 классе тема «Галогены», которая была в 6 разделе, теперь будет в последнем 9 разделе.

В 9 классе на повторение материалов 8 класса отводится 3 часа, на изучение темы «Химия элементов» в 5 –разделе13 часов, «Первоначальные понятия по органическим соединениям» в 6 разделе -7 часов и убран в данном разделе практический урок.

В 10 классе на повторение в начале учебного года количество часов сокращен на 1 час. На изучение «Ароматических углеводородов» отводится 4 часа, а тема «Природные источники углеводородов» будет изучаться отдельной темой в течении 2-х часов. Тема «Высокомолекулярные соединения», которая раньше находилась в 5 разделе, переведена в последний, 9 – раздел.

В 11 классе в 2013–2014 учебном году будет продолжено изучение курса «Общей химии». В 2014–2015 учебном году в соответствии с государственным стандартом школьного химического образования, где приводится блок «Познание и применение человеком веществ и химических реакций» в 11 классе предстоит изменение в содержании учебного материала. В этой связи в 2013–2014 учебном году в 10 классе изучение курса химии можно заканчивать, включая тему «Сложные эфиры. Жиры», а в следующем новом учебном году в 11 классе продолжать изучение материала Органической химии, в частности «Углеводы», «Азотосодержащие органические вещества» и «Высокомолекулярные соединения». Далее будут изучаться учебные материалы вышеуказанного блока.

На изучение предмета химии в 9– 10–11 – х классах отведены по 2 часа в неделю. Учителя химии обязаны знать систему обучения химии в школе.

Учебная программа по химии, которая будет применяться в 2013–2014 учебном году, будет пересмотрена в соответствии с государственным стандартом школьного химического образования, обновленной с учетом оптимизации, экологизации содержания, культурологического, компетентностного, личностно ориентированного подходов к отбору содержания учебного материала. Будут внесены изменения, дополнения и подготовлены к опубликованию до начала нового учебного года. На основе этого в дальнейшем будут подготовлены учебники, учебно-методические пособия.

При планировании учебных материалов, на основе принципа включения минимального количества специфических химических понятий необходимо .максимально сочетать знания из других учебных дисциплин.

Важное значение имеет реализация межпредметных связей на интегрированных уроках. Интегрированные уроки можно провести по новой теме, при повторении и обобщении знаний учащихся. При этом необходимо определять цели, например, дидактические: формирование умений интегрировать знания учебных предметов (физики, химии, биологии, географии, математики, истории, литературы, языки и др.) для понимания сущности явлений, происходящих вокруг нас; развивающие: формирование научного мировоззрения, развитие познавательной мотивации, развитие творческих способностей, коммуникативных и социальных навыков, обогащение словарного запаса школьников; воспитательные:формирование химической, экологической культуры учащихся. Важно выбирать соответствующую технологию обучения, например педагогические технологии: проблемное обучение, групповое обучение, здоровьесберегающие технологии, компьютерные технологии (презентация хода урока – мультимедийный проектор, графический редактор, программа Power Point? Интернет – поиск и обработка информации.).

Интегрированный урок дает учащимся воссоздавать и удерживать целостность картины мира, формировать умения увидеть с разных сторон один и тот же предмет.

С целью повышения качества обучения необходимо обратить внимание на основные понятия и идеи курса, а также на относительно трудные вопросы, чтобы в этом направлении сконцентрировать методические усилия и обеспечить высокий уровень знаний по химии.

Особое внимание нужно уделить формированию научного мировоззрения и воспитательным аспектам курса.

Важно обеспечить более тесную связь обучения химии с жизнью.

Необходимо усилить работу по формированию экспериментально- практических умений и навыков, широко применяя химический эксперимент с целью подготовки учащихся к сознательному применению знаний о достижениях естественных наук в жизни и в быту.

Учебные материалы будут изучаться в пределах отведенных часов.

В каждом классе предусмотрены по 5 резервных часов.

Рекомендуется ознакомить учащихся с первоначальной, короткой и длинной формой периодической системы химических элементов. Учителям химии необходимо пройти курсы повышения квалификации с целью усвоения техники проведения микронаучного и стартового эксперимента наряду с химическими экспериментами предусмотренными в учебной программе.

Рекомендуется обсуждение на августовских совещаниях учителей химии следующие актуальные вопросы:

– содержательно структурные изменения в базовой программе по предмету химия;

– проблемы нового подхода к оцениванию достижений учащихся по химии;

– проблемы перехода к углубленному и профильному обучению химии в школе;

– проблемы формирования и развития предметной компетенции учащихся .

Учителя химии русскоязычных школ КР могут пользоваться следующими учебными программами, учебниками.

1)Химия. Программа для общеобразовательных учреждений (8–11–классы) Бишкек – 2012. Составители: Кособаева Б, Жакышова Б.Ш.,Рыспаева Б.С., Кудайбергенов Т.К.

2). Программно- методические материалы. Химия 8-11 кл. М: Дрофа, 1998- 2009;

3). Программы общеобразовательных учебных заведений. Химия. М: Просвещения, 1998- 2009;

4). Программа курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений // Программа. Тематическое и поурочное планирование с методическими рекомендациями / В,В,Еремин, А,А.Дроздов, Н.Е.Кузьменко, В.В.Лунин. – ОНИКС 21 век. Мир и образование, 2003.

Учебники:

23. Фельдман Ф.Г., Рудзитис Г.Е. Неорганическая химия 8-9 классы. М.: Просвещение 1990- 1993.

24. Фельдман Ф.Г., Рудзитис Г.Е. Неорганическая химия 10-11 классы. М.: Просвещение 1990- 1993.

25. Ходаков Ю.В. и др. Неорганическая химия., М.: Просвещение, 1986.

26. Гузей Л.С. и др. Химия., 8 класс., М.: Дрофа, 1995.

27. Гузей Л.С. и др. Химия., 9 класс., М.: Дрофа, 1998.

28. Артёменко А. И., Тикунова И.В. Химия 10-11. Органическая химия. Пробный учебник. М.: Просвещение, 1993.

29. Химия. (Общая химия. Неорганическая химия. Органическая химия. Химическое производство. Справочные материалы. Учебное пособие для учащихся. Под ред. Третьякова Ю.Д. . М.: Просвещение 1984.

30. Цветков Л.А. Органическая химия.- М.: Владос, 1999.

31. Цветков Л.А. Преподавания органической химии в школе. М.:  Просвещение, 1988.

32. Преподавания неорганической химии в 7-8 классах., Ходаков Ю.В. и др.. -. М.: Просвещение, 1980.

33. Ахметов Н.С. Химия 8-кл.,. М.: Просвещение 1994., Химия. 9-кл., М.: Просвещение 1995., Химия 10-11 кл. М.: Просвещение,1996.

34. Габриелян О.С. Химия. 8-11 кл. М.:Дрофа, 2009.

35. Еремин В.В., Дроздов А.А, Кузьменко Н.Е, Лунин В.В. Химия. 8- 9 кл. – М.: ОНИКС 21 век. Мир и образование, 2004.

 

Б.Кособаева

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*