ИНФОРМАТИКА

I. В этом учебном году для учителей информатики являются основными документами – Государственный образовательный стандарт и программа по предмету «Информатика и Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)».

Программа общеобразовательных школ основана на «Законе об Образовании Кыргызской Республики», а также Концепции и Государственном стандарте  КР по обучению предмета Информатики и их реализации.

Программа по предмету «Информатика и Информационно-коммуникационные технологии» (Информатика и ИКТ) рассмотрена на культуролого-компетентностной основе и реализуется для всех общеобразовательных школ (2012 г.) по Кыргызской Республике (независимо от языков обучения).

Данная программа предусматривает изучение тем образовательного стандарта, распределяет учебные часы по разделам курса и предполагает последовательность изучения разделов и тем учебного курса «Информатика и ИКТ» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет количество практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся.

Базовый курс информатики и ИКТ обеспечивает обязательный минимум подготовки учащихся, по информатике определяемый государственным образовательным стандартом. Он предназначен для изучения в VII-IX классах общеобразовательных учебных заведений, оснащенных кабинетами компьютерной техники. По данному курсу на среднем уровне сложности ученик получает представление о предмете и необходимые практические навыки. При углубленном изучении предмета необходимо увеличить количество часов практических занятий для закрепления навыков.

Учителям следует творчески решить цели и задачи, поставленные Государственным стандартом информационного образования и обеспечить содержанием, которое направленно на достижение целей изучения информатики и ИКТ в школе, определены исходя из целей общего образования, сформулированных в концепции Государственного стандарта общего образования. Они учитывают необходимость всестороннего развития личности учащихся, освоения знаний, овладения необходимыми компетенциями, развития познавательных интересов и творческих способностей, воспитания черт личности, ценных для каждого человека и общества в целом.

II. Надо обратить внимание на отведенные часы по Информатике к базисному учебному плану.

План для всех общеобразовательных школ (независимо от языков обучения) на 2013/2014 учебный год.

 

Информатика   7 кл.  8 кл.  9 кл.

 

1ч. 2ч.    2ч.

 

Для школ-гимназий и школ-лицеев сохраняется гимназический и лицейский компоненты, которые реализуются через кружковую работу, чтение лекций, циклов, спецкурсов в лицейских и гимназических классах.

Основной формой образовательного процесса является урок. Чаще всего в первой части урока проводится объяснение нового материала, во второй части урока – планируется компьютерный практикум в форме практических работ, рассчитанных на 20-25 минут. Практические работы  направлены на отработку отдельных технологических приемов, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов.

Для осуществления образовательного процесса можно использовать элементы следующих педагогических технологий:

 Традиционное обучение;

 Развивающее обучение;

 Личностно-ориентированное обучение;

 Дифференцированное обучение;

 Проблемное обучение.

В основу процесса обучения  информатике заложены следующие формы организации учебной деятельности:

Общеклассные формы: урок-лекция, комбинированный урок, урок-игра,  консультация, лабораторно-практическая работа, программное обучение, зачетный урок.

 

Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой лабораторный практикум, групповые творческие задания.

Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий по программированию или информационным технологиям за компьютером, работа с обучающими программами за компьютером.

На уроках информатики в основном используются следующие методы обучения:

 словесные – лекция, рассказ, беседа;

 наглядные – иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные;

 практические — выполнение лабораторно-практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером.

Логический характер применения методов обучения: индуктивный; дедуктивный; репродуктивный; поисковый; репродуктивно-поисковый.

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: формирование интереса к учению; формирование долга и ответственности в учении.

Методы контроля и самоконтроля:

 устный контроль – фронтальный опрос, индивидуальный опрос, компьютерное тестирование;

 письменный контроль — контрольная работа; выполнение письменных тестовых заданий; письменные отчеты по лабораторно-практическим работам; диктанты по информатике;

 лабораторно-практический контроль – контрольные лабораторно-практические работы; работа с контролирующими программами;

 самоконтроль – устное воспроизведение изученного материала; письменное воспроизведение изученного материала; работа с обучающими программами; компьютерные тесты.

III. В новом учебном году возникает вопрос о соответствии учебной программы с учебниками по информатике и ИКТ. В настоящее время в школах с русским языком обучения учителя пользуются российскими учебниками. В связи с этим возникает необходимость написании учебников по информатике на русском языке, в соответствии с новой учебной программой. Также, к сожалению, ежегодно наблюдается нехватка учебников по информатике и в школах с кыргызским языком обучения.

К следующему учебному году планируется написать новый учебник по информатике и ИКТ, поэтому пока рекомендуется использовать дополнительные источники информации.

IV. Рекомендуются учебники, изданные в Кыргызстане и в России:

Общеобразовательная школа

8. Информатика. Базалык курс. 7-9-класстар үчүн окуу китеби. Орускулов Т.Р., Касымалиев М.У. 2006-ж.

9. 7-9-класстар үчүн маселелер жыйнагы. Орускулов Т.Р., Касымалиев М.У. 2003-ж.

10. «Мектепте информатиканы окутуу» – Информатик мугалимдер үчүн окуу колдонмо. Ибирайым кызы А., Мамбетакунов У.Э., Осипова Н.Н. 2013-ж.

11. «Жумушчу дептер» – 7-класстын окуучулары үчүн. Ибирайым кызы А. 2013-ж.

12. «Жумушчу дептер» – 8-класстын окуучулары үчүн. Ибирайым кызы А. 2013-ж.

13. Көӊүлдүү оюндардагы информатика: Окуучулар үчүн окуу курал. Мамбетакунов У.Э., Ибирайым кызы А. 2013-ж.

14.    «Электронный учебник по Информатике»/«Информатиканы окутуу боюнча Электрондук окуу колдонмо». Кыргызская академия образования. 2013 г.

А также:

• учебно-методический комплект (УМК) Н.Д. Угриновича «Информатика и ИКТ. Базовый курс». Учебник предназначен для продолжения изучения базового курса «Информатика и ИКТ» в 7-9 классах общеобразовательных школ, а также в классах предпрофильной подготовки по физико-математическому и информационно-технологическому профилям.

Содержание содействует формированию у учащихся:

• 7 класс: практических умений и навыков в области информационных технологий.

• 8 класс: практических умений и навыков в области обработки текстовой и числовой информации.

• 9 класс: алгоритмического и системного мышления, а также практических умений и навыков в области информационных и коммуникационных технологий.

Практические работы компьютерного практикума могут выполняться в различных операционных системах: Windows, Linux и Mac OS.

• УМК И.Г. Семакина: учебники для 8-9-ых классов, задачник и методическое пособие для учителя. Комплект допущен Министерством образования и науки Российской Федерации.

• Учебники предназначены для изучения базового курса информатики и ИКТ в общеобразовательных школах. Их содержание соответствует принятому стандарту по информатике и ИКТ. Учебник разделен на две части. Первая часть обеспечивает обязательный минимальный уровень изучения предмета. Материал второй части ориентирован на углубленный курс информатики.

• УМК Н.В. Макаровой: учебники, практикум-задачник по моделированию 7-9 кл., практикум по информационным технологиям 7-9 кл.

Таким образом, перед преподавателями информатики и руководителями образовательных учреждений (ОУ) на ближайшую перспективу стоят сложные задачи проведения учебно-воспитательной работы в ОУ не просто с использованием информационных технологий, но постоянное совершенствование уроков, постоянное самообразование и переподготовка на базе современных информационных технологий.

V. Для обсуждения на августовских заседаниях секций учителям информатики предлагаются следующие актуальные вопросы:

– содержание новой программы по предмету «Информатика и ИКТ»;

– деятельностный подход в обучении предмета «Информатика и ИКТ», приводящий к формированию у учащихся предметных и ключевых компетенций (по Стратегии и концепции развития системы образования в Кыргызской Республике до 2020 года).

– новые требования к образовательным результатам. Формирование ключевых компетенций и универсальных учебных действий;

– использование эффективных технологий обучения информатике:

• интерактивные формы и методы обучения,

• модульная технология,

• групповая технология и т.д.;

– проблема формирования положительной мотивации и интереса к изучению предметов школьного цикла при введении профильного обучения (согласно с Пост. Правительства КР №404 от сентября 1995 г.);

– обсуждение новых технологий оценивания образовательных процессов (Приказ МОиН КР №1114/1 от 21.12.09г.);

– применение интерактивных средств обучения (интерактивные доски, электронные учебники и т.д.) в учебном процессе;

– создание системы оценки качества образования на школьном уровне.

– использование современных технологий в управлении школой и в образовательном процессе;

– профильное обучение в старших классах как способ удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;

– учебно-методические комплекты нового поколения;

– формирование компетенции учащихся в области информационно-коммуникационных и Интернет-технологий;

– информационно-коммуникационные технологии и Интернет-технологии как фактор социализации сельских школьников.

В целях эффективности августовских педагогических конференций учителям информатики рекомендуется проводить:

• семинары,

•  круглые столы,

•  педагогические студии,

• презентации публичных докладов о состоянии и результатах развития обучения Информатики и ИКТ;

По возникающим вопросам просим обращаться по адресу: г. Бишкек, пр. Эркиндик, 25. Кыргызская академия образования, 1 этаж, каб. 13, 14. Тел: 622373 или по электронной почте ika379@mail.ru.

 

Ибирайым кызы Айжан

1 Kомментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*