Место предмета истории в современной образовательной системе независимой Кыргызской Республики определяется влиянием новейших политико-экономических, общественно-культурных изменений, происходящих в нашей стране и в мире. Если в эпоху Советского Союза образовательная система была преимущественно естественно-математического направления и создавала условия для развития экономики страны, то в XXI веке приоритетной становится проблема развития социально-коммуникативных компетентностей учащегося. Мы живем в век компьютеризации и величайших открытий, что предоставило человечеству все условия для гармоничного развития личности. Поэтому, при изучении историко-культурного развития Кыргызстана в совокупности с развитием мировых цивилизаций, современный учащийся должен осознавать себя не только как гражданин Кыргызстана, но и как гражданин мира.
Каждый изучаемый предмет в общеобразовательной школе имеет свою роль и значимые функции: образовательные, воспитательные, развивающие. Предмету «История» принадлежит ведущая роль при формировании социально-коммуникативной компетентности учащегося: формируется его умения применять полученные навыки и знания в повседневной жизни, используя опыт прошлого; определять причинно-следственные связи исторических процессов; анализировать и давать собственную оценку происходящим событиям в стране и мире.
1. Нормативно-правовые документы
Закон Кыргызской Республики “Об образовании”. 30.04.2003. №92 http://obrazovanie.kg/zakon_ob_obrazovanii/
Закон Кыргызской Республики о внесении изменений и дополнений в закон Кыргызской Республики «Об образовании». Эркин Тоо. 11.01.2013. № 1 (2267)
Государственный образовательный стандарт школьного образования Кыргызской Республики. Бишкек. “Билим куту”. 2006. Стр. 249-270
Постановление правительства Кыргызской Республики “О поэтапном сокращении школьной учебной нагрузки в общеобразовательных организациях Кыргызской Республики” (23.032012. №202). Эркин Тоо. 20.04.2012. № 33-34 (2183-2184)
Приказ Министерства образования и науки Кыргызской Республики «Об утверждении Базисных учебных планов общеобразовательных организаций Кыргызской Республики на 2012/2013 учебный год» (10.08.2012. № 529/1). Кут билим. 17.08.2012 г. № 31-32 (104890) стр. 3-7
Программа по истории для общеобразовательных школ, гимназий и лицеев. Бишкек – «Билим». 2013. 116-стр.
Указ президента Кыргызской Республики А. Атамбаева «Об образовании Комиссии по развитию исторической науки при Президенте Кыргызской Республики и создании Фонда исторического и культурного наследия народа Кыргызстана «Мурас» (25.04.2012. № 94). Эркин Тоо. 27.04.12. № 37-38. www.president.kg
Указ президента Кыргызской Республики А. Атамбаева «О Концепции укрепления единства народа и межэтнических отношений в Кыргызской Республике» (10.04.2013.). Эркин Тоо. 16.04.2013. № 29 (2295)
http://www.president.kg/files/docs/kontseptsiya_ukrepleniya_edinstva_naroda_i_mejetnicheskih_otnosheniy_v_kr.pdf
2. Предмет истории
2.1. Содержательные линии
5-класс.
1. Краткие рассказы по истории Кыргызстана (С древнейших времен до наших дней)
6-класс
1. История Кыргызстана и кыргызов (С древнейших времен до начала IX в.)
2. История Древнего мира
7-класс
1. История Кыргызстана и кыргызов (IX – XVIII вв.)
2. История Средних веков
8-класс
1. История Кыргызстана ХIХ в.
2. Новая история
9-класс
1. История Кыргызстана ХХ-ХХI вв.
2. Новейшая история
10-класс
1. История Кыргызстана и кыргызов (С древнейших времен до середины ХIX в.)
2. Мировая история (с древнейших времен до середины ХIX в.)
11-класс
1. История Кыргызстана (с середины ХIX в. до наших дней)
2. Мировая история (с середины ХIX в. до наших дней)
3.2. Методические пособия
Методика преподавания истории Кыргызстана в средней школе. Козубаева Б.У. Б.; 2013. (на русском и кыргызском языке)
Рабочие тетради по истории Кыргызстана для 5-11-классов Доталиев А.К.
Сборник заданий. Тестовые задания для оценивания знаний учеников. Козубаева Б.У. Б.; 2013. (на русском и кыргызском языке)
История в терминах. Козубаева Б.У. Б.; 2013. (на русском и кыргызском языке)
Примечание: русскоязычные школы КР могут использовать УМК выше указанных авторов учебников РФ.
4. Рекомендации для учителей
4.1. Работа с документами
Информация об общих нормативно-правовых документах приведена выше. Итак, основой в изучении предмета истории считается Государственный образовательный стандарт школьного исторического образования Кыргызской Республики. Стандарт определяет содержание исторического образования, нормы и требования, объём учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений.
Учебная программа – это документ, определяющий объем часов, содержание и количество знаний, умений и навыков, предназначенных к усвоению по разным учебным дисциплинам. Она основывается на обязательном выполнении установленного учебным планом объема часов, определяет базовый уровень содержания образования, обеспечивает последовательность изучения материала.
Календарно-тематический план – это документ, который обсуждается и составляется в каждой школе учителями-предметниками по одной из учебных дисциплин, и утверждается администрацией школы. Он включает общие разделы, данные в государственном стандарте и учебной программе, перечень тем, темы разделены по четвертям, точно указаны периоды проведения уроков, показаны методы проведения уроков, ожидаемые результаты.
4.2. На что необходимо обратить внимание в преподавании истории?
• Месту истории в системе социально-гуманитарных знаний, ее целям и задачам;
• Связи истории Кыргызстана и Мировой истории, их развитию в хронологической последовательности;
• Месту и роли Кыргызстана в мировом историческом процессе;
• Овладению учащимися глубокими знаниями об общественно-политической и социально-экономической жизни Кыргызстана;
• Знанию понятийного аппарата (исторических понятий и терминов);
• Формированию умения учащихся анализировать, сравнивать, делать выводы на основе не только учебника, но и используя дополнительные исторические материалы и литературу;
• Умению учащихся работать с различными логическими заданиями, применению полученных знаний в жизни;
• На основе полученных знаний умению личности оценить положение и принять правильное решение в разных жизненных ситуациях;
• Формированию у учащихся собственного взгляда на разные политические события и факты.
4.3. Проверка уровня знаний учащихся
• Теоретические знания: знание и понимание исторических фактов, терминов, деятельности исторических личностей;
• Различать основную и дополнительную информацию;
• Запоминать основные исторические даты;
• Отвечать письменно и устно по пройденным материалам;
• Уметь их сравнивать и анализировать, делать правильные выводы;
• Способность применять полученные знания при выполнении разных заданий, самостоятельно искать и находить новые материалы и выделять нужную и правильную информацию.
5. Тематические направления по проведению августовского педагогического совещания
Подготовка и использование документов в процессе преподавания истории
Формирование гражданственности при изучение исторического и культурного наследия на уроках истории, претворяя в жизнь документы местного и государственного уровней
В воспитательном направлении на уроках истории применить и осуществить на практике Концепцию укрепления единства народа и межэтнических отношений в Кыргызской Республике
Применение и всестороннее развитие передовых учебных методик на уроках истории
Организовать внеклассную деятельность по изучению и ознакомлению учащихся с местными историческими и культурными памятниками
Разработать рекомендации по подготовке учащихся к олимпиадам и обмену опытом между учителями
Применять наглядные пособия и технические средства обучения на уроках истории
Развивать познавательные способности учащихся с применением компьютерных технологий в обучении истории
Для вопросов и контактов просим обращаться по адресу:
Кыргызская Академия Образования
Бульвар Эркиндик, 25
Лаборатория историко-обществоведческого и эстетического образования, каб. № 12
тел: + (0312) 62 23 53; 62 23 68. моб. 0777500406.
uvaydullaevna80_22@mail.ru
М.Иманкулов,
Б.Козубаева
2.2. Учебная нагрузка | |||||||
Название курса | Классы | ||||||
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
1. История Кыргызстана/ часы | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
2. Мировая история / часы | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
3. Учебно-методический комплекс
3.1. Учебники |
||
Классы | Название | Авторы |
5 | Рассказы по истории Кыргызстана | 1. Мырзакматова. А.С. и др. Б.; 2008.
2. Доталиев А.Б.; 2009 |
6 | 1. История Кыргызстана и кыргызов | Чоротегин. Т.К. и др. Б.; 2008. (на русском языке 2012) |
2. История Древнего мира | Вигасин А. А., и.др. М.; 2010 | |
7 | 1. История Кыргызстана | Чоротегин. Т.К. и др. Б.; 2010. (на русском языке 2012) |
2. История Средних веков | Агибалова Е. В., и.др.; М.; 2012 | |
8 | 1. История Кыргызстана | Омүрбеков Т.Н. и др. Б.; 2010. |
2. История Нового времени | Юдовская А. Я., и.др. М.; 2012 | |
9 | 1. История Кыргызстана | Иманкулов М.К. Б.; 2012 |
2. Новейшая история. 9 класс. | Сороко-Цюпа О.С., и.др. М.; 2011 | |
10 | 1.История Кыргызстана: основные вехи | Осмонов О.Ж. и др. Б.; 2012. (на русском и кыргызском языке) |
2. 1. Всемирная история с древнейших времен до ХIХ в.
2.2. История мировых цивилизаций |
2.1. Алексашкина Л.Н. и др. М.; 2010
2.2. Хачатурян В. М. М.; 1999 |
|
11 | 1. История Кыргызстана: основные вехи | Осмонов О.Ж. и др. Б.; 2012. (на русском и кыргызском языке) |
2. 1. Мир ХХ веке. 11 класс
2.2. Новейшая история: XX век – начало XXI века |
2.1. Сороко-Цюпа О.С., и.др. М.; 2002
2.2. Алексашкина Л.Н. М.; 2005 |
Оставить комментарий