ИСТОРИЯ

Место предмета истории в современной образовательной системе независимой Кыргызской Республики определяется влиянием новейших политико-экономических, общественно-культурных изменений, происходящих в нашей стране и в мире. Если в эпоху Советского Союза образовательная система была преимущественно естественно-математического направления и создавала условия для развития экономики страны, то в XXI веке приоритетной становится проблема развития социально-коммуникативных компетентностей учащегося. Мы живем в век компьютеризации и величайших открытий, что предоставило человечеству все условия для гармоничного развития личности. Поэтому, при изучении историко-культурного развития Кыргызстана в совокупности с развитием мировых цивилизаций, современный учащийся должен осознавать себя не только как гражданин Кыргызстана, но и как гражданин мира.

Каждый изучаемый предмет в общеобразовательной школе имеет свою роль и значимые функции: образовательные, воспитательные, развивающие. Предмету «История» принадлежит ведущая роль при формировании социально-коммуникативной компетентности учащегося: формируется его умения применять полученные навыки и знания в повседневной жизни, используя опыт прошлого; определять причинно-следственные связи исторических процессов; анализировать и давать собственную оценку происходящим событиям в стране и мире.

 

1. Нормативно-правовые документы 

Закон Кыргызской Республики “Об образовании”. 30.04.2003. №92 http://obrazovanie.kg/zakon_ob_obrazovanii/

Закон Кыргызской Республики о внесении изменений и дополнений в закон Кыргызской Республики «Об образовании». Эркин Тоо. 11.01.2013. № 1 (2267)

Государственный образовательный стандарт школьного образования Кыргызской Республики. Бишкек. “Билим куту”. 2006. Стр. 249-270

Постановление правительства Кыргызской Республики “О поэтапном сокращении школьной учебной нагрузки в общеобразовательных организациях Кыргызской Республики” (23.032012. №202). Эркин Тоо. 20.04.2012. № 33-34 (2183-2184)

Приказ Министерства образования и науки Кыргызской Республики «Об утверждении Базисных учебных планов общеобразовательных организаций Кыргызской Республики на 2012/2013 учебный год» (10.08.2012. № 529/1). Кут билим. 17.08.2012 г. № 31-32 (104890) стр. 3-7

Программа по истории для общеобразовательных школ, гимназий и лицеев. Бишкек – «Билим». 2013. 116-стр.

Указ президента Кыргызской Республики А. Атамбаева «Об образовании Комиссии по развитию исторической науки при Президенте Кыргызской Республики и создании Фонда исторического и культурного наследия народа Кыргызстана «Мурас» (25.04.2012. № 94). Эркин Тоо. 27.04.12. № 37-38. www.president.kg

Указ президента Кыргызской Республики А. Атамбаева «О Концепции укрепления единства народа и межэтнических отношений в Кыргызской Республике» (10.04.2013.). Эркин Тоо. 16.04.2013. № 29 (2295)

http://www.president.kg/files/docs/kontseptsiya_ukrepleniya_edinstva_naroda_i_mejetnicheskih_otnosheniy_v_kr.pdf

 

2. Предмет истории

2.1. Содержательные линии

5-класс.

1. Краткие рассказы по истории Кыргызстана  (С древнейших времен до наших дней)

6-класс

1. История Кыргызстана и кыргызов (С древнейших времен до начала IX в.)

2. История Древнего мира

7-класс

1. История Кыргызстана и кыргызов (IX – XVIII вв.)

2. История Средних веков

8-класс

1. История Кыргызстана  ХIХ в.

2. Новая история

9-класс

1. История Кыргызстана  ХХ-ХХI вв.

2. Новейшая история

10-класс

1. История Кыргызстана и кыргызов (С древнейших времен до середины ХIX в.)

2. Мировая история (с древнейших времен до середины ХIX в.)

11-класс

1. История Кыргызстана (с середины ХIX в. до наших дней)

2. Мировая история (с середины ХIX в. до наших дней)

3.2. Методические пособия

 

Методика преподавания истории Кыргызстана в средней школе. Козубаева Б.У. Б.; 2013. (на русском и кыргызском языке)

Рабочие тетради по истории Кыргызстана для 5-11-классов Доталиев А.К.

Сборник заданий. Тестовые задания для оценивания знаний учеников. Козубаева Б.У. Б.; 2013. (на русском и кыргызском языке)

История в терминах. Козубаева Б.У. Б.; 2013. (на русском и кыргызском языке)

Примечание: русскоязычные школы КР могут использовать УМК выше указанных авторов учебников РФ.

 

4. Рекомендации для учителей

4.1. Работа с документами

Информация об общих нормативно-правовых документах приведена выше. Итак, основой в изучении предмета истории считается Государственный образовательный стандарт школьного исторического образования Кыргызской Республики. Стандарт определяет содержание исторического образования, нормы и требования, объём учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений.

Учебная программа – это документ, определяющий объем часов, содержание и количество знаний, умений и навыков, предназначенных к усвоению по разным учебным дисциплинам. Она основывается на обязательном выполнении установленного учебным планом объема часов, определяет базовый уровень содержания образования, обеспечивает последовательность изучения материала.

Календарно-тематический план – это документ, который обсуждается и составляется в каждой школе учителями-предметниками по одной из учебных дисциплин, и утверждается администрацией школы. Он включает общие разделы, данные в государственном стандарте и учебной программе, перечень тем, темы разделены по четвертям, точно указаны периоды проведения уроков, показаны методы проведения уроков, ожидаемые результаты.

 

4.2. На что необходимо обратить внимание в преподавании истории?

• Месту истории в системе социально-гуманитарных знаний, ее целям и задачам;

• Связи истории Кыргызстана и Мировой истории, их развитию в хронологической последовательности;

• Месту и роли Кыргызстана в мировом историческом процессе;

• Овладению учащимися глубокими знаниями об общественно-политической и социально-экономической жизни Кыргызстана;

• Знанию понятийного аппарата (исторических понятий и терминов);

• Формированию умения учащихся анализировать, сравнивать, делать выводы на основе не только учебника, но и используя дополнительные исторические материалы и литературу;

• Умению учащихся работать с различными логическими заданиями, применению полученных знаний в жизни;

• На основе полученных знаний умению личности оценить положение и принять правильное решение в разных жизненных ситуациях;

• Формированию у учащихся собственного взгляда на разные политические события и факты.

 

4.3. Проверка уровня знаний учащихся

• Теоретические знания: знание и понимание исторических фактов, терминов,   деятельности исторических личностей;

• Различать основную и дополнительную информацию;

• Запоминать основные исторические даты;

• Отвечать письменно и устно по пройденным материалам;

• Уметь их сравнивать и анализировать, делать правильные выводы;

• Способность применять полученные знания при выполнении разных заданий, самостоятельно искать и находить новые материалы и выделять нужную и правильную  информацию.

 

5. Тематические направления по проведению августовского педагогического совещания

Подготовка и использование документов в процессе преподавания истории

Формирование гражданственности при изучение исторического и культурного наследия на уроках истории, претворяя в жизнь документы местного и государственного уровней

В воспитательном направлении на уроках истории применить и осуществить на практике Концепцию укрепления единства народа и межэтнических отношений в Кыргызской Республике

Применение и всестороннее развитие передовых учебных методик на уроках истории

Организовать внеклассную деятельность по изучению и ознакомлению учащихся с местными историческими и культурными памятниками

Разработать рекомендации по подготовке учащихся к олимпиадам и обмену опытом между учителями

Применять наглядные пособия и технические средства обучения на уроках истории

Развивать познавательные способности учащихся с применением компьютерных технологий в обучении истории

Для вопросов и контактов просим обращаться по адресу:

Кыргызская Академия Образования

Бульвар Эркиндик, 25

Лаборатория историко-обществоведческого и эстетического образования, каб. № 12

тел: + (0312) 62 23 53; 62 23 68. моб. 0777500406.

uvaydullaevna80_22@mail.ru

 

М.Иманкулов,

Б.Козубаева

2.2. Учебная нагрузка
Название курса Классы
5 6 7 8 9 10 11
1. История Кыргызстана/ часы 1 1 1 1 1 1 1
2. Мировая история / часы   1 1 1 1 1 1

 

3. Учебно-методический комплекс

3.1. Учебники

Классы Название Авторы
5 Рассказы по истории Кыргызстана 1. Мырзакматова. А.С. и др. Б.; 2008.

2. Доталиев А.Б.; 2009

6 1. История Кыргызстана и кыргызов Чоротегин. Т.К. и др. Б.; 2008. (на русском языке 2012)
2. История Древнего мира Вигасин А. А., и.др. М.; 2010
7 1. История Кыргызстана Чоротегин. Т.К. и др. Б.; 2010. (на русском языке 2012)
2. История Средних веков Агибалова Е. В., и.др.; М.; 2012
8 1. История Кыргызстана Омүрбеков Т.Н. и др. Б.; 2010.
2. История Нового времени Юдовская А. Я., и.др. М.; 2012
9 1. История Кыргызстана Иманкулов М.К. Б.; 2012
2. Новейшая история. 9 класс. Сороко-Цюпа О.С., и.др. М.; 2011
10 1.История Кыргызстана: основные вехи Осмонов О.Ж. и др. Б.; 2012. (на русском и кыргызском языке)
2. 1. Всемирная история с древнейших времен до ХIХ в.

2.2. История мировых цивилизаций

2.1. Алексашкина Л.Н. и др. М.; 2010

2.2. Хачатурян В. М.  М.; 1999

11 1. История Кыргызстана: основные вехи Осмонов О.Ж. и др. Б.; 2012. (на русском и кыргызском языке)
2. 1. Мир ХХ веке. 11 класс

2.2. Новейшая история: XX век – начало XXI века

2.1. Сороко-Цюпа О.С., и.др. М.; 2002

2.2. Алексашкина Л.Н. М.; 2005

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*