1. О задачах обучения предмета математики.
Во все времена и в каждой стране математика считалась одним из основных предметов школьного образования. И это не случайно, причиной этому служит то, что предмет способствует развитию навыков мышления у учащихся, а также играет важную роль в решении многих проблем применяемых в жизни и в практике.
Всеобщую ценность математического образования придали не только ее ежедневная и профессиональная необходимость и потребность, но то, что она выступает важным поддерживающим звеном в развитии многих наук, технологии и производства. В связи с этим и сегодня востребована математическая логика мышления, креативный подход в решении жизненных проблем. Но главное – математика помогает развитию человеческих качеств, гарантирует достижение учащимися поставленных целей, которые часто выражаются в форме компетенций.
При традиционном подходе, содержание и результаты обучения учащихся определяются достаточно четко. Например, соответствие программе, научность, доступность, практическая направленность, развитие познавательной активности и самостоятельность учащихся и т.д. При компетентностном подходе эти требования необходимо сохранить, а если требуется их изменение, то делать это с большой осторожностью и они должны носить эволюционный характер.
Сегодня общеобразовательные школы работают по новым учебным планам и программам. Для адаптации учащихся в новых условиях учителю необходимо вовремя скорректировать собственную педагогическую позицию относительно предмета математики. Под адаптацией мы рассматриваем приспособление учителя к новым условиям социальной среды.
Среди методических вопросов требующих особого внимания учителей, это прежде всего:
– использование на уроках логические методы познания как анализ, индукция, дедукция, аналогия, сравнение, классификация и др.;
– проведения интерактивных методов, проектов, экспериментов, практических и лабораторных работ;
– применения на уроках математики цифровых образовательных ресурсов (интерактивные доски, диски, видеоматериалы, компьютеры, сотовые телефоны и др.);
– формирование ключевых математических компетентностей, которые определяют успешную адаптацию выпускника в обществе.
2. Об изменениях в учебных планах.
В базовом учебном плане для общеобразовательных школ Кыргызской Республики по предмету математика произошли следующие изменения:
• В 5-ом и в 11-ом классах недельная учебная нагрузка снизилась на 1 час;
• в 6, 7, 8, 9 классах недельная учебная нагрузка снизилась на 2 часа;
• в первом полугодии 10 класса недельная нагрузка увеличился на 1 час.
Опыт работы учителей математики в течении 2012/2013 уч.г. показал
необходимость распределения часов курса математики по следующим предметам (Таблица 1).
Таблица 1
Изменение недельной нагрузки часов по математике оказывает существенное влияние на весь учебный процесс: отбор учебного материала, способов его подачи, систему заданий, приемы контроля и др. Эти изменения обязывают учителя математики изменить ранее наработанные методические подходы, основанные на принципах целесообразности, доступности, оптимальности и т.д. А также, ориентация своей деятельности от информационно – знаниевого подхода к компетентностной.
3. Изменения в программах по математике.
В соответствии с изменениями в учебной нагрузке по математике, произошла корректировка учебной программы в 5 – 11 классах. Эти изменения в часах выглядят следующим образом (Таблица 2).
Таблица 2
Всего с 5 по 11 классы по предмету математика произошли изменения в объеме 306 часов, которые выглядят так: Математика в 5 классе сокращен на 34 часа; математика в 6 классе сокращен на 68 часов; алгебра в 7 классе сокращен на 53 часа; геометрия на 18 часов; алгебра в 8 классе сокращен на 53 часа; геометрия на 15 часов; алгебра в 9 классе сокращено на 49 часов; геометрия на 19 часов; алгебра и начала анализа в 10 классе в первом полугодии увеличена на 15 часов и геометрия увеличена на 4 часа; алгебра и начала анализа в 11 классе сокращена на 15 часов, геометрия на 19 часов.
Более подробно, тематическое сокращение часов по учебной программе математика дано в сайте Кыргызской академии образования по адресу: www. КАО.kg
В 2013-2014 учебном году преподавание математики в средних и старших классах осуществляется на основании «Программы по математике для учащихся V-XI классов; – Бишкек: изд. центр КАО,-2012.-24с.
4. Какие учебники по математике использовать (в новом учебном году).
В школах с русским языком обучения рекомендуем использовать в качестве основного учебника следующие книги (Таблица 3).
Таблица 3
На уроках математики в качестве дополнительных учебников можно использовать следующие книги:
По усмотрению учителя, методического совета и по согласию вышестоящих органов образования возможны и другие варианты использования учебников.
В последние годы новые направления в школьной математике, связаны в основном с внедрением в учебный процесс более современных средств обучения и информационных ресурсов. В связи с этим, во многих странах, в том числе и в Кыргызстане проводятся экспериментальные исследования по созданию новых программ, учебников. Необходимость реформы математического образования продиктованы в большей степени не педагогическими соображениями, а социальными, в частности, решить проблему перегруженности.
Программа по математике задает перечень материалов, обязательных для изучения, т.е. определяет содержание обучения, по каждому классу. Сложность в том, что учитель в течении учебного года должен сам выбирать порядок изложения программного материала, располагать и планировать его таким образом, чтобы максимально использовать ту методику, которую он считает наилучшей и наиболее эффективной в достижении поставленных целей.
6. Вопросы для обсуждения на августовском совещании
На августовском совещании учителей-математики рекомендуем обсудить следующие проблемы:
1. О логике учебного процесса и структуры процесса усвоения математических знаний.
2. О современных дидактических концепциях предмета математики.
3. Современные практические подходы к разработке теории личностно – развивающего обучения.
4. Пересмотреть по классное содержание математического образования, связанное с сокращением учебной нагрузки.
5. О государственном стандарте математического образования. Связанных с оптимизацией учебного процесса.
6. Об использовании современных форм и методов обучения на уроках математики, связанных с формированием компетентности учащихся.
7. О системе контроля и оценки учебных достижений учащихся.
8. О воспитании математической культуры учащихся.
9. О педагогических технологиях и мастерстве учителя.
10. Тематическое планирование как результат творческой деятельности учителя.
С.Елисеевич
№ | класс | Предметы | |||||
Математика | Алгебра | Геометрия | |||||
1 полугодие | 2 полугодие | 1 полугодие | 2 полугодие | 1 полугодие | 2 полугодие | ||
1. | 5 | 4 | 4 | ||||
2. | 6 | 4 | 4 | ||||
3. | 7 | – | – | 3 | 2 | 1 | 2 |
4. | 8 | – | – | 3 | 2 | 1 | 2 |
5. | 9 | – | – | 2 | 3 | 2 | 1 |
6. | 10 | – | – | 3 | 2 | 1 | 2 |
7. | 11 | – | – | 2 | 3 | 2 | 1 |
№ п/п | Классы | Предметы | Было | Стало в 2013-2014 уч. г. |
1. | 5 | Математика | 170 | 146 |
2. | 6 | Математика | 204 | 146 |
3. | 7 | Алгебра | 136 | 83 |
4. | 7 | Геометрия | 68 | 53 |
5. | 8 | Алгебра | 136 | 83 |
6. | 8 | Геометрия | 68 | 53 |
7. | 9 | Алгебра | 136 | 87 |
8. | 9 | Геометрия | 68 | 49 |
9. | 10 | Алгебра жана анализдин башталышы | 68 | 83 |
10. | 10 | Геометрия | 34 | 53 |
11. | 11 | Алгебра жана анализдин башталышы | 102 | 87 |
12. | 11 | Геометрия | 68 | 49 |
№ п/п | Класс | Наименования учебника | Авторы | Год создания | Издательство |
1 | 5 | Математика | Виленкин Н.Я. | 2005 | М.: Мнемозина |
2 | 5 | Математика | Зубарева И.И., Мордкович А.Г. | 2005 | М.: Мнемозина |
3 | 6 | Математика | Виленкин Н.Я. | 2005 | М.: Мнемозина |
4 | 6 | Математика | Зубарева И.И., Мордкович А.Г. | 2005 | М.: Мнемозина |
5 | 7 | Алгебра | Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. | 2005 | М.: Просвещение |
6 | 7 | Алгебра | Алимов Ш.А. | 2005 | М.: Просвещение |
7 | 7 – 9 | Геометрия | Погорелов А.В. | 2001 | М.: Просвещение |
8 | 7 – 9 | Геометрия | Атанасян Л.С. | 2005 | М.: Просвещение |
9 | 8 | Алгебра | Макарычев Ю.Н. | 2005 | М.: Мнемозина |
10 | 8 | Алгебра | Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. | 2005 | М.: Просвещение |
11 | 8 | Алгебра | Алимов Ш.А. | 2005 | М.: Просвещение |
12 | 9 | Алгебра | Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. | 2005 | М.: Просвещение |
13 | 9 | Алгебра | Алимов Ш.А. и др.4 | 2005 | М.: Просвещение |
14 | 10 | Алгебра и математический анализ | Виленкин Н.Я. | 2005 | М.: Мнемозина |
15 | 10-11 | Алгебра и математический анализ | Алимов Ш.А. | 2005 | М.: Просвещение |
16 | 10-11 | Геометрия | Погорелов А.В. | 2002 | М.: Просвещение |
17 | 10-11 | Геометрия | Атанясан Л.С. | 2001 | М.: Просвещение |
№ п/п | Класс | Наименование учебника | Авторы | Год издания | Издательство |
1 | 5 | Математика | Дорофеев Г.Ф., Шарыгин И.Ф. | 2005 | М.: Просвещение |
2 | 5 | Арифметика | Никольский С.М. | 2001 | М.: Просвещение |
3 | 5 | Математика 1, 2 часть | Петерсон Л.Г., Дорофеев Г.В. | 2003 | Ювента |
4 | 6 | Арифметика | Никольский С.М. | 2001 | М.: Просвещение |
5 | 6 | Математика 1,2,3 часть | Петерсон Л.Г., Дорофеев Г.В. | 2003 | Ювента |
6 | 7 | Алгебра | Дорофеев Г.В. | 2001 | М.: Просвещение |
7 | 7-9 | Геометрия | Шарыгин И.Ф. | 2005 | М.: Просвещение |
8 | 8 | Алгебра | Виленкин Н.Я. | 2005 | М.: Просвещение |
9 | 8 | Математика, Алгебра, функции, анализ данных | Дорофеев Г.В. | 2002 | М.: Просвещение |
10 | 9 | Алгебра | Виленкин Н.Я. | 2005 | М.: Просвещение |
11 | 9 | Математика, Алгебра, функции, анализ данных | Дорофеев Г.В. | 2002 | М.: Просвещение |
12 | 10 | Алгебра и математический анализ | Колягин Ю.М. | 2005 | М.: Мнемозина |
13 | 10-11 | Геометрия | Александров и др. | 2005 | М.: Просвещение |
14 | 10-11 | Геометрия | Шарыгин И.Ф. | 2005 | М.: Просвещение |
жакшы
6-класс кыргызкий Математика