ТРУДОЛЮБИЕ И ЕДИНСТВО – ОПОРА ОТЕЧЕСТВА

(Примерный образец первого урока 1 сентября 2013-2014 учебного года в 5-11 классах общеобразовательных школ Кыргызской Республики)

Цель урока:

– Учащиеся получат понятие о трудолюбии, о мире и согласии и единстве народов;

– Используя разные источники и анализируя их, сделают выводы что труд и единство – основа жизни, залог каждого гражданина в развитии государства;

– Работая с источниками информации, получат навыки работы в группе, умения высказывать свою точку зрения и выступать перед аудиторией.

Оборудование:

Доска, ватманы, разноцветные маркеры, скотч и т.д.

Методические рекомендации по проведению урока:

В соответствии с идеей урока основной акцент сделан на самостоятельность учащихся, на развитие у них критического мышления, и взаимодействие всех обучающихся, включая педагога. Педагог выступает лишь в роли организатора процесса обучения, создателя условий для инициативы учащихся.

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя (5 мин.):

Труд – осознанная волевая, общественно-полезная  деятельность, направленная на создание материальных или духовных ценностей.

«Труд в наше время – это

великое право и великая  обязанность»

Виктор Гюго

Упруга сталь, и целина черства,

Но надо быть в любом труде артистом…

Хвала жнецам, шахтерам, трактористам,

В своих делах достигших мастерства.

Вы каждый миг кладете на весы,

Вам нелегка секундная утрата.

Вы хорошо проверили часы

И подстегнули стрелки циферблата.

Вы овладели тайнами машин,

Вы каждый винт проверили на деле.

И нет таких пределов и вершин,

Которых вы достичь бы не сумели.

(Б. Ковынев)

Человечество обрело всё лучшее в упорном труде и единстве. И в разных уголках нашего Кыргызстана имеются экономические особенности, связанные с географическим расположением региона. А наш район (город, село) чем славится по всей республике? Кого вы знаете, кто своим трудом внёс вклад в развитие Кыргызстана? (Вклад в развитие Кыргызстана – это не обязательно работать врачом, бизнесменом или депутатом, это еще означает жить в селе, внося вклад в развитие малой родины)

После беседы с учащимися учитель делит их на группы.

1-й этап (8 мин.)

Учитель: Труд основа хорошей и благоустроенной жизни. Но есть и такие люди, которые не хотят работать и как сорняк, напивающийся воды благодаря рису, они живут за счет других. Наш мудрый народ веками накопил поучительные пословицы про первых и вторых.  Задание 1-го этапа: пословицы, оно состоит из двух шагов.

1-е задание «Берите своё». В пословицах вместо многоточия поставьте нужные слова (их можно написать на доске или раздать в виде карточек со словами).

2-е задание «О чём идёт речь?». Прочтите внимательно пословицы, вам не кажется, что они как-то связаны между собой. Ваша задача найти ключевые слова, т.е. о чём идёт речь?

Пословицы для 1–й группы: 

Тот, кто видел отца – пули льет; Та, которая видела мать – ……. шьет (платье)

…….. поработаешь, вкусно поешь (трудно)

На пастбище много скота, то и скатерть будет …… (жирна)

Кто поле день покопает, тот ….. хлеба узнает (вкус)

Благодать не в бае, а в …..  и в обработанном поле (народе)

Человек познается не ………., а делами (словами)

Пословицы для 2–й группы:

Шею скакуна пуля срезает, шею молодца …… срезает (нужда)

Голодный ……… драчлив, тощая овца корежлива (человек)

У кого нет …… , у того нет хлеба, у кого нет хлеба, у того нет здоровья (зерна)

Кто на солнце уповает, тот от холода замерзает, кто на бая уповает, тот с …… умирает (голоду)

Самому готовить – ……. еда, гостить по домам – легкая еда (трудная)

Языком хлеб убирает, а ногами ….. собирает (колос)

Ответы:

1-е задание: вкус, голод, зерно, колос, народ, нужда, платье, словами, трудная, тяжело, человек

2-е задание: трудолюбие, лень

Учитель:

Молодцы, ребята. Какие из пословиц вам больше понравились, почему? Какие ещё мудрые пословицы знаете о трудолюбии и лени?

После краткой беседы с учениками, учитель обращается к классу:

Чтобы жить хорошо, надо трудиться. Но, что будет, если я буду трудиться по-своему, ты будешь работать только на себя? (Как в басне И. Крылова «Лебедь, щука и рак») Что надо сделать?

Направляя ребят наводящими вопросами, педагогу рекомендуется привести учащихся к идее о «единстве народов»

2-й этап (12 м.)

Учитель:

Надеюсь, вы осознали, что работать вместе выгодно и полезно, чем трудиться в одиночку. Этот навык и был заложен кыргызским народом, веками жившим в мире и согласии. И сегодня все народы, живущие в Кыргызстане, вкладывают огромный труд в развитие нашей страны. Следующее задание будет подтверждением этого. Оно называется «Устами мудрых людей», т.е. мудрые слова великих людей о труде и единстве. Ваша задача: 1-я группа выберите афоризмы, связанные с трудом, а 2-я группа – афоризмы про единство, и напишите на плакат (ватман).

«Устами мудрых людей»

«Жить – значит работать. Труд есть жизнь человека»

Вольтер

• «Трудитесь с усердием, ибо труд нужен для своего собственного благополучия и полезен для здоровья»

Пенн Вильям

«Если труд, то труд такой, чтоб польза была и честь»

Луцилий

«Выдающиеся личности формируются не посредством красивых речей, а собственным трудом и его результатами»

А. Эйнштейн

«Труд притупляет горе»

Цицерон

«Труд должен быть сообразен силам человека. Он дурен, то есть неприятен тогда, когда превышает их»                                       

Чернышевский Н. Г.

Акбалта:

«Не имея дерева, посаженной на земле,

Высоко голову не можешь поднять

Не трудишься, не пашешь поле

Как можешь, при этом спокойно спать

Трудись, мой народ, трудись, не ленись

Сытым будешь, земля – это благодать»

Жеӊижок: «Честный труд – вера наша,

Предки наши – хранители наши.

Нет конца труду никогда и нигде,

Достигло человечество всего лучшего,

Соревнуясь и трудясь совместно»

Гарриет Бичер-Стоу: «Чувство единства нации невозможно без уважения к себе, которое в свою очередь невозможно без свободы»

Джон Кеннеди: «Не спрашивай, что может сделать страна для меня, а спрашивай, что я могу сделать для своей страны».

Махатма Ганди: «Если хочешь изменить мир, стань таким, каким ты хочешь его видеть»

Ральф Уолдо Эмерсон: «Истинный показатель цивилизации – не уровень богатства и образования, не величина городов, не обилие урожаев, а облик человека, воспитываемого страной»

К.Д. Ушинский: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само отыщет вас»

Фукидид: «Признание в бедности – не позор, но позорно не стремиться избавиться от нее трудом»

Хасимото Рюити: «Надо, чтобы условия, а не управляющие заставляли людей работать»

Цельс Авель Корнелий: «Бездействие ослабляет тело, а труд укрепляет: первое приводит к преждевременной старости, а последний удлиняет молодость»

Чарльз Дарвин: «Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на происходящие изменения»

Неизвестный автор: «Великие нации всегда являются плодом смешения нескольких рас; они подобны хорошей бронзе, в которую входит много металлов»

Ответы: Мысли Вольтера, Пенна Вильяма, Луцилия, А. Эйнштейна, Цицерона, Н. Г. Чернышевского, Акбалты, Жеңижок, Махатмы Ганди, К.Д. Ушинского, Фукидида, Хасимото Рюити, Авеля Корнелия Цельса, Чарльза Дарвина о труде; Гарриет Бичер-Стоу, Джон Кеннеди, Ральф Уолдо Эмерсон и Неизвестный автор рассуждают о единстве.

Однако в списке есть два определения, которые требуют уточнения.

Первое: обе команды в своей презентации могут включить в список афоризм Махатма Ганди. В таком случае обе команды будут правы. Потому что, если хочешь видеть мир, страну цветущими, зелёными и с небоскрёбами, начни сначала со своего дома, сада, включай в это дело соседей, родных, знакомых. И тогда в единстве с народом свершится чудо, у всех всё получится.

Второе: Когда ребята будут работать с афоризмами, у них могут возникнуть вопросы по поводу слов Ральфа Эмерсона. Сначала может показаться, что слова Эмерсона противоречат нашей воспитательной цели. Но в этих словах есть глубокий смысл: какая польза от богатого и образованного человека, не помогающего нуждающимся? Какая польза от городской культуры, которая влияет только на свой узкий круг и не знает сельских проблем? Какая польза от труда дехканина, который свой труд не может использовать на благо себе и народу? Государство – институт, который объединяет все социальные слои общества: богатых и образованных, городских и сельских. Несмотря на свой социальный статус, гражданин обязан трудиться для развития и единства страны, за его мир и процветание. В свою очередь государство обеспечивает своим гражданам социальное и культурное развитие, правовую, моральную и физическую защиту. Итак, здесь заложена идея единства между государством и гражданином.

Презентация групп, и примерные вопросы для беседы:

Почему Акбалта говорит о труде кыргызам, переселившимся на Алтай? Чем занимались кыргызы до переселения на Алтай? Как вы думаете, почему Жеңижок считает честный труд – высшим делом? По К.Д.Ушинскому, когда человек счастлив? По словам Махатма Ганди, с чего ты хотел бы начать изменения? Почему Фукидид считает позором не бедность, а лень? По последним данным Кыргызстан находится в списке беднейших стран мира, итак, для кыргызстанцев что является позором: бедность или лень? Что надо сделать каждому гражданину, чтобы наш Кыргызстан стал развитой и богатой страной? Ты согласен с определениями Хасимото Рюити, почему? Что ты знаешь о родине Рюити Японии? Как достигла Япония статуса самой развитой страны в мире? Правда, что лень, ослабив организм, вызывает преждевременное старение? Приведи примеры. Что значит по Дарвину, приспосабливаться к изменениям?

Почему Гарриет Бичер-Стоу считает, что единство нации в самоуважении и в свободе? Соответствуют ли слова Джона Кеннеди нынешнему общественному мнению Кыргызстана? Что ты сможешь сделать для Кыргызстана? По мнению Ральфа Эмерсона, какой должен быть истинный гражданин, представляющий цивилизацию? Ты согласен с мнениями неизвестного автора? Какое общество нужно нам, чтобы быть великой нацией?

3 этап (18 мин.) стратегия «Чтение с остановками»

Учитель: Наше следующее задание называется «Легенды всех времён». Обе команды будут работать с разными текстами. Текст состоит из трёх частей и соответственно задание делится на три шага.

1-й шаг. Ознакомившись с первым абзацем текста, напишите на строчках, данных ниже, что будет дальше.

2-й шаг. Получив второй абзац текста, сравните со своими ответами, и, обсудив прочитанный вами текст, напишите свое мнение о развитии событий.

3-й шаг. Третий абзац текста – это уже конец легенды. Прочитав его, повторите действие 2-го шага. Но то, что вы напишете в конце текста, это уже не проверяется, то есть, ваше согласованное мнение заканчивает легенду.

Каждый раз, когда группы напишут своё мнение о развитии событий, обсуждайте ответы вместе с классом. Ответы могут быть разными; объясните ребятам, что их мнения тоже правильные, что было бы, если события развивались именно так, как они считают, может это бы привело к другим последствиям и результатам. 

Текст для 1-й группы

Цена вспыльчивости

1. Однажды Будда проходил со своими учениками мимо деревни, в которой жили недруги буддистов. Жители деревни выскочили из домов, окружили Будду и его учеников, и начали их оскорблять. Ученики Будды начали распаляться и готовы были дать им отпор

_______________________________________________________________________________________________________

 

2. Но слова Будды привели в замешательство и жителей деревни, и его учеников.

Он повернулся к ученикам и сказал:

– Вы разочаровали меня. Эти люди делают своё дело. Они разгневаны. Им кажется, что я враг их религии, их моральных ценностей. Эти люди оскорбляют меня, и это естественно. Но почему вы сердитесь? Почему вы позволили этим людям манипулировать вами? Вы сейчас зависите от них. Разве вы не свободны?

Жители деревни не ожидали такой реакции. Они были озадачены и притихли. В наступившей тишине Будда повернулся к ним:

– Вы всё сказали? Если вы не всё сказали, у вас ещё будет возможность высказать мне всё, что вы думаете, когда мы будем возвращаться.

Люди из деревни были в полном недоумении, они спросили:

– Но мы же оскорбляли тебя, почему же ты не сердишься на нас?

– Вы – свободные люди, и то, что вы сделали, – ваше право. Я на это не реагирую. Я тоже свободный человек. Ничто не может заставить меня реагировать, и никто не может влиять на меня и манипулировать мною. Я хозяин своих проявлений. Мои поступки вытекают из моего внутреннего состояния. А теперь я хотел бы задать вам вопрос, который касается вас. Жители деревни рядом с вашей приветствовали меня, они принесли с собой цветы, фрукты и сладости. Я сказал им: «Спасибо, но мы уже позавтракали. Заберите эти фрукты с моим благословением себе. Мы не можем нести их с собой, мы не носим с собой пищу». Теперь я спрашиваю вас: «Что они должны делать с тем, что я не принял и вернул им назад?»

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Один человек из толпы сказал:

– Наверное, они забрали это домой, а дома раздали фрукты и сладости своим детям, своим семьям.

Будда улыбнулся:

– Что же будете делать вы со своими оскорблениями и проклятиями? Я не принимаю их. Если я отказываюсь от тех фруктов и сладостей, они должны забрать их обратно. Что можете сделать вы? Я отвергаю ваши оскорбления, так что и вы уносите свой груз по домам и делайте с ним всё, что хотите..……….»

__________________________________________________________________________________________________________________

Текст для 2-й группы

Как люди мост построили

1. Весной разливом снесло возле деревни деревянный мост через реку. Расстроились крестьяне: теперь до города можно было добраться только на лодке.

– На себе урожай не унесёшь. Без моста не сможем ездить в город торговать. Надо новый мост построить, каменный, – решили крестьяне.

Поручили стоить мост нескольким самым сильным молодым крестьянам. Только начали они стройку, горячая пора пришла: надо было поля пахать, зерно сеять, огороды сажать.

_________________________________________________________________________________________________________

 

2. Так и осталась деревня без моста.

Только один крестьянин не успокоился. Хотел он летом снова за дело взяться, да никто не согласился ему помогать. Попробовал крестьянин один строить, но понял, что не справится. Пошёл крестьянин к мудрому старцу посоветоваться. Взял старец чашку с водой, капнул каплю на цветок и сказал:

– Одной капли и травинке мало, а множество капель всю землю напоит. Без тучи дождя не будет, без людей дело не сделается. Назначь день и собирай людей.

____________________________________________________________________________________________________________

 

3. Пошёл тогда крестьянин по окрестным деревням и везде повторял слова старца.

В назначенный день собрались сотни крестьян. Одни из каменоломни камни возили, другие их обтёсывали. Третьи опоры моста из камней строили. Четвёртые — деревья рубили и по реке сплавляли. Через неделю мост был готов: опоры каменные, настил из прочных брёвен сделан.

Все хвалили крестьянина, а он сказал:

– Сами себя хвалите. Без тучи дождя не будет, без людей дело не сделается.

______________________________________________________________________________________________________________

 

Примерные вопросы для обсуждения:

Почему все из второй деревни были против Будды? Почему Будда, отнёсся к жителям обеих деревень одинаково, несмотря на разные приёмы? Какова цена вспыльчивости? Объясни значение пословицы «Залог счастья в единстве». Что было бы, если крестьянин не поднял бы инициативу? Какие уроки вы получили из прочитанного? Есть ли в них элементы трудолюбия и единства?

Учитель (2 мин.):

Однажды у мудреца спросили «Что такое Патриотизм?». «Патриотизм – убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней родился!» ответил он. В каком бы уголке нашей республики, и в какой бы точке мира мы не находились, это наш Кыргызстан! Сделать Кыргызстан процветающей страной зависит только от нас. Давайте сделаем так, чтобы наш Кыргызстан процветал!

В завершении поблагодарите всех учащихся и пожелайте им всего наилучшего.

Домашнее задание: Напишите эссе на тему трудолюбия и единства.

Дополнительная информация для учителя:

Акбалта – персонаж из эпоса «Манас». Мудрец Акбалта своими мудрыми словами, примерными действиями напутствовал кыргызов, переселившихся на Алтай, заниматься земледелием.

Гарриет Бичер-Стоу (1811-1896) – Американская писательница, автор знаменитого романа «Хижина дяди Тома». Она выступала за то, чтобы женщины получали образование и уничтожение рабовладельческого строя.

Джон Фицджеральд Кеннеди (1917-1963) – 35-й президент Америки. Почти трёхлетнее президентство Кеннеди, прерванное его загадочным убийством, ознаменовано Карибским кризисом; серьёзными шагами по уравнению чернокожих в правах; началом космической программы США «Аполлон».

Жеӊижок (1860-1918) – Өтө Көкө уулу. Акын-импровизатор, его песни отличались философскими темами. В отличие от других, которые пели о конкретном человеке, он пел: о мире, человечестве, жизни и обществе. За то, что он всегда носил костюм, без рукава его прозвали – «Жеӊижок», то есть, «без рукава»

Мохандас Карамчанд «Махатма» Ганди (1869-1948) — один из руководителей и идеологов движения за независимость Индии от Великобритании, Лидер Партии Национального Конгресса Индии. Он был сторонником ненасилия, то есть, он считал всегда можно добиться своего мирным путем, за это его и прозвали Махатма – «великая душа».

Ральф Уолдо Эмерсон (1803-1882) – американский эссеист, поэт, философ, пастор, общественный деятель; один из виднейших мыслителей и писателей США. Его знаменитым эссе считается «Природа»

Сидхартха Гаутама Будда – родился в Индии в семье падишаха в V в. Жил в полном достатке. Однако чтобы познать мир ушел из семьи и стал отшельником. С крайним аскетизмом можно избавиться от человеческих страданий, считал он, и его назвали Буддой – «Просветленный». Ныне Буддизм одна из мировых религий. Но некоторые учёные считают Буддизм философским учением, а не религией.

Ушинский Константин Дмитриевич (1824-1871) – основоположник научной педагогики в России. Основа его педагогической системы — требование демократизации народного образования и идея народности воспитания. В дидактике проводил идею воспитывающего обучения. Основные труды: “Детский мир”, “Родное слово”, “Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии”.

Фукидид (V в. до н.э.) – греческий историк. Современник Еврипида и Сократа. Участвовал в государственных и военных делах. Его известное произведение «История Пелопоннесской войны»

Хасимото Рюити (1937-2006) – японский политический деятель. Политическую деятельность начал, будучи депутатом парламента. Позже стал министром финансов, а потом занял пост министра внешней торговли и промышленности. В период с 11 января 1996 года по 30 июля 1998 года был Премьер-министром Японии.

Цельс Авель Корнелий (25 г. до н.э. – 50 г. н.э.) – римский философ и врач. Оставил после себя около 20 книг, из них самым известным является «Искусство». Он охватывает философию, риторику, право, сельское хозяйство, военное дело и медицину.

Чарльз Роберт Дарвин (1809-1882) – натуралист, путешественник, он стал известен благодаря созданной им теории эволюции. В книге «Происхождение видов», основной движущей силой эволюции Дарвин назвал естественный отбор и неопределённую изменчивость.

 

Козубаева Б.,

Тагаева Г. С.

Кыргызская академия образования. 

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*