КЭУ – флагман экономического образования

Будьте внимательны к своим мыслям – они начало поступков.

Лао Цзы

З

а 60 лет Кыргызский Экономический Университет прошел славный путь своего развития. Сегодня – это профильный вуз, готовящий экономические кадры для нашей республики, являющийся воистину флагманом экономического образования. Об ученых-экономистах КЭУ широкая общественность хорошо осведомлена; основателями профилирующих кафедр являлись известные экономисты Кыргызской Республики. Так, например, у истоков кафедры «Финансы и кредит» стоял профессор КЭУ, Заслуженный экономист Кыргызской Республики Сулайманбеков Сагыналы Амантурович. Целая плеяда таких ярких имен как Кайып Оторбаев, Шайлообек Мусаходжоев, Казак Сулайманов, Калича Чалова, Уруйпа Сулайманова, Жаныл Чубурова, Кенешбек Алымбеков, Бюбюанар Исабекова, Кобогон Атышов, Эльдар Самигуллин, Бактыгуль Токсобаева – имеет прямое отношение к экономическому образованию нашей молодежи. Нельзя не сказать, что именно благодаря организационному и человеческому таланту ректора КЭУ Толобека Кадыралиевича Камчыбекова можно было сплотить столь мощный человеческий капитал нового экономического вуза.

В этом своем эссе мне хотелось бы поделиться размышлениями о кафедре Философии и социально-гуманитарных наук, куда  меня в 2003 году пригласил работать по совместительству заведующий кафедрой, кандидат философских наук, профессор Аваз Намазбекович Иваков. В то время, 10 лет назад, я работала заведующей Международным отделом Президиума Национальной Академии наук КР.

Аваз Намазбекович – прекрасный человек. Добрый и справедливый. Удивительный оратор. Его я знаю еще со студенческих лет. Будучи молодым преподавателем Кыргызского государственного университета, он был нашим руководителем социологической группы, выехавшей в г. Каракуль, на Токтогульскую ГЭС, под общим руководством незабвенного ученого, философа Асанбека Табалдиевича Табалдиева.

Кафедрой до Аваза Намазбековича руководила Гульнара Абдуваситовна Бакиева. Она стояла у истоков кафедры. Ее я знала как молодого, талантливого человека науки. Когда я работала заведующей кафедрой философии и гуманитарных дисциплин нынешнего КНУ им. И.Арабаева, а тогда Кыргызского женского педагогического института с 1991 по 1994 годы, она вела почасовые занятия по культурологии на моей кафедре. Тогда я и увидела в ней нечто необычное. Наверное, это была тяга к прекрасному, стремление к совершенству. Она была красива, искренна и всегда доброжелательна. Я думаю сейчас, возможно, именно благодаря этим человеческим качествам, она смогла построить добрый и надежный фундамент кафедры.

Руководитель молодого вуза, ректор Толобек Кадыралиевич Камчыбеков,  я уверена, увидел в Гульнаре эти базовые качества и полностью доверил   ей строительство новой кафедры.

Для Гульнары строить фундамент новой кафедры было не впервой. Ведь до этого она работала заведующей кафедрой философии и социальных наук в университете «Дастан»  (ректором которого был нынешний депутат Жогорку Кенеша Каныбек Осмоналиев).

Б

удучи членом комиссии по лицензированию и аттестации университета «Дастан», мне пришлось более близко столкнуться со всей внутренней кухней кафедры по подготовке учебных программ, планов занятий, рабочих программ, учебно-методических пособий и т.д.  Гульнара показала блестящие результаты. В своей заключительной речи перед коллективом вуза я отметила ее незаурядные способности руководителя, организаторский дар, глубокие человеческие качества.

Поэтому, я была уверена, что именно благодаря Гульнаре, кафедра философии и социальных наук нового вуза БГИЭК (ныне КЭУ) достигнет хороших результатов. Ее интеллектуальный пассионарий дал толчок и дальнейшему развитию кафедры.

К великому сожалению Гульнара  заболела. Ее смерть перенесли в университете очень тяжело. Каждому коллеге было что вспомнить о Гульнаре Абдуваситовне. Ее доброта и глубокая порядочность навсегда останутся в памяти всех, с кем она была близка. Под руководством Аваза Намазбековича были проведены несколько научных конференций, посвященных памяти Гульнары. Руководители КЭУ делали все возможное, чтобы помочь профессору Ивакову в организации этих конференций. Я со всей уверенностью могу сказать: истории ни одного кыргызского вуза не известно такого благородства, такой  доброй человеческой памяти, как это было в КЭУ по отношению к прекрасной кыргызской дочери – Гульнаре Бакиевой – основателю кафедры философии и социальных наук.

Аваз Намазбекович, взявший эстафету руководства в свои руки, делал все возможное, чтобы сохранить прежний дух взаимодоверия, взаимоподдержки, творческой состязательности. Он, как добрый отец, лелеял каждого члена кафедры, особенно, молодых. Это – то, что являлось глазу сразу, что было на поверхности. Это, видимо, главное. Все другое в Авазе Намазбековиче остается для меня тайной. И это хорошо, я думаю. Мы не можем знать о человеке все.

Когда Аваз Намазбекович сказал мне, что назначен новый руководитель кафедры, дочь какого-то академика, первой моей реакцией было: надо увольняться. Ведь Аваз Намазбекович был и впрямь как гора, защищающая и поддерживающая,  а теперь возникло какое-то чувство сиротства, ненадежности и я тут же сказала ему: «Ну, Аваз Намазбекович, тогда я увольняюсь со своих 0,25 ставки». Он промолчал.

На следующей моей лекции он сказал мне: «Оказывается, новая заведующая тебя очень хорошо знает. Даже обрадовалась, когда увидела твою фамилию. Давай пройдемся к ней».

Новая заведующая кафедрой – Асель Субакуновна Бегалиева. Боже мой! Мир так тесен! Она оказалась дочерью моего коллеги, Субакуна Бегалиева, с которым я проработала несколько лет в Мединституте. Он и Зайнидин Курманов когда-то оказались в опале Большого Ученого совета Мединститута. В перестроечное время они выступили публично по проблемам 1916 года, проблемам кыргызского языка и тогда их, по указанию первого секретаря горкома партии г. Фрунзе Улугбека Чиналиева, обвинили за это в национализме и поставили вопрос об их политической неблагонадежности и вообще, о возможности пребывания в качестве преподавателей вуза.

Вот тогда, в 1987 году, единственной, кто выступил в их защиту, в переполненном Большом актовом зале Мединститута, была ваша покорная слуга, я, Умут Асанова,  которая перед грозной аудиторией маститых ученых, в гробовом молчании слушавшей мою исторгающую от сердца речь, говорила о том, что подобная акция – еще более утонченная, более рафинированная репрессия, нежели репрессия 37-го года и т.д., что таким образом мы подрезаем крылья у молодых талантливых ученых-историков,  что прежде, чем давать такой вердикт, следует читать их труды, знать их и т.д.

И, оказывается, покойный Субакун, царство ему небесное, рассказывал всегда с благодарностью об этом своей дочери Асель. Спасибо ему за добрую память!

И саму Асель, я, оказывается, в свое время поддержала на экзамене, и благодаря хорошим показателям, она была отправлена в Турцию учиться в магистратуре.

К

огда мы вошли с Авазом Намазбековичем на кафедру, Асель перед всеми, кто был в это время на кафедре, тут же стала говорить о том, что она так рада, что здесь работает Умут Асановна. Так в КЭУ узнали, что когда-то я дважды спасла ее: первый раз – папу, второй раз – ее саму. Я опешила от неожиданности. Редко кто может так искренне, открыто выражать свою благодарность, тем более – будучи только что назначенной в качестве руководителя кафедры. Это свидетельствовало о неординарности ее натуры.

Асель оказалась динамичной, мобильной и решительной. Сегодня я практически не бываю  на кафедре из-за того, что не веду занятия на бакалавриате (у меня лишь заочники и аспиранты), но я чувствую, что идет процесс реформирования, связанный, возможно, с общим процессом образовательных реформ, происходящим во всем университете.

Одно то, что новая заведующая кафедрой в течение короткого промежутка времени смогла сплотить коллектив и организовать ряд круглых столов и конференций, посвященных Году Курманджан датки, Году семьи, мира,  согласия и взаимного прощения, с последующими публикациями в научном журнале «Вестник КЭУ», великолепную презентацию своей необычной книги по религиозному туризму (совместно с Д. Брусиловским из Кыргызско-Российского Славянского университета), студенческие конкурсы и викторины с солидным призовым фондом от спонсоров, заинтересованных в образованной молодежи, завершила и обсудила свою докторскую диссертацию на тему: «Культурный туризм в Кыргызской Республике: история и перспективы развития» и много других мероприятий, говорит само за себя.

В начале 2013 г. по инициативе Фонда музейных инициатив Кыргызской Республики, при поддержке ученых из АУЦА и вузов СНГ, на базе кафедры философии и социально-гуманитарных наук КЭУ был открыт Центр культурного туризма Кыргызстана.

В

ерю, кафедра – на верном пути интеллектуальных дерзаний. Желаю ей и всему коллективу этого уникального вуза дальнейшего духовного роста, творческих поисков и находок, благодарного продолжения эстафеты благородства, высокой порядочности, интеллектуального мужества и высокой личной ответственности!

 

Умут Асанова,

доктор философских наук,

Кыргызско-Турецкий Университет «Манас»;

профессор КЭУ им. М.Рыскулбекова

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*