Подготовка к Общереспубликанскому тестированию как бизнес: КАКИЕ КУРСЫ ЛУЧШЕ?

Недавно Министерство образования и науки КР объявило тендер на проведение Общереспубликанского тестирования 2014 года.
Вот уже 13 лет в Кыргызстане проводится Общереспубликанское тестирование для выпускников школ, желающих поступить в высшие учебные заведения. Высокие баллы на ОРТ гарантируют поступление в вузы. В связи с этим ежегодно увеличивается количество самых разнообразных курсов, которые заранее, почти в течение года готовят выпускников к участию в ОРТ. При этом всем разнообразии и разбросе этих подготовительных курсов можно прочесть и такое: «Подготовка к ОРТ – 100%-ная гарантия высокого балла!». Прочитав эту довольно претенциозную рекламу, задаемся справедливым вопросом – насколько авторы подобных объявлений имеют право давать такое объявление? Или возможно, они сотрудничают при подготовке к ОРТ с Центром оценки в образовании и методов обучения, который проводит Общереспубликанское тестирование? Или они уже заранее знают ключи к тестовым вопросам, которые до самого последнего момента не знают даже сами разработчики тестов?
В редакцию «Кутбилим» также обращаются родители будущих выпускников школ и просят посоветовать им, какие из многочисленных курсов (которые ведут преподаватели вузов, а также различные ОсОО и образовательные центры) заслуживают наибольшего доверия и обеспечат высокий результат? Насколько эффективны подобные курсы и полезны для подготовки к ОРТ и оправдывают ли они затраченные на них средства? Неудивительно, что родители в растерянности, ведь сегодня почти при каждом вузе открываются подобные курсы. Сложно сказать каков их уровень подготовки, вероятно, он разный, также как и стоимость за свои услуги – за 1 час такой подготовки преподаватели берут от 150 до 400 сомов. Словом, вопросов по подготовке к ОРТ очень много и они требуют ответа.
Есть также мнение, что изначальная цель ОРТ, то есть равный и справедливый доступ к образованию постепенно теряется. Каким образом? По мнению некоторых родителей, сегодня у детей из отдаленных регионов, и у малообеспеченных семей нет возможности ходить на дополнительные курсы и нанимать репетиторов либо из-за отсутствия средств на это, либо из-за отсутствия в регионах этих самых квалифицированных репетиторов. Ясно в этом вопросе лишь одно – в последние годы подготовка к ОРТ стала хорошим источником бизнеса, независимо от того, помогли “бизнесмены” будущему абитуриенту подготовиться к ОРТ или нет.

 

Директор Национального центра тестирования при Министерстве образования и науки КР
Артур БАКИРОВ:

“Национальный центр тестирования способствует подготовке выпускников школ к ОРТ”

– Наш Национальный центр тестирования в некоторой степени способствует подготовке выпускников школ к ОРТ через проведение добровольного тестирования. Добровольное тестирование – это объективное тестирование, так как знания ученика оценивают не в той школе, где он учится, а в нашем центре. В течение года у нас проводятся 3 добровольных тестирования: из них 2 пробных, которые проводятся в ноябре и феврале и 1 основное – проводится в мае. При этом, следует отметить, что результаты основного тестирования могут засчитываться в качестве итоговой оценки за год. Во время этих тестов мы учим детей навыкам тестироваться и даем госстандарты по предметам.
Я думаю, что каков бы ни был уровень различных подобных курсов – самое главное все зависит от фундамента ученика и от его способностей, насколько он может применить полученные знания и др.
Главный специалист Министерства образования и науки КР
Евгения ЧУБУКОВА:

“Отследить все эти курсы по подготовке к Общереспубликанскому тестированию очень сложно”

– Отследить все эти курсы по подготовке к Общереспубликанскому тестированию очень сложно. Если это курсы при вузах – то они, как правило, получают лицензию на довузовскую подготовку на пять лет и в рамках данной лицензии ведут подготовку к ОРТ, занимаются репетиторством. Если они готовят по школьной программе, то это конечно не противозаконно. Лицензию на довузовскую подготовку они получают в Госинспекции по лицензированию и аттестации при Минобразования КР. Но так как они не выдают никакого документа о каком-либо образовании, а просто занимаются репетиторством, то отслеживать их деятельность – нет никакой надобности. Здесь работают скорее рыночные механизмы, есть спрос, выпускники, желающие подтянуть свои знания – есть предложение – все эти подготовительные курсы, которые дают дополнительные знания по школьным предметам.
Что касается объявлений «с гарантией на высокий балл в ОРТ» то это, вероятно, просто рекламный ход. Или, такое тоже, возможно, нанимаются абитуриенты прошлых лет, так называемые «каскадеры», которые участвуют в ОРТ вместо нынешнего выпускника школы и таким образом гарантируется высокий балл в ОРТ.
Но в любом случае, вероятно, нет таких курсов, которые давали бы полную гарантию высокого балла на ОРТ. Ведь при подготовке к ОРТ играют не последнюю роль такие факторы, как знания и желание выпускника учиться, его способности. Ну и потом трудно поверить в то, что, например, ученик все десять лет учился в школе на одни тройки, и вдруг за три месяца посещения курсов он стал получать пятерки.
Директор Центра оценки в образовании и методов обучения
Инна ВАЛЬКОВА:

“Это большая проблема для Кыргызстана, что образование в стране неравномерное и неравное”

– Никакой 100%-ной гарантии подготовки к ОРТ быть не может. Авторы подобных объявлений – это люди, которые просто хотят заработать. Для того, чтобы хорошо подготовиться к ОРТ наш центр издает Пособия по подготовке к ОРТ для абитуриентов на двух языках: кыргызском и русском. Эти пособия продаются по 110 – 150 сомов. В этих книгах опубликован весь материал, необходимый при подготовке к ОРТ по всем предметам, вопросы такого типа, которые были использованы на прежних ОРТ.
Это тест, правила, плюс рассуждения каким образом был принят правильный ответ. То есть, это настоящая подготовка к ОРТ. На сайте ЦООМО есть материалы в помощь абитуриентам: есть вопросы, которые использовались при проведении прежних ОРТ, статьи и советы для учителей как готовить учеников к тестированию.
Иногда к нам приходят родители и жалуются, что их дети в течение года ходили на какие-то подобные курсы, но в результате получили низкие баллы – и такое бывает. Никаких гарантий дать эти курсы не могут. Главная гарантия – это хорошо знать школьный материал. К нам иногда приходят, видимо те, кто практикует подобные курсы по подготовке к ОРТ и спрашивают как готовить учеников к ОРТ. Мы объясняем им, что не нужно натаскивать учеников на конкретные определенные вопросы. Но чаще всего к нам не обращаются вовсе. Бывают и другие казусные случаи, как-то к нам пришел молодой человек, закончивший в прошлом году школу и заявил, что хочет написать книгу по подготовке к ОРТ. Как человек, сам закончивший школу лишь в прошлом году и не учащийся ни в одном вузе может учить нынешних абитуриентов как готовиться к ОРТ?
Другими словами, настоящая картина такова, что подготовку к ОРТ сегодня осуществляет кто попало и как попало. Уровень подготовки очень разный и зависит, конечно, от добросовестности тех людей, которые преподают на этих курсах. Кто-то ведет подобные курсы, потому что хочет заработать деньги, а кто-то, наверное, действительно хочет научить ребят своему предмету. Но я хочу подчеркнуть, что натаскивание на конкретные вопросы ни к чему не приведет. Нужна нормальная соответствующая школьная база и знание предмета.
Хочу отметить, что преподаватели таких курсов с нами не сотрудничают и к ЦООМО не имеют никакого отношения. Что касается вашего вопроса о возможной утечке вопросов и ответов ОРТ, то это исключено. Возможно, что утечка вопросов прежних ОРТ имеет место быть. Ведь, ученики уже отвечали на эти вопросы и они их запоминают – остановить этот процесс никто не в силах. Поэтому, возможно, что прошлогодние и более ранние вопросы есть у выпускников. А утечка будущих вопросов – абсолютно исключена. Это теоретически никак невозможно, мы пишем ключи к заданиям, когда уже все сданные тесты обработаны и заложены в компьютер. Ключи хранятся на диске и поэтому правильного ответа никто не знает.
Может возникнуть вопрос, а как же сами разработчики – может быть от них происходит утечка? Но у нас много разработчиков тестов – и они сами не знают, пойдет ли этот тест в этом году, будет ли он вообще использован. И потом, у нас много видов тестов и его могут использовать в другом месте, то есть никто из разработчиков не может знать, когда его тест будет использован и в каком виде.
Вы считаете, что подготовка к ОРТ – это уже своеобразный бизнес – это, конечно так. Вообще подготовка к вузу всегда превращалась в бизнес. Я считаю, что общественность, родители, выпускники должны хорошо знать и понимать то обстоятельство, что все существующие сегодня курсы, невозможно держать в узде. Они все разные, кто-то из них легальный, кто-то, наоборот, подпольный и поэтому взять их всех под контроль совершенно невозможно. Здесь нужна осведомленность всего общества: в первую очередь нужна своя сила, свой багаж знаний, свои способности и желание учиться. Словом, все зависит в первую очередь от самого абитуриента. И общество при выборе курсов само должно это понимать. Хорошая база должна быть изначально у выпускника еще в школе.
Относительно вопроса о неравном и несправедливом доступе к высшему образованию. Вообще высшее образование является не обязательным для всех. Я предполагаю, что лицей и подготовительные курсы при КГМА хорошо преподают химию и биологию. Но разве это вина ОРТ вообще, что школы Кыргызстана не дают школьникам должный уровень знаний?
Это большая проблема в Кыргызстане, что образование в стране не дает одинаковую и равную подготовку. Дети, учащиеся в сельской школе и дети из Бишкека получают разное образование. Кстати, этим и вызвано проведение ОРТ.
Неравенство образования в некоторой степени сглаживается в ОРТ. Так, конкурс по баллам проводится отдельно среди бишкекских школьников и отдельно среди сельских школ. Есть и другие, несколько видов категорий конкурсов. И следует отметить, что в этих конкурсах даже бишкекские школьники гораздо ущемленней, чем сельские школьники, ведь сельских школ больше и поэтому квота для них больше.
Неравный доступ к образованию имеет место быть, и это обеспечивается очень разным уровнем наших школ. И это большая проблема для Кыргызстана, для страны, что образование неравномерное и неравное. Кстати, и исследования PIZA также констатировали, что образование в школах Кыргызстана очень разное. В этом отношении Минобразования предпринимает ряд мер, таких как, например разработка куррикулумов и др.
Участница ОРТ прошлого года, студентка 1 курса Кыргызской медицинской академии. Мээрим ТАЛГАТОВА:

– Перед участием в ОРТ я некоторое время ходила на курсы по алгебре при Кыргызском государственном техническом университете имени И.Раззакова. Занятия у нас были по 500 сомов в месяц, в месяц это значит четыре занятия – 1 раз в неделю. Я считаю, что при подготовке к основному тесту по ОРТ эти курсы по алгебре мне оказали существенную помощь. Дело в том, что там вопросы совершенно не такие как в школьной программе, они больше рассчитаны на логическое мышление. И если на первых уроках это было несколько непривычно, то постепенно я привыкла рассматривать любой вопрос по алгебре с разных точек зрения. По итогам определенного количества занятий у нас проводились тесты именно по этим занятиям и с каждым разом я убеждалась, что мои знания по алгебре медленно но верно прогрессируют. Соответственно и баллы с каждым тестированием улучшались. Думаю, что при подготовке к участию в ОРТ эти курсы мне значительно помогли именно по алгебре. Мои одноклассники ходили на самые разные курсы при разных вузах, сегодня трудно сказать какие из этих курсов были самыми популярными, ведь все зависело от выбранного предмета и вуза. Ну и цены были разные в КРСУ, например, были курсы по 400 сомов в неделю – но занятия там шли каждый день.
Участница ОРТ прошлого года, студентка 1 курса Айсулу КУРУЧБЕК кызы:

– Я ходила на курсы по физике в один образовательный центр. Но сегодня так получилось, что я в итоге решила «переквалифицироваться» при выборе будущей профессии и пошла учится не на техспециальность, я учусь сегодня в гуманитарном вузе. На курсах я дополнительно изучала физику. Однако, не могу сказать, что там я почерпнула что-то новое и отличное от обычной нашей школьной программы. Те же вопросы, те же ответы – этакая своебразная предэкзаменовка, ну может быть проверка своих сил. Несмотря на то, что я посещала эти курсы и несмотря такую «перестраховку» на тестировании по ОРТ – мне попались совсем другие вопросы. Именно эти вопросы (а быть может не только эти?) мы в школе изучали поверхностно, а на курсах и вовсе не повторяли. Да и потом на ОРТ совсем по другому трактовались эти вопросы, что ввело меня в растерянность и я потеряла много времени, во-первых на волнение, во-вторых на осмысление этих вопросов. Мое мнение таково: если бы мне опять пришлось заново оказаться на тех курсах – я бы просто не стала на них ходить, напрасная трата времени, сил и денег.
Преподаватель Кыргызского Государственного технического университета имени Исхака Раззакова
Сергей ДОЛМАТОВ:

“Сегодня к ОРТ готовят многие, но чаще всего это обычное репетиторство, не направленное на подготовку к ОРТ”

– Я готовлю учеников к ОРТ с самого начала – с 2003 года. Но я и раньше работал с тестами. В 1993 году участвовал в проведении первого Общереспубликанского предмедального тестирования.
Я считаю, что проведение ОРТ это большой антикоррупционный проект, дающий доступ на бюджет для способных учеников.
Изначально ЦООМО было категорически против того, чтобы мы готовили детей к ОРТ, так как это по их мнению, это поставило бы детей заведомо не в равные условия.
Насколько я знаю последние два года ЦООМО проводит тестирование школьников в качестве подготовки к ОРТ. Чем отличаются тесты ЦООМО от наших? Дело в том, что наш тест учебный, а у них – оценочный. Моя цель не столько заработать деньги при подготовке к ОРТ и не столько подготовка к ОРТ – а решить интереснейшую методическую сверхзадачу. Дело в том, что очень интересно научить выпускников решать задачу так, как этого требуют тесты ОРТ. Моя методическая сверхзадача – это научить свих учеников пониманию, думать и понимать не формально, а логически. В целом наши курсы по подготовке к ОРТ – это не репетиторство, у нас совсем другое обучение и действительная подготовка к ОРТ. Следует отметить, что ОРТ – это не простое знание школьных вопросов, ОРТ делает акцент на знания, направленные на понимание, логику.
Что касается разрешительных документов, лицензии, уплаты налогов и других финансовых вопросов, сопутствующих нашей деятельности – то я преподаю в КГТУ имени И.Раззакова, и соответственно этот ВУЗ получает оплату за все эти курсы и т.д.
Сегодня к ОРТ готовят многие, но чаще всего это обычное репетиторство, не направленное на подготовку к ОРТ. Ведь для этого необходимо разработать определенную методику, подумать над тем, что значит думать. У меня занятия такого характера, а у репетиторов обычное повторение школьных учебников.
Стоимость моих уроков – официально 50 сомов за урок. Однако у нас есть определенные категории и скидки. Например, для тех ребят, которые показывают хорошие результаты,предусмотрены определенные бонусы, в зависимости от успехов может быть даже курсы для такого выпускника станут бесплатными.

Айнура КАНИМЕТОВА, «Кутбилим»

8 Комментарии

Добавить комментарий для tahmina Отменить ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*