ХОРОШЕМУ УЧИТЕЛЮ ДОСТАТОЧНО ИМЕТЬ ДВА КАЧЕСТВА – БОЛЬШИЕ ЗНАНИЯ И БОЛЬШОЕ СЕРДЦЕ»

Вопросы соблюдения прав ребенка всегда были актуальными в нашей стране. В условиях становления и развития правового государства в Кыргызской Республике (далее КР) реализация, охрана прав и свобод ребенка является одним из приоритетов проводимой государственной политики, так согласно Конституции КР (ст. 16) «В Кыргызской Республике действует принцип обеспечения наилучших интересов ребенка». Для успешного формирования личности и развития творческого, физического и научного потенциала детей, необходимо, чтобы государство и общество обратило более пристальное внимание на значение основного общего образования.

Дети – это наиболее социально уязвимые слои населения, поскольку в силу своего возраста они не могут самостоятельно отстаивать и защищать свои права и интересы. Декларация о правах ребенка гласит: «Ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту», поэтому сегодня речь пойдет о правах ученика в школе.

На дворе XXI век, на на-ших глазах меняется страна, меняется и школа. И учитель не должен отставать от этой бурлящей жизни, время требует от педагога креативных подходов в проведении уроков, чтобы ученикам было интересно слушать, ведь внимание на уроке это половина успеха. Нынешние школьники заметно отличаются от тех, кто  учился  в  школе  в  90-е годы. Дети 90-х были рожде-ны и росли в СССР, в условиях беспрецедентной строгости и дисциплины. Сейчас же, идет стремительное изменение социальной жизни общества, доступность Интернета, «демократизация» СМИ и свобода слова, повышается правосознание  и  правовая  грамотность всего общества, в том числе учителей, учеников и их родителей. Учеба – довольно сложный процесс, который требует самоорганизации,  терпения, усидчивости и желания. Процесс обучения и воспитания, как и всякое развитие, невозможен  без  противоречий  и конфликтов. Когда речь идет о конфликте между учителем и учеником, вряд ли можно считать, что стороны выступают как равные. Они имеют разный социальный статус.

Учитель – взрослое дееспособное лицо, имеющее педагогическое образование, соответствующую квалификацию, а также жизненный опыт. По своему социально-психологическому  статусу  учитель всегда выше любого ученика. Ученик (школьник) – несовершеннолетний гражданин, в силу психической и физической незрелости нуждается в защите и охране.

Часто родители школьников слышат жалобы на применение не педагогических, а порой и незаконных мер воспитания и наказания к ним. Так, какие действия учителя считать правомерными, какие нет? Давайте разбираться.

В связи с низким уровнем педагогической культуры при воспитании детей родителями, не секрет, что поведение некоторых учеников, оставляет желать лучшего, несмотря на это, п. 10 ст. 29 Закона КР «Об образовании» запрещает применение эмоционального, психического, физического насилия в отношении детей в процессе обучения:

  1. Применение  физического насилия, т.е. в случае, если учитель ударил ребенка, дал подзатыльник или пощечину,  бьет  ребенка  указкой или  линейкой,  он  понесет дисциплинарную,  административную  или  уголовную ответственность,  а  также гражданско-правовую ответственность (возмещение расходов на возможное лечение и возмещение за причиненный моральный вред), все зависит от характера и степени тяже-сти, а также и причиненного ущерба здоровью.

2. Применение психического насилия, например, угрозы, оскорбление и унижение достоинства, систематическая необоснованная критика, по-стоянная негативная характеристика  обучающегося, предъявление к обучающемуся чрезмерных требований, не соответствующих возрасту, демонстративное негативное отношение  к  обучающемуся. За перечисленные действия,  законодательством КР также предусмотрена административная,  уголовная ответственность (ст. 128 УК КР «Оскорбление»), а также гражданско-правовая ответ-ственность (ст. 16 ГК КР «Моральный вред»).

  1. Применение  эмоционального (морального) насилия – пожалуй, самый жестокий вид насилия, к примеру, игнорирование, изолирование, унижение, брань, издевки, запугивание, терроризирование (т. е. неоднократное оскорбление и формирование стабильного чувства страха) и т.п. За указанные действия нормативными  актами  КР,  также предусмотрена юридическая ответственность.

Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным отрицательным последствиям, но их всех объединяет одно – ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни. Рассмотрим иные примеры:

– учитель выгоняет или не допускает  ученика  к  уроку, подобные действия учителя неправомерны.  Конституция КР (ст. 20) гарантирует общедоступность и бесплатность общего образования, т.е. действия учителя могут быть квалифицированы как воспрепятствование праву на доступ к образовательному процессу, кроме того, учитель рискует быть привлеченным к ответственности вплоть до уголовной в случае, если в это время с учеником произойдет несчастный случай, так, согласно Закону КР «Об образовании», Типовому положению «Об  общеобразовательной организации»  (утверждено постановлением Правительства КР от 12 сентября 2011 г.) директор и педагог несут персональную  ответственность в зависимости от степени вины и тяжести случаев, подвергших опасности жизнь и  здоровье  обучающихся  в учебное время;

– учитель отнял у ученика записку и прочел в присутствии всего класса. Это действие также неправомерно. Согласно ст. 29 Конституции КР – каждый имеет право на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных, электронных и иных сообщений. Ограничение этих прав допускается только на основании решения суда;- учитель поставил двойку за отсутствие на уроке. Этого учитель делать не вправе, поскольку в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего общего образования КР (утвержден постановлением Правительства КР от 21 июля 2014 г.)  –  оценка  –  качественное определение степени сформированности у учащихся компетентностей, закрепленных в Государственном и предметных стандартах;

– и напоследок, самый популярный в сети вопрос: имеет ли право учитель забирать у ученика телефон, планшет, украшения или иное имущество? Ответ: нет. Даже если нечто подобное предусмотрено школьным Уставом, такие действия учителя могут быть квалифицированы как грабеж (ст. 167 УК КР: грабеж – открытое хищение чужого имущества). Однако, если по мнению учителя указанные вещи мешают образовательному процессу, учитель имеет право потребовать, чтобы ученик выключил устройство и поставил его на определенное место до конца уроков.

Возникает вопрос резонный:  что  же  тогда  делать учителю,  если  практически все  привычные  методы  запрещены законом? Для того, чтобы достичь желаемого порядка и дисциплины в классе существует множество других педагогических приемов и  методов,  не  связанных  с нарушением прав учеников. Например,  устанавливать жесткие и последовательные ограничения и предоставлять последовательные позитивные стимулы, мотивирующие учеников хорошо себя вести и терпеливо наставлять их и т.п. Уверена, что у каждого опытного педагога есть свои методы и приемы, применяемые в процессе обучения.

Конечно, среди учащихся всегда  найдутся  «профессиональные» хулиганы или «трудные подростки», но и к таким ученикам опытные учителя смогут подобрать ключ, а если не получается, тогда к  помощи  можно  призвать родителей, классного руководителя, директора, особо злостных хулиганов в соответствии с Уставом школы, по согласованию с комиссиями по делам несовершеннолетних райгосадминистраций и мэрий городов можно исключить из школы.

Профессия учителя одна из самых уважаемых, почетных и ответственных профессий. Можно сказать, что учитель создает будущее страны, т.к. от его труда во многом зависит разносторонность развития знаний молодого поколения, его убеждения, мировоззрение, нравственные качества. Чтобы  достигнуть  успеха  в педагогической  работе,  необходим  высокий  уровень способностей  (интеллектуальных,  коммуникативных, организаторских),  обстоятельная подготовка, а также личностные качества, располагающие к данной работе. Нужно хорошо знать преподаваемые дисциплины, владеть современными методиками обучения и воспитания, уметь и желать общаться с детьми и подростками, иметь высокую мотивацию. Трудно представить более важную, ответственную, значимую и сложную работу, чем профессия учителя и врача. Именно поэтому, Трудовой кодекс КР в ст. 92 устанавливает сокращенную продолжительность рабочего времени, учитывая, что работа отдельных категории работников (педагоги, врачи) связана с повышенным умственным, нервным, эмоциональным напряжением.

И  в  заключении,  как  не вспомнить  слова  великого русского писателя и мыслителя Льва Николаевич Толстого:  «Хорошему  учителю достаточно иметь только два качества – большие знания и большое сердце».

Жыпар САБЫРОВА,

кандидат юридических наук

1 Kомментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*