БАКТЫБЕК АМАНБАЕВ: «МЫ ДОЛЖНЫ БОРОТЬСЯ НЕ С ПОСЛЕДСТВИЯМИ, А С ПРИЧИНАМИ НАСИЛИЯ В ОТНОШЕНИИ ДЕТЕЙ»

31 марта в гостинице “Ак-Кеме” в Бишкеке состоялось слушание специального доклада Омбудсмена Кыргызстана “Борьба с насилием против детей в Кыргызстане”. Спецдоклад Омбудсмена КР был подготовлен в связи с поручением Президента КР А.Атамбаева государственным органам об улучшении деятельности по защите прав детей.В обсуждении доклада приняли участие депутаты Жогорку Кенеша КР, сотрудники Аппарата Президента КР, члены Правительства КР, представители международных организаций. Главный правозащитник страны Бактыбек АМАНБАЕВ рассказал газете «Кутбилим» о ситуации в Кыргызстане по борьбе с насилием против детей и о предпринимаемых Институтом Омбудсмена КР мерах по борьбе с насилием в общеобразовательных школах страны.

– Как известно, ранее, Институт Омбудсмена КР подготовил 7 спецдокладов по наиболее острым проблемам по нарушению прав граждан в Кыргызстане. Один из этих докладов посвящен противодействию насилия против детей. С чем это связано?

– Сегодня, насилие в отношении детей – это одна из самых актуальных и злободневных проблем. Для Института Омбдсмена КР данный вопрос является приоритетным и находится в особой зоне контроля.

К сожалению, анализ заявлений и обращений граждан выявил, что насилие в отношении детей является в нашей стране повсеместным и массовым. И мы констатируем тот факт, что ребенок не находится под защитой ни в семье, ни на улице, и не в детских учреждениях.

Особую озабоченность вызывает то обстоятельство, что проблема насилия над детьми приобретает все более угрожающие формы и размеры в учебных заведениях Кыргызстана, контролируемых государственными органами. В детском саду, в школе, в интернатных учреждениях детей бьют, унижают психологически, вымогают деньги и ценные вещи, толкают их на преступления.

К сожалению, подобному насилию и дискриминации в школах подвергаются многие дети по всему миру, что негативно сказывается на посещаемости школы детьми, их способности к обучению и академической успеваемости, а также психосоциальном благополучии и здоровье. Насилие в школе также способствует тому, что дети бросают учебу. В итоге, подвергшись насилию в школе, дети могут быть лишены своих прав, в том числе права на образование.

– На Ваш взгляд, что нужно изменить в законодательной базе по борьбе с насилием в отношении детей?

– За время, прошедшее с момента ратификации Кыргызстаном Конвенции о правах ребенка, законодателями были предприняты усилия по приведению кыргызского законодательства в соответствие с Конвенцией. Права ребенка в Кыргызстане регулируются такими законодательными актами как Конституция, Семейный кодекс, Трудовой кодекс КР, законодательство об охране здоровья граждан, законы Кыргызской Республики «Об образовании», «О дошкольном образовании», «О социально-правовой защите от насилия в семье», «О правах и гарантиях лиц с ограниченными возможностями здоровья».

Кодекс КР «О детях», определяет, что «жестокое обращение с ребенком, то есть насилие – это любые действия по отношению к ребенку, нарушающие или ставящие под угрозу его физическое или психическое развитие». Отрадно, что в новом Кодексе КР «О детях» расширено понятие «ювенальной юстиции», под которой понимается система мероприятий в отношении детей, находящихся в конфликте с законом, включающая в себя вопросы профилактики правонарушений, отправления правосудия, реабилитации исоциальной реинтеграции с учетом половозрастных, умственных, физических и психических особенностей их развития.

Однако, нормами Кодекса не обозначено самое главное: как должны взаимодействовать Аппарат Омбудсмена, следователи, прокуратура, адвокаты, суды, комиссии по делам детей, отделы по поддержке семьи и детей.

– Какие реальные шаги были предприняты по совершенствованию законодательства?

– Жогорку Кенеш КР в 2014 году утвердил Госпрограмму по развитию юстиции для детей в КР на 2014-2018 годы, инициированную Постановлением Правительством КР. Между тем, несмотря на многочисленные факты насилия в отношении детей, к 2015 году, в Кыргызстане существует лишь одна норма, устанавливающая прямой запрет телесных наказаний. Согласно приказу Министерства образования от 14 апреля 2009 года № 264/1: «…В образовательных организациях не допускаются телесные наказания в отношении детей. В случае телесного наказания лицо, совершившее наказание, и руководитель образовательной организации несут персональную ответственность, предусмотренную  законодательством Кыргызстана».

Данный приказ был издан в связи с фактом применения учителем одной из школ города Майлуу-Суу телесных наказаний в отношении своих учеников в 2008 году. К сожалению, остается очевидным, что данный приказ содержит ссылку на фактически отсутствующие нормы законодательства по установлению уголовной или административной ответственности за применение телесных наказаний.

Очень важно понять, что ребенок, как особый субъект права, в основном, не в состоянии самостоятельно защищать свои права, прибегая к конкретным формам защиты. Поэтому, его личную неприкосновенность обеспечивает государство. Государство также осуществляет его защищать его от жестокого, грубого или унижающего человеческое достоинство обращения, вовлечения в преступную деятельность и совершения антиобщественных действий и иных действий, ущемляющих закрепленные Конституцией КР права и свободы человека и гражданина.

В национальном законодательстве Кыргызстана, а именно в Законе КР «О социально-правовой защите от насилия в семье» предусмотрены такие виды насилия в семье над детьми как физическое насилие, психическое насилие, сексуальное насилие.

Предусмотрена защита от вышеназванных видов насилия именно в семье. Учитывая, что в детских учреждениях для детей-сирот, учебных заведениях интернатного типа дети также получают воспитание, осваивают образовательные программы, проходят обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства, данные нормы могут быть отнесены к детям, находящимся в обозначенных учреждениях.

Уголовное законодательство КР предусматривает ответственность и наказание за проявление жестокости к детям (убийство, побои, истязания, похищение, торговля, незаконное лишение свободы, изнасилование и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим 16-летнего возраста, развратные действия и др.). Применение данных действий к несовершеннолетним лицам являются обстоятельствами, отягчающими ответственность виновного лица.

Вместе с тем, необходимо внесение изменений в законодательство КР в части, касающейся установления мер повышенной защиты прав детей, пострадавших от насилия и иных преступных посягательств, обеспечения конфиденциальности информации об участии в уголовном деле несовершеннолетнего, а также введения ответственности за распространение сведений о таком несовершеннолетнем, в том числе через сеть Интернет и средства массовой информации.

– Какие сигналы о нарушении прав детей поступают в Институт Омбудсмена КР?

– К сожалению, в наш Институт Омбудсмена КР поступает множество сигналов о нарушении прав детей. К примеру, в ночь на 11 января 2015 года в 3-ю детскую больницу доставили в тяжелом состоянии 2-х летнего мальчика, которого госпитализировали в реанимационное отделение. Практически все органы ребенка повреждены, было очевидно, что его сильно избили и изнасиловали: все тело в синяках, гематомах, порван рот, имеются признаки сексуального насилия. В больнице ребенок впал вкому.Незамедлительно, наши сотрудники Омбудсмена посетили в больницу, ознакомились с его состоянием. Данный случай находится под контролем Института Омбудсмена КР.

Есть и другие случаи. По нашим данным, в середине декабря сотрудники ОВД Ала-Букинского района по поручению начальника ОВД забрали 15 летнего А. (отец умер, мать в России) из школы. Начальник ПОМ села Первомайское ОВД Ала-Букинского района по имени «Айбек» отвел подростка в отдельный кабинет, не допуская законного представителя и классного руководителя. При этом не известили его родственников, других законных представителей или другие государственные уполномоченные органы. Несмотря на требования законодательства, несовершеннолетний А. был незаконно задержан и в течение 5 дней находился в здании милиции и подвергался каждый день беспрерывному допросу в течение дня, вместо законных 2 часов. В результате в отношении самого несовершеннолетнего А. было возбуждено уголовное дело по признакам преступления предусмотренного ст.165 УК КР. Мальчик подвергался жестокому обращению.

По  данному  обращению  сотрудники Омбудсмена выезжали в с. Первомайское Ала-Букинского района, где данный факт подтвердили классный руководитель, социальный педагог и директор школы. Мы направили акт реагирования Генеральному прокурору КР И. Жолдубаевой о даче право-вой оценки действиям сотрудников ОВД. К моменту публикации доклада ответ на акт реагирования не получен.

Другой случай. По обращению жительницы села Александровка Московского района А. установлено, что, двое мальчиков, один годовалый, другой двух с половиной лет подвергались постоянному физическому насилию со стороны их дедушки Б.Т. Годовалый малыш при неизвестных обстоятельствах внезапно скончался, а следователи и прокуратура Московского района закрыли дело, и в течение года нет никаких результатов. Кроме этого, несмотря на обращения в ОВД Московского района о том, что старший внук продолжает подвергаться физическому насилию и на предъявленные фотографий и показаний соседей, ставших свидетелями постоянного насилия, сотрудники ОВД Московского района не провели работы на соответствующем уровне. Они задержали Б.Т., который неоднократно применял физическое насилие по отношению к собственным внукам всего на два дня и потом выпустили его.

Сотрудники нашего Института выезжали на место и провели расследование обстоятельств дела. Во время расследования подтвердились факты применения насилия гражданином Б.Т. по отношению к своим внукам.

В результате проведенного осмотра мальчика было принято решение о его госпитализации в детское отделение районной больницы, где врачи обещали провести полную диагностику физического и психологического состояния ребенка, который после более, чем годичного перерыва, и наконец начал понемногу говорить.

– В целом, если обощить какова на Ваш взгляд реальная ситуация с насилием в отношении детей в стране?

– Анализ случаев насилия в отношении детей показывает, что оно в Кыргызстане принимает все более жестокий характер. Необходимость поиска работы вынуждает большое количество родителей (около миллиона граждан) выезжать во внутреннюю или внешнюю миграцию и оставлять детей на попечение родственников или оставлять их в учреждениях интернатного типа. Если по данным Министерства образования и науки в общей сложности в школах республики в 2015 году обучаются 1 млн. 27 тыс. 123 учащихся, то из них 22 672 детей без родительской опеки, 27 311 полусирот и 48 403 ребенка из социально-незащищенных семей (то есть почти 100 тыс. детей).

Исследование ЮНИСЕФ по применению насилия в семьях показывает, что телесные наказания воспринимаются в обществе в качестве нормальной дисциплинарной меры. Такое восприятие насильственных действий в процессе воспитания ребенка ведет к сохранению насилия в обществе в целом. В связи, со всем указанным выше, необходимо введение прямого законодательного запрета применения телесных наказаний в семье и школе для изменения восприятия насилия в обществе и развития позитивных мер воспитания детей.

– Помимо телесных наказаний, участились и факты суицидов среди несовершеннолетних…

– Следует отметить, что, внимание государственных органов к выяснению причин самоубийств среди несовершеннолетних недостаточны. В этих случаях могут быть и факты насилия или издевательств над ними. Так, по данным городского УВД в города Ош в 2013 году был зафиксирован 1 факт суицида несовершеннолетнего (1996 года рождения), в 2014 году уже три случая: один ученик 6 класса, один ученик 7 класса и ученица 9 класса покончили жизнь самоубийством. Во всех 4-х случаях было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

По Ошской области, по сведениям УВД области, в 2014 году среди несовершеннолетних произошло в Алайском районе – 5 самоубийств; в Кара-Сууйском районе – 4 случая попыток самоубийства (во всех случаях кто-то из взрослых увидел и спас ребенка) и 2 самоубийства; в Ноокатском районе – 2 попытки самоубийства, 3 самоубийства; Кара-Кульджинском районе – 4 самоубийства; в Узгенском районе – 1 самоубийство; в Чон-Алайском районе – 1 самоубийство.

Что стало причиной всех этих трагедий, не отмечается или стандартно пишут «по неизвестным причинам».Насилие в отношении детей регулярно фиксируется государственными органами. По сведениям Главного информационного центра МВД Кыргызской Республики в отношении несовершеннолетних за 2014 год совершено – 909 преступлений, за аналогичный период прошлого года – 1045 преступлений.

Были совершены преступления сексуального характера за 2014 г. -140, в аналогичном периоде 2013 г. совершено – 138 преступлений. Органами внутренних дел республики за 2014 г., во исполнение Закона КР “О социально-правовой защиты от насилия в семье” от 25 марта 2003 г. № 62, за совершение семейного насилия выдано – 2619 временных охранных ордеров. Выдано временных охранных ордеров пострадавшим от семейного насилия несовершеннолетним – 15.

По данным Минздрава КР, за медицинской помощью в организации здравоохранения, оказывающие стационарную помощь, постоянно обращаются дети, подвергшиеся семейному насилию. С 2012 года отмечается рост количества жертв сексуального насилия. Однако, это только те сведения, которые были зафиксированы в государственных органах.

Характерно, что за 2014 год в отдел по правам ребенка и молодежи аппарата Акыйкатчы поступило 108 письменных обращений, в то же время жалоб от несовершеннолетних вообще не поступало. Несмотря на то, что и взрослым и детям в равной степени требуется защита прав человека, очевидны дополнительные обстоятельства, оправдывающие необходимость уделять особое внимание правам детей. Важно принимать во внимание, что в большинстве случаев дети не имеют права голоса и сталкиваются со значительными проблемами в поиске средств правовой защиты и при использовании судебной системы в целях защиты своих прав.

В учреждениях интернатного типа, а также для детей, находящихся в ситуации семейного насилия, процедуры подачи жалоб отсутствуют полностью. Министерство образования и науки, которому подведомственны большинство интернатных учреждений, сообщило Омбудсмену КР в письме от 25 мая 2012 года, что в случае жестокого обращения воспитанники специальной школы-интернат в с. Беловодское могут подавать жалобы через обращение в администрацию учреждения, почту доверия (которая вскрывается администрацией), и психолога учреждения (который находится в прямом подчинении администрации учреждения).

Проведение исследования по насилию в отношении детей в школах является затруднительным, так как дети, являющиеся жертвами насилия в школах, зачастую не хотят, или боятся сообщать о таких случаях из-за страха мести со стороны своих насильников, и страха негативной реакции со стороны школьных учителей и директора.

Также, существенные различия в силе и возрасте, которые часто существуют между детьми-жертвами и лицами, совершающими насилие в их отношении, еще более усиливают страх ребенка перед сообщением о своем опыте насилия в школах.

– Что показал мониторинг, проведенный Институтом Омбудсмена КР?

– По всей вероятности, школьные учителя, завучи и директора могут играть значительную роль в сокрытии проблем насилия в школе и использовании телесных наказаний в школах.

Невзирая на трудности проведения исследования по насилию в отношении детей в школах, в 2010 году по инициативе Института Омбудсмена (Акыйкатчы) КР консалтинговой компанией «CAI Consulting» проведено масштабное национальное исследование по распространенности и динамике насилия в школах Кыргызстана. Исследование проводилось при технической и финансовой поддержке Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в 55 школах во всех областях республики и города Бишкек.

Целью данного исследования явилось изучение распространенности и динамики насилия в различных типах школ страны. В ходе исследования, в которое были вовлечены 55 школ по всей республике, учителя и родители, школьники указали на различные виды насилия в школе. Участвовавшие в опросе школы представляли собой различные типы школ, различные языки обучения, что позволяет говорить о проведенной всесторонней оценке ситуации с насилием в школах республики. Общее количество респондентов составило 1333 человек. Анкетированием были охвачены 624 ученика старших классов, 247 учеников средних классов, 240 учителей и представителей администраций школ, 222 родителя учеников средних и старших классов.

Как показало исследование: «…атмосфера в школе не всегда является дружелюбной к детям. Несмотря на то, что основное количество учителей оценило отношения между учениками как «очень дружелюбные» и «приятельские», и в школе учителя создают атмосферу доброжелательного и дружелюбного отношения к детям, при уточнении вопросов об отношении учителей к школьникам, учащиеся указали на факты насилия со стороны учителей. Психологическое насилие испытывают дети, когда ученика сравнивают с другими, некорректно отзываются о внешнем виде ученика, высмеивают, ставят в угол, подавляют инициативу. Используют учителя физическое насилие, когда могут ударить указкой, дать подзатыльник, дернуть за ухо. Лишь небольшой процент детей показал, что даже единичных случаев некорректного поведения со стороны учителей не было в их школах: 0.5% учащихся старших классов и 0.8% учащихся средних классов.

– Каковы основные выводы проведенного исследования?

– Наиболее распространенным видом насилия среди детей является психологическое насилие в виде словесных оскорблений и унижений, а также в виде запугивания и угроз. Рэкет – вымогательство денег и вещей стоит у детей по количеству ответов на втором месте. Распространенным является дедовщина – эксплуатация младших старшими учениками – ее можно отметить по количеству ответов на третьем месте. Далее школьники отмечают физическое насилие среди детей, когда их в школе избивают. Кроме того, учащимися было указано и сексуальное насилие».

Виды насилия, имеющие место в школе: словесные оскорбления – унижение отметили 22.5 % старшеклассников и 20.5% учащихся средних классов. Рэкет – вымогательство денег и вещей отметили 21.7 % учащийся средних классов и 19.5% старшеклассников. Дедовщину – эксплуатацию младших старшими учениками отметили 17.5% старшеклассников и 15.3% учащихся средних классов. Физическое рукоприкладство/избиение имеют место быть в школе по мнению 15.3% учащихся средних классов и 11% учащихся старших классов. На психологическое давление/запугивание указали по количеству ответов почти одинаково дети разных возрастов: 11.6% учащиеся средних классов и 11.5% учащихся старших классов. действия сексуального характера указали 2.1% учеников из средних классов и 0.5% – из старших классов. На отсутствие в школе какого–либо насилия указали 17.5% старшеклассников и 13.5% учащихся средних классов

– В связи с чем, Институт Омбудсмена КР орга-низовал «Горячую линию» помощи детям «115»?

– В соответствии с Кодексом КР о детях, в целях защиты законных прав и интересов детей и предупреждения насилия в отношении детей, в аппарате Омбудсмена организована «Горячая линия» помощи детям, вошедшая в Перечень экстренных оперативных служб Кыргызстана.

Правительством КР было принято постановление от 11 сентября 2014 года, которое вводит один из важнейших и необходимых механизмов для защиты детей, находящихся взакрытых учреждениях, механизм подачи прямой жалобы о нарушении своих прав. Указанное постановление регламентирует передачу короткого номера «115» (с услугой бесплатный звонок для всех сотовых операторов, осуществляющих свою деятельность на территории страны Аппарату Акыйкатчы (Омбудсмена) КР. В настоящий момент идет работа по техническому оснащению службы «Горячей линии». Необходимо предусмотреть адекватное финансирование для эффективности работы экстренной телефонной линии. Также необходимо, чтобы дети были осведомлены о работе этой «Горячей линии».

Настоящая «Горячая линия» призвана наладить защиты прав ребенка, в этой связи для регламентирования работы детской горячей линии был разработан и согласован приказ, положение о работе детской горячей линии с заместителем Акыйкатчыи отделом экспертно-правовой работы. Также разработана схема взаимодействия с министерствами и ведомствами для оперативного реагирования на обращения на детскую горячую линию, как детей, находящихся в закрытых детских учреждениях, так и детей, родителей и законных представителей без какого-либо ограничения. В настоящее время функционирование детской «Горячей линии» ведется через использование рабочих телефонных номеров аппарата Акыйкатчы и его региональных представительств. Для систематизации предстоящей работы по жалобам были разработаны проекты следующих документов учета и оценки работы детской горячей линии: журнал регистрации обращений на детскую горячую линию, анкеты для учета характера звонков.

Введение данной телефонной линии в систему защиты детей от насилия является реализацией рекомендаций Комитета ООН по правам ребенка (2014), касающихся усиления роли подразделения Аппарата Омбудсмена, занимающегося вопросами защиты прав детей и введения механизма прямой подачи детьми жалоб Омбудсмену КР.

– Как работает программа «Школа без насилия», инициированная Институтом Омбудсмена КР?

– По инициативе Института Омбудсмена КР при поддержке министерств образования, внутренних дел, социального развития, здравоохранения, молодежи, государственного агентства по делам местного самоуправления, Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) на средства Департамента международного развития Правительства Великобритании начиная в Кыргызстане с 2011 года ОФ «Лига защитников прав ребенка» апробируется программа воспитательной работы «Школа без насилия».

Данная программа поэтапно охватила 38 пилотных общеобразовательных организаций по всей республике с общей численностью учащихся – 40 355 детей.

В состав образовательных учреждений, охваченных программой, вошли 12 гимназий, 1 лицей, 25 школ, расположенных в Жалал-Абадской, Ошской, Чуйской, Иссык-Кульской, Баткенской областях, городах Ош, Бишкек, Токмок, Баткен, Каракол, Нарын и Талас. Из них 13 школ – в городах, 25 – в сельской местности, 8 школ с кыргызским, 6 школ с русским, 1 школа с узбекским языком обучения, 23 – смешанные.

В этих учебных заведениях работают 3122 сотрудника, в том числе 2477 педагога. Численность родителей составляет – 57527 человек. По году вхождения в программу школы делятся на 4 этапа: 1 этап – первыми в мае 2011 года вошли 4 школы, на 2-м этапе – 16 школ начали пилотирование в апреле 2012 года, на 3-м этапе 8 школ в мае 2013 году, и на 4-м этапе – 10 школ в апреле 2014 года.

Айнура КАНИМЕТОВА,

«Кутбилим»

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*