Министерство образования и науки Кыргызской Республики совместно с Кыргызской академией образования выносит на общественное обсуждение проект «Базисного учебного плана для общеобразовательных организаций Кыргызской Республики». Предложения и замечания по указанному проекту просьба направлять по следующему адресу: Министерство образования и науки Кыргызской Республики, 720040, город Бишкек, ул. Тыныстанова, 257, Управление дошкольного, школьного и внешкольного образования по тел. 66-10-46 или на электронный адрес farizasoltogulova@mail.ru
Объяснительная записка к проекту Базисного учебного плана для общеобразовательных организаций Кыргызской Республики
Проект Базисного учебного плана для общеобразовательных организаций Кыргызской Республики (далее БУП) разработан исходя из следующих позиций:
1. Проект основан на Государственном образовательном стандарте среднего общего образования, утвержденного Правительством Кыргызской Республики (№403 от 21 июля 2014 года), и предусматривает изучение на всех ступенях школьного образования предметов в пределах объемов совокупной недельной и годовой учебной нагрузки. Содержание школьного образования спроектировано по 7-ми образовательным областям, причем с определенной оптимизацией выделенных для них соотношения учебных часов. На ступенях начального, основного и старшего школьного образования выделены два основных компонента: инвариантный – государственный и вариативный – школьный (региональный) и элективный (предметы по выбору и профильные). При проектировании содержания образования максимально соблюдены требования принципов систематичности и преемственности изучаемых в школьном образовании предметов. И, наконец, ключевые идеи, заложенные при разработке БУП, приведены в соответствие цели и основным направлениям Программы по переходу Кыргызской Республики к устойчивому развитию страны на 2015-2017 гг.
2. Методологической основой БУП выступает приоритет организации такого школьного образования, которое ориентировано на достижение конечного результата, имеющего общественно-востребованное и практико-ориентированное значения. Это означает, что при разработке содержания учебных программ предметов школьного образования, упор делается на те области знаний, которые станут предметом будущих международных исследований и стандартизированных оценок (Разделы знаний и рекомендации для разработки учебных программ, ЮНЕСКО, 2012 год). К ним относятся такие результаты образования, которые характеризуются физическим благополучием школьника, развитием его социальной и эмоциональной сферы, овладением основами культуры и искусства, формированием познавательной деятельности и обучаемости, подготовленностью в счете и математике, освоением основ науки и технологии, а также достижением необходимого уровня грамотности и коммуникации.
3. При определении обязательного перечня предметов БУП учитывались рекомендации интегрированного обучения, направленные на исключение случаев дублирования содержания предметов, конечной целью которых являются оптимизация содержания предметов и сокращение их общего количества. В этом направлении были сделаны следующие изменения:
В начальной школе внесены четыре новых учебных предмета:
– «Природа» («Естествознание») с охватом проблематики предметов «Родиноведение» и «Основ безопасности жизнедеятельности», а в плане преемственности и перехода к естественнонаучной области в 5 классе остается предмет «Естествознание»;
– «Человек и общество («Граждановедение») с охватом проблематики предметов «Адеп», «Граждановедения».
– «Технология» с охватом проблематики ручного труда, компьютерной грамотности.
– «Изобразительно-художественное творчество и музыка», в которых охвачены такие предметы как рисование, музыка и др.
В основной и старшей школе такие предметы как:
– «История» с охватом проблематики «Мировой истории» и «Истории Кыргызстана»;
– «Технология» с охватом проблематики предметов компьютерной грамотности черчения и дизайна.
А также в таких учебных предметах, как «Человек и общество» («Граждановедение»), «Изобразительно-художественное творчество и музыка» и «Технология» продолжается интеграция на средней и старшей ступени.
По отношению к существующей практике определенный упор сделан на такие образовательные области, как «Технологическая», «Искусство» и «Социальная». Это обосновывается тем, что, предмет «Технология» предполагает достижение достаточно ранней компьютерной грамотности обучающегося (начиная со 2 класса), которая определяется его возможностями в качестве пользователя и умениями решать прикладные задачи в сфере труда, черчения и дизайна. Образовательная область «Искусство» связана со стремлением формировать культурный облик посредством воздействия широких возможностей литературы, изобразительного искусства и музыки на эмоциональную сферу учащегося. И, наконец, упор на социальную образовательную область объясняется с ожиданиями таких итогов обучения, которые отражаются в уровне мировоззрения обучающегося, степени его коммуникативности и социализации обучающегося в современном обществе. Соответственно, объем учебной нагрузки, ранее используемые в других образовательных областях, несколько уменьшились.
В результате, проектом БУП предусмотрено обязательное изучение 17 предметов (ранее 25), в том числе по ступеням образования – в начальной школе 9 предметов (было 10), в основной школе – 16 (было 22) и в старшей школе – 15 (было 16).
Учитывая, что проект Государственного образовательного стандарта не был в свое время представлен КАО для изучения и внесения своих предложений, ученый совет КАО вносит определенные отступления от госстандарта, которые заключаются в следующем:
Во-первых. В БУП не включен учебный предмет «Мировая художественная культура (МХК)», предусмотренный в госстандарте. Инициируя такое отступление, мы исходили из следующих обстоятельств.
В свое время (до 2007 года) вопросы мировой художественной культуры были исследованы старшим научным сотрудником КАО Марченко Л.Ю. (ныне сотрудник министерства образования). Анализ ее научных отчетов, подготовленных за годы работы в академии, не позволяет утвердительно сказать о сформированном содержании нового предмета и о наличии соответствующего учебно-методического сопровождения.
Весомым аргументом является и то, что в республике отсутствует практика подготовки учителей мировой художественной культуры, что осложняет ситуацию и может спровоцировать новые проблемы, возможное решение которых должным образом не подготовлено. Мы не исключаем возможности изучения проблематики мировой художественной культуры и для решения данного вопроса предложено интегрировать ее в содержание других предметов, которые представлены в образовательной области «Искусство».
Во-вторых. В БУПе нами оставлен ранее изучаемый предмет «Допризывная подготовка» (10-11 классы). Мы считаем исключение указанного предмета из госстандарта ошибочным. Наличия различных видов угроз, в том числе связанных с обеспечением безопасности жизнедеятельности, а также государственной значимости подготовки подрастающего поколения к службе в рядах Вооруженных сил страны и его готовности к защите Отечества позволяет отметить не только актуальность вышеуказанного предмета, но и его практическую значимость. В историческом плане нельзя сбрасывать со счета то, что предмет «Допризывная подготовка» за последние четверть века дважды был объектом исключения из школьного образования с прекращением практики подготовки соответствующих преподавателей (подготовку кадров осуществляет КГАФКиС) и столько же раз согласно решения Жогорку Кенеша он возвращался. В этой связи, считаем своим долгом предостеречь о неизбежном конфликте интересов министерств обороны и образования страны.
В-третьих. В связи с тем, что был включен предмет «Допризывная подготовка», произошло перераспределение времени на старшей ступени на долю государственного, школьного (регионального) и элективного (предметы по выбору и профильный) компонентов. Это стало возможным, в связи с тем, что данное распределение в госстандарте является примерным, а принятое нами изменение не нарушает общего объема часов. В этой связи в 10-11 классах (пункт 40 госстандарта) произведено перераспределение общего объема времени следующим образом: государственный компонент – 80 % (вместо 70%), школьный (региональный) компонент – 15% (вместо 20%), элективный (предметы по выбору и профильные) компонент – 5% (вместо 10%), что в целом составит 100%.
В-четвертых. В план мероприятий по поэтапному внедрению стандартов нового поколения в систему школьного образования Кыргызской Республики (приложение к соответствующему постановлению) предлагаем внести отдельные коррективы.
Пункт 1, предписывающий «Внести на утверждение в Правительство Кыргызской Республики предметные стандарты нового поколения для 1-4, 5-9 и 10-11 классов», требует пересмотра. В действующем Законе КР «Об образовании» отсутствует понятие «предметный стандарт» и утверждение Правительством страны документа, статус которого законодательством не определен, с юридической точки зрения не корректно.
Пункт 2, предписывающий «Внедрение предметных стандартов в начальной школе» в 2014-2015 годы, нуждается в уточнении. С профессиональной точки зрения новое содержание образования вводится с первого класса с ежегодным охватом последующих классов. В этой связи, одномоментное внедрение новых предметных стандартов на всех классах начальной школы не допустимо.
На основе вышеизложенного академия образования рекомендует следующий алгоритм действий:
– Не позднее марта 2015 года утвердить БУП и до сентября 2015 года обеспечить разработку предметных стандартов и типовых программ предметов и утвердить их МОиН КР.
– В сентябре 2015 года объявить конкурс на разработку учебно-методических комплексов предметов 1-2 и 5-6 классов и не позднее декабря 2015 года произвести отбор авторов и рукописей.
– В первой половине 2016 года организовать экспертизу рукописей, обеспечить издания пробных УМК (в порядке 400 экземпляров по каждому предмету) и с 2016-2017 учебного года провести полноценную их апробацию. По итогам апробации новое поколение УМК может быть внедрен с 2017-2018 учебного года.
БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Образовательная область | Наименование предметов | Базисный вариант по классам | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | ||
Языковая | Кыргызский язык | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 |
Русский язык | 6 | 6 | 6 | 6 | 4 | 4 | 3 | 2 | 2 | 1 | 1 | |
Иностранный язык | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |||
Социальная | История | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | ||||
Человек и общество (Граждановедение) | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
Математическая | Математика | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
Естественнонаучная | Природа (Естествознание) | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||||
Физика (Астрономия) | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | |||||||
Биология | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | ||||||
Химия | 2 | 2 | 1 | 1 | ||||||||
География | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | ||||||
Технология | Технология | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | ||
Искусство | Литература кыргызская | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||
Литература русская | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | |||||
Изобразительно-художественное творчество и музыка | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | |||||
Культура здоровья | Физическая культура | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Допризывная подготовка | 2 | 2 |
I. Инвариантный компонент: – государственный | 19 | 20 | 22 | 22 | 23 | 26 | 27 | 24 | 26 | 24 | 23 |
I I. Вариативный компонент: – школьный (региональный) | 1 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 6 | 6 | ||
– элективный (предметы по выбору и профильные) | 5 | 7 | |||||||||
Предельная недельная нагрузка | 20 | 22 | 24 | 25 | 26 | 29 | 30 | 30 | 39 | 29 | 30 |
Годовая нагрузка | 660 | 748 | 816 | 850 | 884 | 986 | 1020 | 1020 | 1088 | 986 | 1020 |
КЫРГЫЗ РЕСПУБЛИКАСЫНЫН БИЛИМ БЕРүү ТУТУМУНУН БАЗИСТИК ОКУУ ПЛАНЫ
Билим берүү чөйрөлөрү | Предметтер | Класстар боюнча Базистик вариант | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | ||
Тилдик | Кыргыз тил | 6 | 6 | 6 | 6 | 4 | 4 | 3 | 2 | 2 | 1 | 1 |
Орус тил | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | |
Чет тил | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |||
Социалдык | Тарых | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | ||||
Адам жана коом(Жаран таануу) | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
Математика | Математика | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
Табигый илимдер | Жаратылыш (Табият таануу) | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||||
Физика (Астрономия) | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | |||||||
Биология | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | ||||||
Химия | 2 | 2 | 1 | 1 | ||||||||
География | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | ||||||
Технологиялык | Технология | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | ||
Искусство | Кыргыз адабияты | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | ||||
Орус адабияты | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||
Көркөм сүрөт чыгармачылыгы жана музыка | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | |||||
Ден соолук маданияты | Дене тарбия | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Аскерге чейин даярдоо | 2 | 2 |
I. Инварианттык компонент:- мамлекеттик | 19 | 20 | 22 | 22 | 23 | 26 | 27 | 24 | 26 | 24 | 23 |
I I. Вариативдик компонент: – мектептик (региондук) | 1 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 6 | 6 | ||
– элективдик (тандоо боюнча предметтер жана профилдик) | 5 | 7 | |||||||||
Окуу жүгүнүн жумалык чеги | 20 | 22 | 24 | 25 | 26 | 29 | 30 | 30 | 39 | 29 | 30 |
Жылдык окуу жүгү | 660 | 748 | 816 | 850 | 884 | 986 | 1020 | 1020 | 1088 | 986 | 1020 |
Оставить комментарий