БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (проект)

Министерство образования и науки Кыргызской Республики совместно с Кыргызской академией образования выносит на общественное обсуждение проект «Базисного учебного плана для общеобразовательных организаций Кыргызской Республики». Предложения и замечания по указанному проекту просьба направлять по следующему адресу: Министерство образования и науки Кыргызской Республики, 720040, город Бишкек, ул. Тыныстанова, 257, Управление дошкольного, школьного и внешкольного образования по тел. 66-10-46 или на электронный адрес farizasoltogulova@mail.ru

Объяснительная записка к проекту Базисного учебного плана для общеобразовательных организаций Кыргызской Республики

Проект Базисного учебного плана для общеобразовательных организаций Кыргызской Республики (далее БУП) разработан исходя из следующих позиций:

1. Проект основан на Государственном образовательном стандарте среднего общего образования, утвержденного Правительством Кыргызской Республики (№403 от 21 июля 2014 года), и предусматривает изучение на всех ступенях школьного образования предметов в пределах объемов совокупной недельной и годовой учебной нагрузки. Содержание школьного образования спроектировано по 7-ми образовательным областям, причем с определенной оптимизацией выделенных для них соотношения учебных часов. На ступенях начального, основного и старшего школьного образования выделены два основных компонента: инвариантный – государственный и вариативный – школьный (региональный) и элективный (предметы по выбору и профильные). При проектировании содержания образования максимально соблюдены требования принципов систематичности и преемственности изучаемых в школьном образовании предметов. И, наконец, ключевые идеи, заложенные при разработке БУП, приведены в соответствие цели и основным направлениям Программы по переходу Кыргызской Республики к устойчивому развитию страны на 2015-2017 гг.

2. Методологической основой БУП выступает приоритет организации такого школьного образования, которое ориентировано на достижение конечного результата, имеющего общественно-востребованное и практико-ориентированное значения. Это означает, что при разработке содержания учебных программ предметов школьного образования, упор делается на те области знаний, которые станут предметом будущих международных исследований и стандартизированных оценок (Разделы знаний и рекомендации для разработки учебных программ, ЮНЕСКО, 2012 год). К ним относятся такие результаты образования, которые характеризуются физическим благополучием школьника, развитием его социальной и эмоциональной сферы, овладением основами культуры и искусства, формированием познавательной деятельности и обучаемости, подготовленностью в счете и математике, освоением основ науки и технологии, а также достижением необходимого уровня грамотности и коммуникации.

3. При определении обязательного перечня предметов БУП учитывались рекомендации интегрированного обучения, направленные на исключение случаев дублирования содержания предметов, конечной целью которых являются оптимизация содержания предметов и сокращение их общего количества. В этом направлении были сделаны следующие изменения:

В начальной школе внесены четыре новых учебных предмета:
– «Природа» («Естествознание») с охватом проблематики предметов «Родиноведение» и «Основ безопасности жизнедеятельности», а в плане преемственности и перехода к естественнонаучной области в 5 классе остается предмет «Естествознание»;
– «Человек и общество («Граждановедение») с охватом проблематики предметов «Адеп», «Граждановедения».
– «Технология» с охватом проблематики ручного труда, компьютерной грамотности.
– «Изобразительно-художественное творчество и музыка», в которых охвачены такие предметы как рисование, музыка и др.

В основной и старшей школе такие предметы как:
– «История» с охватом проблематики «Мировой истории» и «Истории Кыргызстана»;
– «Технология» с охватом проблематики предметов компьютерной грамотности черчения и дизайна.

А также в таких учебных предметах, как «Человек и общество» («Граждановедение»), «Изобразительно-художественное творчество и музыка» и «Технология» продолжается интеграция на средней и старшей ступени.

По отношению к существующей практике определенный упор сделан на такие образовательные области, как «Технологическая», «Искусство» и «Социальная». Это обосновывается тем, что, предмет «Технология» предполагает достижение достаточно ранней компьютерной грамотности обучающегося (начиная со 2 класса), которая определяется его возможностями в качестве пользователя и умениями решать прикладные задачи в сфере труда, черчения и дизайна. Образовательная область «Искусство» связана со стремлением формировать культурный облик посредством воздействия широких возможностей литературы, изобразительного искусства и музыки на эмоциональную сферу учащегося. И, наконец, упор на социальную образовательную область объясняется с ожиданиями таких итогов обучения, которые отражаются в уровне мировоззрения обучающегося, степени его коммуникативности и социализации обучающегося в современном обществе. Соответственно, объем учебной нагрузки, ранее используемые в других образовательных областях, несколько уменьшились.

В результате, проектом БУП предусмотрено обязательное изучение 17 предметов (ранее 25), в том числе по ступеням образования – в начальной школе 9 предметов (было 10), в основной школе – 16 (было 22) и в старшей школе – 15 (было 16).

Учитывая, что проект Государственного образовательного стандарта не был в свое время представлен КАО для изучения и внесения своих предложений, ученый совет КАО вносит определенные отступления от госстандарта, которые заключаются в следующем:

Во-первых. В БУП не включен учебный предмет «Мировая художественная культура (МХК)», предусмотренный в госстандарте. Инициируя такое отступление, мы исходили из следующих обстоятельств.

В свое время (до 2007 года) вопросы мировой художественной культуры были исследованы старшим научным сотрудником КАО Марченко Л.Ю. (ныне сотрудник министерства образования). Анализ ее научных отчетов, подготовленных за годы работы в академии, не позволяет утвердительно сказать о сформированном содержании нового предмета и о наличии соответствующего учебно-методического сопровождения.

Весомым аргументом является и то, что в республике отсутствует практика подготовки учителей мировой художественной культуры, что осложняет ситуацию и может спровоцировать новые проблемы, возможное решение которых должным образом не подготовлено. Мы не исключаем возможности изучения проблематики мировой художественной культуры и для решения данного вопроса предложено интегрировать ее в содержание других предметов, которые представлены в образовательной области «Искусство».

Во-вторых. В БУПе нами оставлен ранее изучаемый предмет «Допризывная подготовка» (10-11 классы). Мы считаем исключение указанного предмета из госстандарта ошибочным. Наличия различных видов угроз, в том числе связанных с обеспечением безопасности жизнедеятельности, а также государственной значимости подготовки подрастающего поколения к службе в рядах Вооруженных сил страны и его готовности к защите Отечества позволяет отметить не только актуальность вышеуказанного предмета, но и его практическую значимость. В историческом плане нельзя сбрасывать со счета то, что предмет «Допризывная подготовка» за последние четверть века дважды был объектом исключения из школьного образования с прекращением практики подготовки соответствующих преподавателей (подготовку кадров осуществляет КГАФКиС) и столько же раз согласно решения Жогорку Кенеша он возвращался. В этой связи, считаем своим долгом предостеречь о неизбежном конфликте интересов министерств обороны и образования страны.

В-третьих. В связи с тем, что был включен предмет «Допризывная подготовка», произошло перераспределение времени на старшей ступени на долю государственного, школьного (регионального) и элективного (предметы по выбору и профильный) компонентов. Это стало возможным, в связи с тем, что данное распределение в госстандарте является примерным, а принятое нами изменение не нарушает общего объема часов. В этой связи в 10-11 классах (пункт 40 госстандарта) произведено перераспределение общего объема времени следующим образом: государственный компонент – 80 % (вместо 70%), школьный (региональный) компонент – 15% (вместо 20%), элективный (предметы по выбору и профильные) компонент – 5% (вместо 10%), что в целом составит 100%.

В-четвертых. В план мероприятий по поэтапному внедрению стандартов нового поколения в систему школьного образования Кыргызской Республики (приложение к соответствующему постановлению) предлагаем внести отдельные коррективы.

Пункт 1, предписывающий «Внести на утверждение в Правительство Кыргызской Республики предметные стандарты нового поколения для 1-4, 5-9 и 10-11 классов», требует пересмотра. В действующем Законе КР «Об образовании» отсутствует понятие «предметный стандарт» и утверждение Правительством страны документа, статус которого законодательством не определен, с юридической точки зрения не корректно.
Пункт 2, предписывающий «Внедрение предметных стандартов в начальной школе» в 2014-2015 годы, нуждается в уточнении. С профессиональной точки зрения новое содержание образования вводится с первого класса с ежегодным охватом последующих классов. В этой связи, одномоментное внедрение новых предметных стандартов на всех классах начальной школы не допустимо.

На основе вышеизложенного академия образования рекомендует следующий алгоритм действий:
– Не позднее марта 2015 года утвердить БУП и до сентября 2015 года обеспечить разработку предметных стандартов и типовых программ предметов и утвердить их МОиН КР.
– В сентябре 2015 года объявить конкурс на разработку учебно-методических комплексов предметов 1-2 и 5-6 классов и не позднее декабря 2015 года произвести отбор авторов и рукописей.
– В первой половине 2016 года организовать экспертизу рукописей, обеспечить издания пробных УМК (в порядке 400 экземпляров по каждому предмету) и с 2016-2017 учебного года провести полноценную их апробацию. По итогам апробации новое поколение УМК может быть внедрен с 2017-2018 учебного года.

БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Образовательная область Наименование предметов Базисный вариант по классам
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Языковая Кыргызский язык 3 3 3 3 2 2 2 1 2 2 1
Русский язык 6 6 6 6 4 4 3 2 2 1 1
Иностранный язык 2 2 2 2 2 2 2 2 2
Социальная История 2 2 2 2 2 2 2
Человек и общество (Граждановедение) 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Математическая Математика 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4
Естественнонаучная Природа (Естествознание) 1 1 1 1 1
Физика  (Астрономия) 2 2 2 2 3
Биология 2 1 2 1 1 1
Химия 2 2 1 1
География 1 2 1 2 1 1
Технология Технология 1 1 1 1 2 2 1 1 1
Искусство Литература    кыргызская 1  1  1  1  1  1 1
Литература русская 2 2 2 1 2 1 1
Изобразительно-художественное творчество и музыка 2 2 2 2 1 1 1
Культура здоровья Физическая культура 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
Допризывная подготовка 2 2

I. Инвариантный компонент:  – государственный 19 20 22 22 23 26 27 24 26 24 23
I I. Вариативный компонент:  –  школьный (региональный) 1 2 2 3 3 3 3 6 6
 – элективный (предметы по выбору и профильные) 5 7
Предельная недельная нагрузка 20 22 24 25 26 29 30 30 39 29 30
Годовая нагрузка 660 748 816 850 884 986 1020 1020 1088 986 1020

КЫРГЫЗ  РЕСПУБЛИКАСЫНЫН  БИЛИМ  БЕРүү  ТУТУМУНУН БАЗИСТИК  ОКУУ  ПЛАНЫ

Билим берүү чөйрөлөрү Предметтер Класстар боюнча Базистик  вариант
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Тилдик Кыргыз тил 6 6 6 6 4 4 3 2 2 1 1
Орус тил 3 3 3 3 2 2 2 1 2 2 1
Чет тил 2 2 2 2 2 2 2 2 2
Социалдык Тарых 2 2 2 2 2 2 2
Адам жана коом(Жаран таануу) 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Математика Математика 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4
Табигый илимдер Жаратылыш (Табият таануу) 1 1 1 1 1
Физика (Астрономия) 2 2 2 2 3
Биология 2 1 2 1 1 1
Химия 2 2 1 1
География 1 2 1 2 1 1
Технологиялык Технология 1 1 1 1 2 2 1 1 1
Искусство Кыргыз адабияты 2 2 2 1 2 1 1
Орус адабияты 1 1 1 1 1 1 1
Көркөм сүрөт чыгармачылыгы жана музыка 2 2 2 2 1 1 1
Ден соолук маданияты Дене тарбия 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
Аскерге чейин даярдоо 2 2

I. Инварианттык компонент:-  мамлекеттик 19 20 22 22 23 26 27 24 26 24 23
I I. Вариативдик компонент: – мектептик  (региондук) 1 2 2 3 3 3 3 6 6
– элективдик (тандоо боюнча предметтер жана профилдик) 5 7
Окуу жүгүнүн жумалык чеги 20 22 24 25 26 29 30 30 39 29 30
Жылдык  окуу жүгү 660 748 816 850 884 986 1020 1020 1088 986 1020

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*