КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ — ДОСТОЯНИЕ ВСЕГО ОБЩЕСТВА

Передовые практики общественного мониторинга и оценки образовательных реформ. Под таким названием с 27 по 30 июня в Бишкеке в «Парк-отеле» прошел международный семинар в рамках реализации совместного проекта Минобразования  КР, Европейского союза, Фонда имени К. Аденауэра и ЭД «БИОМ» «Содействие и мониторинг реформы образования в Кыргызстане». Проект стартовал в Кыргызстане в январе 2015 года и направлен на обеспечение прозрачности деятельности отечественного сектора образования, то есть выполнять общественный мониторинг реформ при помощи Общественного Совета из числа опытных, авторитетных людей.

Вряд ли кто-то сомневается в том, что хорошее образование – достояние не только каждого человека в отдельности, но и всего общества в целом, поскольку оно является залогом успешной и полноценной  жизни. Образованному человеку легче достичь поставленных целей, успешно решать  основные жизненные задачи, преодолевать трудности на карьерной лестнице.

«Поэтому вопросы образования являются приоритетным стратегическим направлением государственной политики КР,- отметил Советник министра образования и науки КР Азамат Дикамбаев, — Задача государства – сформировать социально-ориентированную систему образования, позволяющую учащимся и студентам овладеть знаниями и компетентностями,востребованными в обществе и необходимыми им для самореализации и для выполнения ими обязанностей гражданина».

Для придания системности ведущих реформ в секторе образования разработан целый ряд стратегических документов. Это и Закон «Об образовании», и Концепция развития образования, и Стратегия развития образования до 2020 года, и Национальная Стратегия Устойчивого Развития на 2013-2017 годы, которая, по словам Председателя ЭД «БИОМ» Владимира Коротенко, впервые выдвинула приоритет человеческого развития.

«Современный выпускник должен обладать выраженными коммуникативными навыками, действовать независимо на основе творческого и инновационного подходов, владеть общими и специализированными знаниями и навыками, позволяющими стать успешными на рынке труда и в жизни»,- говорит Владимир Коротенко. По мнению директора Агентства социальных технологий Зульфии Кочорбаевой,  современный выпускник также должен разделять ценности прав и свобод человека, а также гендерного равенства и уважать культурное, этническое и политическое многообразие.

А вот профессор Эмиль Шукуров акцентировал внимание на неоценимом вкладе качественного образования на пути продвижения страны к устойчивому развитию.«Подлинная достойная задача образования – формирование свободного, гордого, честного и творческого подсознания. И оно будет всю жизнь достаточным основанием организации поведения по формированию достойных целей, по поиску необходимых для их достижения знаний, формированию соответствующих умений, способности нахождения и организации единомышленников и средств реализации поставленных задач»,- сказал Э. Шукуров.

По мнению эксперта Фонда имени Конрада Аденауэра Андрея Зыбкина, с каждым днем меняются основные тенденции современного мира. Это глобализация, практически мгновенные средства коммуникации, отсутствие экономических границ, обучение через Интернет, коммерциализация обучающего процесса  и многие другие.

«В связи с этими новыми веяниями времени учебные заведения не могут оставаться в стороне»,- считает координатор проекта «Содействие и мониторинг реформы образования в Кыргызстане» Кристина Турзер. Напротив, они должны стать круглогодичными ресурсными центрами образования для всех членов общества в течение всей жизни человека, на основании лучших мировых методик и технологий приспосабливаться к индивидуальным особенностям общества.

Словом, в настоящее время перед сектором образования стоят непростые задачи. По словам Заведующей отделом мониторинга и стратегического планирования МОН КР Ларисы Марченко, эти задачи и лежат в основе образовательных реформ в нашей стране.  По ее словам, в Кыргызстане на сегодняшний день существует достаточно серьезное нормативно-правовое обеспечение, механизм внесения изменений и дополнений в нормативно-правовую базу сектора. Последние изменения датируются маем 2015 года, когда был подготовлен целый пакет изменений в Закон «Об образовании», в которых уточнены ключевые термины («магистр», «бакалавр», «инклюзия», «образование для устойчивого развития» и пр.) Такие изменения направлены на общность понимания процессов, протекающих в системе образования, а изменения, вносимые в конкретные статьи, позволят уточнить процедуры и содержание ряда процессов (проведение аккредитации, нормы отработки студентов педагогических специальностей и др.).

Можно отметить также, что успешно прошла реализация первого плана действий на 2012-2014 годы Стратегии развития образования до 2020 года. Например, за последние годы практически в два раза увеличилось количество детских садов (в том числе – за счет открытия их альтернативных форм) и выросло до 132 тысяч количество детей, посещающих детские сады. Открыты более 5 тысяч классов для проведения дошкольной подготовки, разработана программа предшкольной 480-часовой подготовки. Также в рамках действующей сейчас 240-часовой предшкольной подготовки удалось охватить ей практически всех детей, не посещающих детские сады.

Л. Марченко также коснулась вопросов развития образования на остальных его уровнях, отметив ряд достижений: например, общее увеличение охвата детей основным образованием (1-9 классы),  переход к двухуровневому обучению (бакалавриату и магистратуре) в вузах, рост интереса в обществе к среднему профессиональному образованию и др.

С другой стороны, как отметила Л.Марченко, хотя в рамках Стратегии и стояла задача разработки стандартов нового поколения, она до сих пор не выполнена до конца. В то же время, качество образования – измеряется именно по исполнению стандарта. Проблемой является также и сохранение у многих учителей традиционного понимания цели образования – «дать знания» детям. Между тем, речь должна идти о том, чтобы полученные детьми знания активно использовались в учебных, жизненных, а позднее – и профессиональных ситуациях. Поэтому в системе образования говорят о формировании компетентностей, включающих в себя, помимо знаний, еще и овладение определенными способами деятельности и ценностными отношениями.

Чинара Курбанова, специалист УДШВО МОиН КР, считает, что большая «вина» за то, что в нашем образовании до сих пор нет того качества, которое ожидает общество, лежит в области необеспеченности учащихся учебниками, а педагогов — методическими пособиями. Она рассказала об опыте обеспечения учебниками в Польше, где современные учебники помогают расширить доступ к качественному дошкольному и школьному образованию.Она отметила, что руководители кыргызстанских школ повсеместно отмечают необходимость новых методик и практик работы по улучшению качества образования в школе и в частности, учебников и учебно-методических материалов по физике, математике и английскому языку для школ с кыргызским языком обучения.

«Учебные программы обновляются, но КАО не успевает разрабатывать сами учебники. При этом КАО установил монополию на разработку всех учебников и учебных материалов, — сообщила член Общественного экспертного  совета по развитию образования при Президенте КР Замира Дербишева. — Существующая система не позволяет получать качественные учебники и учебно-методические материалы и программы по повышению квалификации педагогов. В итоге- 27% школьников  не имеют возможности изучать предметы из-за отсутствия необходимой литературы и оборудования, недостатка преподавателей или  низкого уровня их квалификации. Сложности возникают и с обеспечением школ компьютерами, особенно с выходом в Интернет, интерактивными досками, лабораториями и т.д.».

Также Замира Дербишева презентовала результаты экспертной в рамках ОЭС работы рабочей группы по антикоррупционной экспертизе нормативно-правовой документации в сфере образования, сформированной в марте текущего года. Рабочей группой выявлено, что в настоящее время только 13,4% из 3-6-летних детей в стране охвачено дошкольным образованием, а 80% учащихся первого класса, не посещавших дошкольные организации, демонстрируют недостаточную успеваемость в изучении школьной программы. В школьном образовании все  еще существует проблема  обучения по  ученикам устаревшего содержания. Также отмечается несоответствие профтехобразования требованиям рынка труда, который развивается быстрее, чем перестраивается образовательный процесс. Причем,  за последнее десятилетие снизилось число желающих получать среднее профессиональное образование с 10,8% до 7,1%. Зато каждый двадцатый гражданин Кыргызстана является студентом высшего учебного заведения,хотя постоянно теряется качество и престиж нашего высшего образования.

О реформировании системы высшего образования подробно рассказала собравшимся  ректор БФЭА Светлана Симбард. По ее словам, сегодня идет подмена сущности реформ терминологией. Например, была кафедра- сегодня она называется факультетом, хотя по сути ничего не меняется. Еще в 2012 году был официально зафиксирован переход Кыргызстана на 2-х уровневую систему высшего образования: бакалавриат и магистратуру, но по сей день не определено, а какими же характеристиками должны владеть бакалавр и магистр. Этот шаг у нас формальный, потому что наши образовательные программы не соответствуют тем государственным образовательным стандартам, которые приняты в Европе и США. И нет единой национальной структуры, которая выстраивает это соответствие»,- говорит Светлана Симбард. Также ректор указала на отсутствие государственного финансирования на разработку стандартов и высказала мнение, что нельзя утверждение стандартов проводить через правительство КР, потому что это- очень трудоемкий процесс, а стандарты требуют постоянного обновления.

«Все ГОСы должны быть соотнесены с национальными квалификационными рамками, а у нас этой рамки нет»,- говорит С.Симбард.

Член Наблюдательного Совета при МОиН КР Алмаз Тажибай обозначил важные направления работы Совета: поддержка стратегии развития образования, стандартизация государственных образовательных услуг, анализ изменений в законы об образовании и бюджетирования сектора, доступность  граждан к исчерпывающей информации, обсуждение текущих вопросов  работы министерства, обеспеченность школ учебниками и их содержание, прозрачность проведения тендеров, готовность школ к полноценному учебному процессу, наличие единой школьной формы, качество  детского питания и т.д. и т.п.

Как считает Алмаз Тажибай, пока что работу членов  ОНС можно считать недостаточной, несмотря на то, что они принимали активное участие в обсуждениях разных проблем и давали свои рекомендации. Единственное, на его взгляд,  достижение ОНС при МОН КР — это создание вебсайта Минобразования КР.

Также, приглашенная на семинар эксперт Фонда имени К. Аденауэра Биргит Ветцель поделилась опытом реформ в системе образования ФРГ и других развитых стран.

Ирина Байрамукова

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*