ЭЛЬВИРА САРИЕВА: “КАЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ЗАЛОГ УСПЕШНЕГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ”

26-27 августа 2015 года пройдет в Бишкеке III Съезд работников образования Кыргызской Республики под девизом «Образование Кыргызской Республики: доступность, качество, конкурентоспособность».  Ожидается, что в открытии съезда примет участие Президент Кыргызской Республики А.Ш.Атамбаев. Накануне этого важного события мы обратились с несколькими вопросами к министру образования и науки Кыргызстана Эльвире Сариевой.

 

– Скоро состоится форум учителей Кыргызстана. Какие вопросы обсудят делегаты?

– Съезд соберет около 800 делегатов из всех районов Кыргызстана. Среди них будут учителя, представители администрации школ, работники районных и городских отделов образования, также делегаты от организаций профессионального образования всех уровней.

Поэтому на съезд будут вынесены важнейшие вопросы развития всей системы образования:

– вопросы обновления содержания образования (стандарты и программы для всех уровней образования);

– инновации в системе образования, которые могут обеспечить качество образования Кыргызстана и его конкурентоспособность в Центральной Азии и в мировом образовательном пространстве;

– организация обучения детей (горячее питание как условие сохранения здоровья детей, современные технологии обучения, создание обучающей среды).

Для профессионального образования также важнейшими будут  вопросы гарантии качества образования, в том числе:

– через проведение аккредитации и использования других процедур;

– большей вовлеченности студентов и преподавателей вузов в научную работу;

– соответствия компетентностей выпускников требованиям рынка труда.

В завершении работы съезда ожидается принятие резолюции, которая определит основные направления развития нашего образования на ближайшее пятилетие.

– Кыргызстан дважды участвовал в международном исследовании компетентностей 15-летних учащихся PISA и оба раза оказывался на последнем месте.  Какие особенности организации учебного процесса позволяют другим странам быть более успешными в образовании?

– На этот вопрос нет однозначного ответа. Каждая страна строит систему образования, которая отвечает, в первую очередь, ее внутренним потребностям и базируется на сложившихся в обществе традициях и нормах. Кроме того, как показал анализ, проведенный по результатам PISA 2009 года, Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), на результаты страны влияют следующие факторы:

 Уровень ВВП на душу населения, который в Кыргызстане самый низкий из всех 65 стран, участвовавших в исследовании (1994 долларов США, тогда как в Китае, который занял в исследовании первое место, этот уровень – 5340 долларов).

Затраты на одного учащегося в возрасте от 6 до 15 лет в абсолютном исчислении. В Кыргызстане эти затраты также самые низкие из всех участвующих стран и составляют порядка 3 тысяч долларов. В России – эта сумма равна 17,5 тысяч долларов.

Дошкольная подготовка. Учащиеся, которые посещали детские сады, имеют более высокий уровень грамотности в возрасте 15 лет. Охват дошкольным образованием в Кыргызстане также на момент участия в исследовании – всего 13,8%.

Нехватка учителей, недостаток учебников и проблемы с инфраструктурой. По всем этим позициям в Кыргызстане – самые высокие среди всех 65 стран индексы.

 И, главное – размер зарплаты учителя. Страны, которые инвестируют в зарплату учителя – имеют самые высокие результаты по качеству образования и грамотности населения.

Результаты PISA были одним из важных мотивирующих факторов для изменения формы начисления заработной платы в 2011 году, однако тогда не удалось увязать рост заработной платы с ростом качества образования. Мы надеемся, что повышение заработной платы с 1 сентября 2015 года будет работать на повышение качества образования.

Что касается процессов, которые происходят в образовании в мире, то страны, которые находятся в лидерах, имеют:

1)  хорошо подготовленных учителей, которым обеспечивают также постоянный профессиональный рост. Например, в Сингапуре учитель обязан ежегодно повышать свою квалификацию. Во всех странах-лидерах существует также очень строгий отбор студентов на педагогические специальности;

2) страны-лидеры используют сбалансированный учебный план, в котором от 10 до 15 предметов, на освоение каждого из которых отводится достаточное количество времени для достижения учениками запланированных образовательных результатов;

3) в школах имеются чаще всего не только основные, но и альтернативные учебники, а также различные обучающие материалы, в том числе – электронные, что дает возможность учителю более гибко выстраивать работу с конкретным классом и конкретным учеником;

4) школы имеют достаточно высокий уровень финансовой и административной автономии, чтобы использовать ее для развития среды обучения и вкладывать средства в развитие учителей.

Кыргызстан также движется в этом направлении, и мы надеемся, что сумеем повысить качество образования.

– Когда и каким образом повышение заработной платы учителей скажется на качестве школьного образования?

– Инвестиции в учителей – самое надежное вложение в будущее, потому что именно от того, к какому учителю попадет ребенок, может зависеть все его будущее.

Я часто вспоминаю факт, приведенный одним из исследователей: если два восьмилетних ребенка с одинаковым уровнем развития попадут – один к учителю, входящему в 20% лучших учителей, а другой – к учителю, входящему в число 20% худших учителей, то к 11 годам разница между их успехами составит более 50%.

С 1 сентября 2015 года будет повышена базовая часть заработной платы, и это коснется всех учителей, без всяких условий. Увеличение заработной платы учителям начальных классов на 80% обусловлено политикой министерства, признающей критическую важность подготовки детей в начальной школе для успешности дальнейшей учебы и жизни.

Кроме того, Министерство образования и науки подготовило проект Положения об аттестации учителей, которое увязывает возможности выстраивания карьеры учителя внутри профессии (учитель, учитель–методист, учитель-наставник, учитель-мастер) и получения дополнительных выплат из Стимулирующего фонда. Пройдя аттестацию и доказав свое право на получение более высокой категории, педагог будет получать и дополнительную плату. Однако получение категорий будет обусловлено очень жесткими критериями. Только учитель, действительно добивающейся хороших результатов в своей работе сможет получить более высокую категорию.

 

– Университеты жалуются, что абитуриенты приходят слабые, а в школах плачут, что молодые учителя плохо преподают. Как разорвать этот порочный круг и привлечь хорошо подготовленных абитуриентов в педагогические специальности? И как сделать более эффективной систему подготовки педагогических кадров?

– Да, на сегодняшний день в нашей республике стоит вопрос качества образования и нам предстоит выполнить огромную работу, чтобы улучшить качество образования.

Качество образования в настоящее время понимается как достижение определенных учебных и социальных параметров: определенного, надежно измеряемого уровня достижения учебных/образовательных результатов освоения образовательного стандарта, обеспечения социализации выпускников, в том числе овладение ими навыками ориентации и функционирования в современном обществе, развития гражданского самосознания.

На протяжении последних лет как раз и происходила работа, направленная на то, чтобы через изменение определенных параметров обеспечить повышение качества образования.

Национальная экспертная группа по разработке государственного стандарта при Министерстве образования и науки КР разработала и провела обсуждение 86 стандартов нового поколения для среднего профессионального образования. Предполагается, что стандарт позволит улучшить качество содержания обучения, обеспечит единую методологию по подготовке специалистов, основанную на компетентностном подходе, в соответствии с принципами Болонского процесса и мирового образовательного пространства.

Система новых стандартов повлияет также и на школьное образование, теперь в вузах будут готовить будущих учителей по объединенным направлениям. К примеру, стандарт бакалавра естественно-научного образования включает широкие направления в области естественно-научного знания физики, химии, биологии. Таким образом, квалификационная характеристика выпускника позволит ему преподавать эти предметы, предотвращая проблемы по малому объему часов в школьной программе.

Утверждение новых стандартов на всех уровнях системы образования, позволит по-новому подойти к определению качества образования. Надеюсь, что на уровне школьного образования PISA 2018 года покажет наше продвижение, так же как и аккредитация на всех уровнях профессионального образования.

Результатом должно стать изменение организационной культуры на всех уровнях образования. По мнению Л.Маллинза, организационная культура – это «совокупность традиций, ценностей, установок, которые составляют общий контекст для всего, что мы думаем или делаем в рамках организации».  Поэтому так важно, чтобы каждый руководитель организации образования и каждый педагог понимали, что только работа с опорой на те требования, которые предъявляются обществом и государством к системе образования, позволит выпускникам быть успешными и обеспечить устойчивое развитие Кыргызстана.

Беседовал Ж.Турдубаев, “Кутбилим”

2 Комментарии

  1. Какая качество образования если учитель сделан стаж работа в трудовая книжка.Я работаю в школа 10 г.Ош. Учитель Токтасинова Жазгул Эргешовна сделала 3 год стажа учителем и 1 категория фиктивно. Мы абращались АКС но АКС закрил дело патаму что якобы Жазгул патеряла тр.книжку. На самом деле они ей подсказали поменять книжку. Сейчас она работает с этим стажем. За стаж работы у нас оплачивается. Это карупция! Она сама неграматная, не может правильно вести уроки. Сделайте чтонибудь. Отстраните его от нас. АКС она говарит купила за 100 тысяча сом. Какой качество образования может быть у нас если работают такие учители.Гороно слепой ничего не видит.Наборот ее крышует.

Добавить комментарий для Мика Отменить ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*