УРОКИ ЖИЗНИ ДИРЕКТОРА ГИМНАЗИИ

Связь поколений извечная проблема общественного развития, и здесь важна передача жизненного опыта от одного поколения другому. Проблема совсем не такая простая и однолинейная, потому что передача эта может идти и идет разными, иной раз сложными путями и в разных формах. Но одной из этих форм являются уроки жизни директора Лебединской школы-гимназии имени Ж. Касымбековой. Эти уроки имеют довольно широкое распространение у разных народов как один из давних литературных жанров.

«Мне удалось не растерять, внутреннюю свободу, свободу духа», – говорит о себе Асылкан Омурова, учитель русского языка и русской литературы. Свободомыслием, гражданским мужеством, высокой нравственной позицией отличались многие поступки в ее жизни. В 2003 году, став директором Лебединской школы – гимназии, она по ее словам, многому научилась, усвоила и большие и малые уроки – человек казалось бы, бессильный перед сложившиеся ситуацией все же может выстоять, опираясь на собственную убежденность и личные человеческие качества.

И дневник «Уроки жизни» – в сущности не что иное, как искренние записки директора гимназии №2 о своем жизненном пути, который привел ее в ряды людей, озабоченных образованием и воспитанием подрастающего поколения Кыргызстана. Опыт мировой истории имеет немало примеров участия женщин в различных областях общественной жизни. Достаточно  вспомнить имена, получившие широкую известность: Томирис, Жанна  Д’Арк, Тереза, Индира  Ганди, а нашей стране, как совершенно искренне сказал Чингиз Айтматов, «самой легендарной женщиной Кыргызского народа была  Курманжан-датка», которую в народе  называли алайской царицей.

Но мне думается, что Асылкан Шерматовна Омурова тоже в чем то повторяет и продолжает Курманжан-датку. Ведь недаром депутат Жогорку Кенеша,  председатель общественной организации «Совет женщин» Айнура Алтыбаева 19 августа 2014 года наградила Асылкан Омурову медалью «Датка айым». И сама главное через женщину мать, посредством невидимых нитей от поколения к поколению осуществляется передача духовных и нравственных ценностей. Сегодня, как и в прошлом, с женщиной связаны такие понятие как «Родина – Мать», «Мать – Земля».

По словам Асылкан Шерматовны старожилы города Кызыл-Кия, откуда она родом рассказывают одну легенду. Решительный человек, настоящий бунтарь, великий поэт–импровизатор Токтогул Сатылганов, приговоренный в ХХ веке царским судом в Сибирь, при прощании с земляками невольно прослезился. Увидев в глазах сына слезинку, мать воскликнула: «Кого же я родила!» Этим укором  она призывала сына стойко переносить испытания судьбы – по-батырски, как подобает сыну мужественной матери. «Мать народа» – говорят о таких женщинах кыргызы. Да, матери мужественнее мужчин, самые самоотверженные из всех героев. Вот почему мы должны без устали воспевать не тускнеющий образ матери – этого главного человека – человечества.

Читать записки директора гимназии трудно. «Но все прекрасное так же трудно, как редко», – говорил великий философ Спиноза. Возьмем самые первые страницы дневника. «Почти все люди склонны давать советы, вспомним, как нас любили наставлять дома отцы и матери, в школе – учителя, преподаватели и  кураторы – в вузе. И все, конечно, из добрых побуждений: нам так хочется, чтоб дети наши выросли добрыми, сердечными, чуткими, честными, благородными, мужественными, справедливыми, сочувствующими чужой  беде, борцами за счастье народа и продолжали свой род такой же достойной сменой. И им предстоит в наши дни вести сложную работу по внедрению многоязычного и поликультурного образования, ощущая себя гражданами многонациональной Родины. В идеале надо знать три языка, как минимум, – язык планеты, язык своей страны и язык семьи, этнически-родовой. Читаем сообщения из стран постоциалистического лагеря – чехи и словаки стремятся устроить своих детей во французский садик, а тех кто постарше, в английскую школу, они не хотят замыкаться в пределах своего языка  и своей культуры, они хотят жить со всеми, мир охватить и познать, от этого и дух народа сильнее и мечты возвышенное.

И, кто знает, может быть многокультурный образ жизни нашего школьного коллектива помогло ученице 6 класса Даражан Адылбековой завоевать золотую медаль Московского международного конкурса «Живая классика», за выразительное художественное чтение произведений русской классической литературы. И она уже извлекает собственные уроки  человеческой истории, комфортно чувствуя себя в многоязычном мире.

И, кто знает, может быть многие из сидящих за партой в этом актовом зале школы тоже с таким же искренним желанием гармонизации многоязычного образования будут выступать перед поколениями своих  детей. Не знаю, как именно это произойдет, но все это обязательно будет».

Самые обычные, можно сказать, банальные слова, но как они, переплетаясь и разветвляясь, порождают могучее древо мыслей, понятий, воззрений, проблем и принципов: призвание и труд, мысль и чувство, личность и общество, честность ума и свобода духа. Смысл жизни, новые стратегии и ресурсы образования. Целый комплекс, узел проблем и вопросов, над которыми бьется педагогика, на протяжении всей своей истории, и  в решении которых, по сути дела, заключается его суть в ее духовном смысле. Опираясь на социальный и духовный опыт истории и литературы, Асылкан Омурова  разгадывает по сути  одну великую тайну – тайну человеческого бытия, неповторимости, безвозвратности человеческой жизни. Познавая детей, она познавала весь бесконечный и вечный мир.

К юным друзьям Асылкан Шерматовна пишет:  «Милые мои дети! Стремясь вырасти честными и почитаемыми гражданами нашего общества, заботливо взрастившего вас будьте трудолюбивыми. Желая предстать образцовыми учителями перед своими учащимися, будьте трудолюбивыми!

Но ведь  все это дает труд души, и  потому в первую очередь – будьте трудолюбивыми! Человек трудолюбивый – самый почитаемый в нашем обществе, самая красивая женщина в мире – трудолюбивая женщина она любима и мужем, и народом, а в семье пользуется уважением и почетом. На протяжении 50 лет своего мудрого правления Курманжан датка упорно вела борьбу против раздробленности и обособленности  своего народа, старалась сплотить и консолидировать кыргызский народ, чем вызвала огромное уважение  у своих современников.

Для вас же лучше быть вежливыми, предупредительными, толерантными думающими не только о себе но и об окружающих, эта мысль о других людях, как ручеек большой полноводной мысли о взаимоуважении и взаимопонимании, приведут вас к искреннему усвоению поэтической строчки русского поэта Егора Исаева: «Земля земель сомноженных народов, сборный свод согласных языков». Люди, которых не связывает язык братской дружбы, не могут относиться хорошо и к другим».

Педагогическому коллективу гимназии эти идея Асылкан  Шерматовны позволяют сделать новый шаги по реализации Национальной стратегии устойчивого развития Республики и Концепции укрепления единства народа и межэтнических отношений.

Литературное сознание Асылкан Омуровой пронзительно. Оно иной раз проникает в глубинные процессы лучше теоретиков. Думается, что первой надежной предпосылкой ухода от роковых опасностей, нового подьема людей должны быть не только экономические реформы и политические революции сколько взлет духа, обретение свободы, выход интеллекта на новую, высшую ступень, утверждение глобального этноса. Однако, несмотря на уникальные черты, присущие и каждой личности, и любому сообществу, а скорее благодаря им, доминантной установкой должна быть линия на сплочение. Для того чтобы люди Земли достойно действовали в XXI веке, необходимо объединяющее знамя, приемлемая для всех идея «Единство в многообразии». Именно она могла бы собрать всех, несмотря на сохраняющиеся и неустранимые различия, сложившиеся в течении длительной истории. Разные цветы могут быть в одном букете, неповторимые блики могут дать одну картину, многоязычие дает больше возможностей. без многообразия не может быть и подлинного единства. Это идея могла бы быть и манящей для всех и каждого. Это идея может побудить к желаемому глобальному синтезу Республики.

«Осознанная, – подчеркивает Асылкан Шерматовна, – любовь к своему народу несоедима с ненавистью к другим. Я разделяю мнение классика русской литературы Пришвина: «Русский начинается  с того, что каждую нацию ставит выше себя». Отдавать предпочтение другой нации – это нравственно, благородно, это способствует содружеству, взаимному уважению, такое чувство предполагает совместную жизнь, союзную,  в совместных узах. Это сугубо и наша национальная черта, и я в этом глубоко убеждена». Многолетние размышления над важнейшим вопросом жизни выливаются у нее в законченные, похожие на афоризмы формулы, они следует один за другой к концу дневника. Вот они: «Национализм – это проявление слабости нации», «Истинный патриотизм в том, чтобы обогащать других, обогащаясь сам духовно», «Культура должна быть открытой», «Патриотизм – это благороднейшее из чувств», «Неонацизм и неофашизм – это подлейшие из несчастий человеческого рода».

Формулировки эти, может быть, так бы и остались формулировками, если бы им не предшествовал глубокий анализ исторических фактов, приводимых Асылкан Омуровой на протяжении всего дневника. Да, это дневник малый по количеству страниц, но большой и емкий по заключенным в ней мыслям, в высшей степени важным, в не меньшей мере современным и глубоким. О нем еще много будут говорить и писать.

«Так держать!» – сказал бы и президент страны Алмазбек Шаршенович Атамбаев, ставший на правильный Евразийский курс. Скажет и мы вслед за ним эти же слова, поскольку курс наш верен и достоин дел наших, по развитию и формированию многополярного мира.

Калыс Ишимканов

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*