РОДИТЕЛИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ ВЫБИРАЮТ НЕ ШКОЛУ, А ПЕРВУЮ УЧИТЕЛЬНИЦУ

Ведь именно от того, в чьи руки попадет ребенок, во многом будет зависеть его учеба в школе.

Гульмира Жанталиева – учитель с многолетним опытом в образовательной системе, высшей квалификационной категории. Работает учителем 1 класса средней школы столицы №55.

– Как учитель со стажем, вы наверняка можете сравнить нынешних первоклашек с их сверстниками, скажем, из 80-х годов. Ясно, что современные дети в подавляющем большинстве являются пользователями гаджетов. Я о другом. Изменилось ли их представление о добре и зле?

– «Добро» и «Зло» – это такие понятия, которые вряд ли меняются в зависимости от времени. Дети младшего школьного возраста как «губки» впитывают все хорошее и все отрицательное. Но всегда семи-шестилетки были на генном уровне восприимчивы к доброму, светлому, теплому отношению и с космической быстротой реагировали и реагируют на негатив.

Учителя начального класса и ученика можно сравнить с росточком, маленьким и слабеньким, который тянется к теплому и свету, исходящему от солнца. Если в семье отношения между родителями либо к детям агрессивные, это сразу же видно учителю. Переубедить детей из таких семей в том, что миром правят любовь и доброта, гораздо сложнее. Стараюсь, чтобы школьная половина дня такого ребенка была наполнена вниманием и заботой со стороны одноклассников. У маленьких детей обостренное чувство справедливости, они, как ростки к солнцу, тянутся к хорошему, и рано или поздно добрый пример в сознании маленького человечка должен взять верх над дурным.

– Что, на Ваш взгляд, влияет на успешное обучение ребенка в первом классе?

– Об этом можно говорить долго. Успешное обучение ребенка в 1 классе – это, прежде всего положительная психологическая атмосфера, как в школе, так и дома.

– Как Вы помогаете первоклассникам осваиваться в школе и чувствовать себя комфортно?

– :Важно, чтобы ребенок не чувствовал себя оторванным от прежней беззаботной жизни дошкольника и беспощадно брошен в пучину бурлящего потока огромной школы. Помогать ему адаптироваться в школе, сделать так, чтобы погружение в другую жизнь происходило как можно бережнее и без психологических потрясений и травм. И как порой с иронией замечают учителя старшего звена «Мы носимся со своими подопечными, как курицы с яйцами». Да, но это так.

– Не всем родителям хватает любви даже к собственным детям. Возможно ли, чтобы учитель любил сразу 20-30 детей? Можно ли развить в себе это чувство, и что делать учителю, если любить всех не получается. Так ли важно для учителя, чтобы он любил детей?

– Да, это важно. Если дети вызывают раздражение, то делать такому учителю в школе нечего. Нужно принимать детей такими, какие они есть. И даже, если ребенок не получает хороших оценок, у него обязательно есть много хороших качеств, которые он реализует во взрослой жизни. Станет отличным поваром, водителем, сантехником. Учитель должен быть справедливым, ни при каких обстоятельствах нельзя унижать детей. И еще для учителя очень важно иметь чувство юмора, научить детей разрешать многие вопросы с помощью хорошей доброй шутки, улыбки, смеха.

Обучение в 1 классах направлено не столько на непосредственное образовательное действо, а на адаптацию ребенка к жизни в школьном коллективе, раскрытию его как маленькую, но ЛИЧНОСТЬ.

– Система современных ценностей претерпела серьезную переоценку. Многие родители в затруднении, какие качества прививать ребенку. Например, нужно ли «давать сдачи» своему обидчику, давать списывать или нет соседу по парте? Каким непреложным истинам вы считаете своим долгом научить питомцев?

– В моей многолетней практике был такой пример. Ребенок в седьмом классе решился на то, чтобы рассказать о том, что его, ученика 1 класса учительница в очень резкой форме осадила его во время урока. Все. Дело сделано. Ребенок закрылся как ежик. И все эти годы он чувствовал себя оторванным, даже если это было не так. А ведь это огромная веха в жизни человека разумного. Маленькому человеку всегда и везде надо дать высказать свое мнение, иначе это чревато последствиям.

– Часто в первый класс приходят очень хорошо подготовленные дети, умеющие читать и считать. Известно, что через пару недель они начинают скучать в школе. Как Вы преодолеваете эту проблему?

–  Об этом можно говорить долго. Но главное, нужно просто любить детей, любить и чувствовать их со всеми их радостями, горестями и переживаниями. Радоваться каждой их маленькой победе вместе с ними, горевать вместе с ними.

– А как изменились родители первоклассников? В чем нынешние папы и мамы проигрывают родителям образца 80-х, в чем бесспорное преимущество сегодняшних родителей?

– Раньше у родителей было больше времени для того, чтобы заниматься своими детьми. Родители сегодняшних первоклассников – это молодые люди, они более образованы. Однако такого уважительного отношения к школе, к учителю, как прежде, сегодня уже у родителей нет. Школьную жизнь некоторые рассматривают как банальное получение образовательной услуги. Многие родители занимаются предпринимательством, зарабатыванием денег, и времени на детей у них практически не остается. Из-за нехватки времени появляется раздражительность, нетерпимость. При возникновении проблем такие родители стараются переложить ответственность на школу, вместо того, чтобы установить причину проблем ребенка и устранить ее. Нужно ли объяснять, что при таком подходе страдать будет в конечном итоге ребенок, и никакие деньги не заменят ему счастливого детства. Как известно, все мы родом из детства. Ведь жизненный опыт, полученный в детстве, станет определяющим во взрослой жизни ребенка.

Но, тем не менее, хочу отметить,  фундаментальные ценности остались незыблемыми. Это – милосердие, гуманизм, патриотизм и многое другое.

Кубатбек Айбашов

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*