Салтанат МАМБЕТОВА: «Инклюзивное образование – это внимание, участие и сопереживание к каждому ребенку»

Министерство образования и науки КР уже много лет работает над внедрением в Кыргызстане инклюзивного образования в школах. Это направлено на обеспечение права каждого ребенка на образование, на повышение доступности образования для маленьких кыргызстанцев вне зависимости от их индивидуальных потребностей, которые возникают  в связи с различными обстоятельствами. Главный специалист Управления внешкольного, дошкольного и школьного образования Салтанат МАМБЕТОВА рассказала газете «Кутбилим» о существующих проблемах и определенных достижениях при внедрении в Кыргызстане инклюзивного образования.

– Многие наши читатели не знают, что такое инклюзивное образование….

– Инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, вне зависимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.

Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе при общеобразовательной школе.

Хотелось бы  подчеркнуть, что обычно бытует мнение, что инклюзивное образование направлено только на детей с ограниченными возможностями здоровья. Но это не так. Инклюзивное образование охватывает многие категории детей, которые по тем или иным причинам не обеспечены полноценным  доступом к образованию. Это и дети, которые по семейным обстоятельствам вынуждены работать, что уже говорит о неполноценном образовании, это и дети, у кого имелся или был перерыв в получении образования. Это дети и внутренних и внешних мигрантов – к ним тоже требуется особый подход в связи с переходом их из школы в школу. Словом, инклюзивное образование охватывает ряд различных категорий. Инклюзивное образование – это внимание, участие и сопереживание к каждому ребенку.

– Сколько в Кыргызстане  детей с ограниченными возможностями здоровья, которые имеют полноценный доступ к образованию?

– По данным Министерства социального развития КР, сегодня в республике проживают 23 567 детей с ограниченными возможностями в возрасте от 0 до 18 лет. Их них: 4 133 ребенка имеют нарушения опорно-двигательного аппарата. В настоящее время в 15 специальных школах-интернатах и в 4 специальных общеобразовательных школах 2 937 детей; в 14 специальных детских садах для детей с ограниченными возможностями здоровья – 1536 детей.

В настоящее время, доступ к образованию, я имею ввиду и дошкольное и школьное виды образования имеют 10 тысяч 925 детей с ограниченными возможностями здоровья, что составляет 46,4% от общего количества. Из них в 673 общеобразовательных  школах  программами инклюзивного образования охвачены более 4 050 детей школьного и 2 268 детей  –  дошкольного возраста. Анализ количественного состава учащихся специальных образовательных организаций за последние 4 года показывает увеличение количества детей на 1-1,5% ежегодно, что в дальнейшем может привести к увеличению финансирования со стороны государства на улучшение условий обучения и предоставления технических средств.

В 673 общеобразовательных  школах  программами инклюзивного образования охвачены более 4 050 детей школьного и 2 268 детей  –  дошкольного возраста.

– Какие мероприятия проведены в рамках проекта  Минобразования КР  и Азиатского Банка Развития по инклюзивному образованию?

– В рамках проекта  Минобразования КР  и Азиатского Банка Развития по инклюзивному образованию «Повышение доступа к качественному основному образованию для детей с особыми потребностями” при технической поддержке Японского фонда по сокращению бедности было разработано руководство “Инклюзивное образование в высшей школе”. Также введен курс “Инклюзивное образование” в учебные планы пилотных вузов по педагогическим специальностям, разработан куррикулум для учащихся 1-4 классов специальных школ для детей с нарушениями психофизического развития, который в данный момент находится на стадии апробации.

Кроме того были созданы 7 психолого-медико-педагогических консультаций для выявления и направления детей в общеобразовательные школы в пилотных районах. При поддержке Фонда Евразия в Центральной Азии разработаны пакеты методических пособий для родителей по работе с детьми, имеющим ограниченные возможности здоровья. В этих же годах было разработано методическое пособие по работе с детьми с ОВЗ в условиях массовой дошкольной организации. В рамках пилота, в нескольких школах Чуйской области организованы и успешно функционируют Клубы для детей с ОВЗ.

– С какими проблемами сталкивается Минобразования КР при внедрении инклюзивного образования в школах?

– В этой ситуации, есть определенные проблемы, требующие безотлагательного решения. В первую очередь, это неприспособленность большинства школ для пребывания в них детей с ограниченными возможностями здоровья. Другая и пожалуй главная проблема это неготовность общества, в том числе родителей, к тому, что здоровые дети и дети с ОВЗ обучаются совместно.

Определенную трудность создает отсутствие специальных учебников и методических пособий, что негативно сказывается на самом процессе обучения. На данный момент в специальных школах используются учебники, выпущенные в 90-х годах в Российской Федерации.

Отрадно то, что государство активно внедряет политику инклюзивного образования и инклюзивного общества. Так, основное направление развития инклюзивного образования заложены в стратегических документах развития системы образования. Например, в Стратегии развития образования на 2012-2020 годы в качестве первого трехлетнего плана реализации на 2012-2014 годы включены вопросы по разработке норматива оснащения инклюзивных и специальных общеобразовательных школ учебными материалами, пособиями, оборудованием к 2014 году, по разработке совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами, новых требований к проектно-сметной документации по строительству зданий для всех уровней образования. Здесь нужно предусмотреть обучение  в них детей с ограниченными возможностями здоровья (пандусы и т.п.).

Согласно Концепции развития образования в Кыргызстане до 2020 года, в структуре системы образования 2020 года включен вопрос интеграции инклюзивного образования на всех уровнях образования, при сохранении специализированных школ для детей с ограниченными возможностями здоровья.

По нашим расчетам к 2020 году, система образования позволит обеспечивать гарантированный доступ к качественному основному общему  образованию и равный доступ к другим уровням образования в зависимости от способностей и потребностей каждого человека. Включать инклюзивные подходы к обучению на всех ступенях образования, с акцентом на образование детей с особыми нуждами и детей с ограниченными возможностями здоровья.

– Что нужно предпринять для решения имеющихся проблем?

– В  первую очередь, это проведение информационных компаний, направленных на преодоление стереотипов, имеющихся в общественном мнении. Нужна подготовка преподавателей, способных и готовых работать в инклюзивных школах, нужно создание инфраструктуры, обеспечивающей потребности детей с особыми нуждами. Также нужна разработка и издание УМК для учащихся специальных образовательных организаций для детей с ОВЗ.

В настоящее время Минобразования КР ведет работу по созданию рабочих групп для разработки учебников для 1-х классов специальных школ для умственно отсталых детей.

– В плане международного сотрудничества, что будет сделано для внедрения инклюзивного образования?

– Членами рабочей группы Совета по образованию при ИК ЕврАзЭс по сотрудничеству в области инклюзивного образования, утвержденных приказом МОиНКР, рассмотрен проект Соглашения  о сотрудничестве государств-членов Евразийского экономического сообщества в сфере инклюзивного образования.

Особое внимание привлекает тот факт, что на основании данного Соглашения появляется уникальная возможность в повышении квалификации педагогических кадров, занимающихся вопросам инклюзивного образования. Не секрет, что до настоящего времени работа в данном направлении не велась, отсутствует финансирование расходов, связанных с выездом специалистов в страны дальнего и ближнего зарубежья.

Это Соглашение позволит нам ознакомиться с передовым опытом государств-участников, а также поделиться своими знаниями. Примечательно то, что согласно Соглашению, стороны содействуют совместной разработке и изданию учебной и учебно-методической литературы в сфере инклюзивного образования. В нашей стране, при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья, к сожалению, используются учебники 90-х годов, которые устарели как морально, так и физически. Слабый потенциал, отсутствие бюджетных средств, низкая информированность педагогических работников о мировом передовом опыте, отбросило на несколько лет назад вопрос разработки специальных учебников и учебно-методических материалов.

Возможно, при разработке учебников могут возникнуть трудности, связанные со спецификой национальных образовательных систем, учебной нагрузки и особенностях подхода к детям с ограниченными возможностями здоровья в зависимости от сферы нарушения.

Перечень индикаторов по инклюзивному образованию носит разносторонний характер, и позволит проводить мониторинг доступа к образованию детей и лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья.

Отрадно то, что в рамках данного Документа государства прилагают усилия для создания условий для включения каждого ребенка в образовательный процесс, исключая любую форму сегрегации, и подходят к единому пониманию инклюзивного образования как права каждого ребенка на развитие своего потенциала. Это находит все большее понимание и будет продолжать осуществляться в дальнейшем, чтобы обеспечить каждому ребенку возможность будущей достойной  жизни.

– На Ваш взгляд, что из себя будет представлять инклюзивное образование в будущем?

–   В будущем мы рассчитываем на ряд успехов в этой области. Мы работаем в нескольких направлениях. В частности, речь идет о налаженной координации действий в отношении инклюзивной политики в области здравоохранения, образования и социального обеспечения. Это позволит социальному обеспечению выступать для инклюзивных детей в качестве стимулирующего фактора для получения образования и трудоустройства, а школам уделять большее внимание вопросам инклюзивного образования и подготовки детей с особыми потребностями к жизни в обществе.

Планируется обучение должностных лиц вопросам планирования и осуществления специального обучения через инклюзивные подходы, пониманию инклюзии как части Образования для всех, нацеленного на реализацию для каждого ребенка его конституционного права на получение качественного образования

Будет налажено сотрудничество государственного сектора, родителей и гражданского общества в продвижении инклюзивного образования, в том числе – создание среды, доброжелательной к детям.

Будет проводиться подготовка преподавателей, способных и готовых работать в инклюзивных школах

Планируется создание инфраструктуры, обеспечивающей потребности детей с особыми нуждами, как я говорила выше, планируется проведение информационных компаний, направленных на преодоление стереотипов, имеющихся в общественном мнении.

– Насколько скоординирована сейчас работа ключевых министерств и ведомств, а также неправительственного сектора в области инклюзивного образования? И насколько такая координация и слаженность действий может помочь решить проблемные вопросы?

– Позиция педагогов в условиях инклюзивного образования меняется. Школа утрачивает свою автономность и работает в рамках тесного сотрудничества с логопедами, социальными работниками, врачами с родителями. В своей деятельности педагоги становятся открытыми, они должны демонстрировать свой опыт названным категориям в течение длительного времени. Система здравоохранения, социальные службы, родительские сообщества сегодня активно сотрудничают со школой в вопросах профилактики, здоровьесберегающих технологий, организации доступной среды, соблюдении прав детей.

Например, в 2014 году совместными усилиями МОН и МСР, при поддержке неправительствой организации было открыто учебное отделение в психоневрологическом детском доме, чтобы дети могли получать, хоть и специальное, но образование. При поддержке органов местного самоуправления и софинансирования международной организации в 28 общеобразовательных организациях республики улучшены условия материально-технической базы для приема в школу детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Также Минобразования КР разработало и утвердило Минимальный стандарт доступности школьного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. В Минимальных стандартах отражены требования к материально-технической базе и учебным материалам, которые позволят создать оптимальные условия обучения и воспитания детей школьного возраста, имеющих  ограниченные возможности здоровья. При разработке Минимального стандарта были использованы нормативные документы Межгосударственных строительных норм Государственной архитектурной инспекции при Правительстве КР и нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в Кыргызстане.

– Насколько актуальны и востребованы службы психолого-медико-педагогического сопровождения, которые создаются сейчас в трех плотных школах в рамках проекта Фонда Евразия Центральной Азии?

– За предыдущие годы в рамках различных проектов уже были внедрены элементы сопровождения детей с ОВЗ, такие как, развитие психолого-педагогической компетентности педагогов в вопросах инклюзии, учащихся, родителей. Сегодня  ребенку с ограниченными возможностями  необходимы такие виды помощи и поддержки, которые обеспечат его развитие в условиях образовательного процесса, и будут представлять собой целостную, системно организованную деятельность специалистов. В Стратегии программы социального развития на 2015-2017 гг. запланировано создание 3-х пилотных Служб Психолого-медико-педагогического сопровождения. Служба сопровождения создаст социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и  развития каждого ребенка в соответствии с его возможностями и потребностями в условиях массовой школы. При финансовой поддержке Фонда-Сорос Кыргызстан в рамках проекта Фонда Евразия Центральной Азии на базе 3-х школ(№18 г. Ош, №8 Нарын, школа-гимназия №1 с. Лебединовка) были открыты службы сопровождения.

Айнура КАНИМЕТОВА «Кутбилим»

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*