Приемная кампания: каковы итоги? План приема выполнен на 41 %

Министерство образования и науки Кыргызстана ведет активную  работу по оптимизации и профилизации высших учебных заведений республики. Этот шаг направлен, прежде всего, на повышение качества высшего профессионального образования, на устойчивую конкурентоспособность кыргызстанских вузов, признание кыргызстанских дипломов у работодателей не только Кыргызстана в свете интеграции в мировое образовательное пространство.

Итогам приемной кампании, повышению качества высшего образования была посвящена коллегия Министерства образования и науки КР, которая состоялась в последние дни ушедшего года.

Как известно, отбор и зачисление на грантовые места и на все формы обучения на контрактной основе в вузы проводился на основании результатов общереспубликанского тестирования. В этом году в общереспубликанском тестировании приняли участие 53048 абитуриентов.

Средний балл участников тестирования в 2015 году составил 114,6 баллов (в 2014 году – 104,9).

Было выделено 5705 государственных образовательных грантов. Из них 150 грантов- для выполнения обязательств по международным соглашениям, 50 грантов —  для внеконкурсного зачисления абитуриентов, получивших наиболее высокие баллы, 75 грантов —  для этнических кыргызов, проживающих за рубежом, 40 грантов – для детей лиц, погибших в апрельских, майских и июньских событиях 2010 года, и лиц, имеющих статус кайрылманов, 100 мест – для абитуриентов-льготников.

Единые пороговые баллы были установлены  для зачисления абитуриентов в высшие учебные заведения, как на грантовые места, так и на все формы обучения  по договору с оплатой стоимости обучения: по основному тесту – 110 баллов; по предметным тестам –  60 баллов.

В итоге к конкурсу было допущено 25135 абитуриентов (на 9 тысяч абитуриентов больше, чем в 2014 году).

На грантовое обучение было принято 4868 студентов. В рамках выделенных квот в вузы на грантовое обучение было зачислено 82 абитуриента из числа льготников. В частности это: 18 абитуриентов, из числа получивших наиболее высокие баллы по ОРТ, 44 круглых сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 15 инвалидов 1, 2 группы и другие.

Из 225 грантовых мест, выделенных для реализации международных соглашений и для этнических кыргызов, проживающих за рубежом, освоено соответственно 112 грантовых мест.

Как было сказано на коллегии, недобор в вузы составил 837 грантовых мест, из них:

692 места остались вакантными в вузах, 32 места — из квоты, выделенной для абитуриентов, получивших наиболее высокие баллы ОРТ;

113 мест — из квот для этнических кыргызов, проживающих за рубежом, и для реализации обязательств по международным соглашениям.

Недобор абитуриентов имеется на грантовые места в основном по специальностям, требующим предметные тесты по математике и физике, по нескольким отраслям: специальности горнодобывающей промышленности – 58 мест, педспециальности – 191, из них по направлению «Физико-математическое образование» и «Физика» — 132 места, специальности сельского хозяйства – 175 мест, в области промышленности – 69.

 

Таким образом, по итогам приема 44,7 % грантовых мест получили выпускники сельских школ, 19,1 % — выпускники высокогорных районов, 20 % — выпускники школ Бишкека, 16,2 % — выпускники школ областных центров и малых городов.

По сравнению с 2014 годом на 3% увеличилась доля выпускников бишкекских школ от общего числа грантообладателей, доля выпускников сельских школ– уменьшилась на 3%.

План приема на дневную форму обучения на контрактной основе составил всего 34191   мест (из них 27 тысяч в государственные вузы и 6,5 тысячи в негосударственные вузы).

На заочную форму обучения с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ) план приема составил 12636  мест (из них в государственные вузы – 11,4 тысяч мест, в негосударственные – 1,2 тысячи мест).

Фактически в целом план приема в вузы выполнен на 41 %.

Это — дневная форма обучения – 46%, заочная форма обучения – 28 %.

Было отмечено, что стремясь обойти требование об обязательности ОРТ при зачислении на все формы обучения, ряд вузов (МУК, Кыргызско-Казахский университет, МАУПФиБ, БФЭА) заключили договоры о реализации совместных программ с зарубежными учебными заведениями (РФ, Казахстан) и произвели прием абитуриентов без результатов ОРТ.

В итоге, коллегия Минобразования КР решила итоги приема в вузы признать удовлетворительными. Было решено также проект плана приема на грантовое обучение на 2016-2017 учебный год формировать с учетом результатов приема и среднего балла абитуриентов, принятых на обучение в 2015 году.

Кроме того, решено запретить прием на заочную форму обучения, в том числе, с применением дистанционных образовательных технологий при отсутствии контингента студентов-очников по соответствующим направлениям подготовки.

Ректорам высших учебных заведений для профориентации и повышения качества подготовки выпускников по физике и математике рекомендовано разработать программы сотрудничества со школами, включающие заключение договоров о партнерстве между вузом и школой о создании специализированных или профильных  классов, проведение курсов по выбору будущей профессии и спецкурсов, которые дополняют содержание базовых и профильных учебных предметов, проведение вузовских олимпиад по профильным предметам и т.д.

Руководство вузов также должно провести анализ данных по приему абитуриентов за три года и внести предложения о целесообразности закрытия специальностей и направлений подготовки, по которым не осуществляется прием абитуриентов или сформированы неполноценные учебные группы, имеется ввиду — менее 10 студентов.

Предлагается не включать в план приема на контрактной основе на 2016-2017 учебный год направления подготовки и специальности, по которым отсутствует контингент студентов.

«Хорошее высшее образование

не может быть дешевым»

Инфляция повышает стоимость контракта

в вузы

 

В последнее время в связи с инфляцией повышаются  цены на все, в том числе стоимость на всякого рода услуги,  и конечно, на образовательные услуги.

Не так давно, в январе-ноябре 2015 года, то есть за 11 месяцев прошлого года уровень инфляции составил 2,3 процента. Такие данные приводит Национальный статистический комитет КР.

Платные услуги за январь-ноябрь 2015 года подорожали на 6,1 % (вклад в рост инфляции на 0,8 процентных пункта), главным образом, за счет роста цен на услуги по организации отдыха и культурных мероприятий на 6,8 %, образование — на 8,4 %.

Инфляция отражается на всех сферах жизни. Так, в связи с инфляцией коллектив Кыргызско-Российского Славянского  университета принял обращение  к ректору, академику Владмиру Нифадьеву. В данном письме коллектив просил свое руководство открыто обсуждать проект бюджета университета, а также при формировании финансового документа, в условиях мирового кризиса, воздержаться от неоправданных расходов. Кроме этого, в письме трудового коллектива говорилось о том, что инфляция подтолкнула руководство университета на повышение суммы контрактов за обучение. Однако, несмотря на это, заработная плата работников, как отмечалось в письме, осталась неизменной в нарушение трудового договора. Также преподавательский состав жаловался, что средства, предусмотренные на стимулирующие выплаты, уходят не по назначению. Как оказалось, все это не соответствует действительности.

«Вузы обязаны проводить общественное слушание о расходовании внебюджетных средств»

 

Так считает заместитель начальника Управления высшего профессионального образования Минобразования КР Абдыманап ЖОЛДОШОВ: 

 

— К нам пришло официальное письмо из КРСУ по данному вопросу. В данном вузе все проводится в соответствии с законодательством КР. В частности, они проводят и ежегодные слушания и обсуждения по бюджету вуза.

Поясню, что  в соответствии с законом  «Об образовании»,  статьей 44/1, Государственные образовательные организации ежегодно до 1 августа, года, следующего за отчетным, обязаны проводить общественное слушание о расходовании внебюджетных средств, полученных из источников, не противоречащих законодательству Кыргызстана. При этом участники образовательного процесса учреждения образования, представители гражданского сектора и все заинтересованные лица могут принять участие в общественных слушаниях.

Эта поправка в закон была внесена 29 декабря 2011 года. Поэтому, в 2013 и 2014 годах КРСУ как положено уже провел общественные слушания. Теперь, общественное слушание по финансовым вопросам в данном вузе должно быть проведено до 1 августа 2016 года. И еще один момент. В законе также прописано участие Попечительских советов в контроле над средствами учреждения образования, поэтому, странно, что коллектив юридического и экономического факультетов КРСУ не обратился и в свой Попечительский совет. И в заключение, хотелось бы сказать, что Счетные палаты как Кыргызстана, так и России (так как, КРСУ – это вуз двойного подчинения)  регулярно проверяют финансовую деятельность КРСУ.

Салмоор АСАНОВ:

«Хорошее, действительно качественное образование не может быть дешевым»

 

Об этом сказал заместитель Начальника экономического отдела Министерства образования и науки КР Салмоор Асанов.

 

— В связи с инфляцией повышается стоимость на контрактное отделение вузов. И я считаю, что это повышение стоимости контрактного обучения в некоторых вузах произошло запоздало. Почему? Дело в том, что во всем мире известно, что, конкурентоспособное образование не может быть дешевым. Качественное, хорошее образование  — стоит дорого.  Многие кыргызстанцы учатся в Казахстане, ведь, там  минимальная стоимость образования  — это не ниже 1,5 тысяч долларов США. Это минимальная сумма – ниже уже считается невозможным и даже неприемлемым для стоимости в целом, образования. Были предложения направить в Антимонопольный комитет письмо с просьбой установить минимальный порог стоимости контрактного обучения не меньше 30 тысяч сомов. Следует отметить, что средний расход средств за обучение одного студента в каждом вузе — составляет 30-32 тысячи сомов! Эта сумма заставляет задуматься. А ведь у нас — нынешняя мини мальная стоимость обучения – 15 тысяч сомов и это совершенно неприемлемо. Повторюсь еще раз – хорошее востребованное конкурентоспособное высшее образование стоит дорого. Например, стоимость в кыргызско-турецких лицеях образовательной фирмы «Себат», как минимум 800 долларов США.

Бытует также мнение, что расходы вузов покрываются за счет средств контрактников. Это глубоко ошибочное суждение. Например 47 библиотек Кыргызского национального университета содержатся за счет бюджетников, то есть за счет средств государства. И одна из главных задач курса Минобразования – оптимизация вузов –это экономия средств. Как сказала наш министр образования и науки КР Эльвира Сариева, эти высвободившиеся сэкономленные средства от проводимой оптимизации  вузов должны быть направлены на повышение зарплаты профессорско-преподавательского состава вузов. Этот шаг, понятно, также направлен на повышение качества вузов. Хорошая зарплата  — это стимул для преподавателей, стимул для повышения их профессионального мастерства. Истина проста, какова зарплата – такова и отдача педагогов. У нас есть руководители отельных вузов которые не повышают стоимость контрактного обучения в погоне за количеством студентов. Но устанавливать демпинговые цены на образование – это не выход из ситуации с проблемой повышения качества высшего образования.

Бекжан ТОРОБЕКОВ:

 

«В финансовой политике любого вуза нужна абсолютная прозрачность»

 

Проректор по развитию Кыргызского государственного технического университета, кандидат технических наук, профессор Бекжан ТОРОБЕКОВ поделился своим мнением о причинах повышения контрактного обучения и финансовой деятельности любого вуза.

— Повышение контрактного обучения продиктовано инфляцией – цены растут на все, что окружает жизнь каждого человека. Но, повышение цен на контрактное обучение, во избежание возможных кривотолков, должно сопровождаться абсолютной прозрачностью финансовой политики.

В этом плане вопрос о заработной плате сотрудников университета является одним из самых злободневных и актуальных и учитывая растущую инфляцию в стране, вопрос требует тщательного рассмотрения.

В этой связи, лучше всего правильно организовать финансовую политику в вузе, привлекая к ее формированию весь коллектив, ведь в данном вопросе надо обеспечить гласность и прозрачность в расходовании вузовских средств.

В Кыргызском государственном техническом университете имени И.Раззакова повышение участие коллектива в формировании и реализации финансовой политики осуществляется через следующие формы: управление и соуправление и другие формы коллегиальных процедур.

У нас функционирует Финансовый комитет в составе, которой представлены различные категории работников структурных подразделений вуза. Это преподаватели, начальники, молодые ученые, вспомогательные составляющие – лаборанты, заведующие кабинетами, руководители служб, представители служб административно-хозяйственной части.

Функциями данного Финкомитета являются рассмотрение и обсуждение планирования и формирования доходов и поступлений, анализ сметы расходов по видам планируемых затрат и соответственно анализ фактических затрат. Финкомитет заслушивает отчеты и информацию руководства по финансовым вопросам.

Далее, в университете практикуется ежегодное обсуждение финансового отчета университета за год. Во время обсуждения обосновываются все нюансы, обоснованность полностью всех финансовых затрат. Там же во время обсуждения вносятся замечания и предложения, даются заключения и рекомендации по дальнейшему улучшению и совершенствованию финансовой политики.

Одним из важных рычагов мониторинга эффективности начисления зарплаты является участие в этом вопросе Профкома университета. Периодически, вопросы по заработной плате, повышения его размеров находятся в поле зрения Профкома, который периодически вносит руководству университета предложения о повышении зарплаты сотрудников вуза. Например, за последний год в соответствии с повышением размера контрактного обучения и с учетом инфляции повышается размер зарплаты  всех категорий работников. В частности, в этом году с сентября повышены размер зарплаты профессорско-преподавательского состава на 20-30%. В настоящее время ведутся расчеты и готовятся данные о поэтапном повышении зарплаты  остальным категориям работников. Также, следует отметить, что по итогам результатов  деятельности сотрудников и в связи с профессиональными праздниками ежегодно выплачивается премия.

Что касается повышения контрактного обучения, то этот вопрос координируется государством в лице Антимонопольного комитета. В сумму контракта, как известно входят многие составляющие: инфляция, пакет услуг вуза: книги, коммунальные услуги, аудитории и многое другое. Стоимость контракта, с учетом всего этого согласуется и  утверждается антимонопольным комитетом.

 

Айнура КАНИМЕТОВА, «Кутбилим»

 

1 Comment

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*