НЕЗАУРЯДНАЯ ЛИЧНОСТЬ, ПЕДАГОГ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ

С профессором Р.С. Картанбаевым мы были знакомы еще со студенческих лет, учились в одном из престижных  ВУЗов Кыргызстана – во Фрунзенском политехническом институте (ФПИ). Были активистами по общественной работе, занимались научно-исследовательской работой еще со студенческих лет, получили почетную профессию  в  строительной отрасли – он инженер путей сообщения, я – инженер-строитель — технолог по производству строительных материалов и изделий.

Картанбаев Райкан Соодалиевич – доктор технических наук, профессор, академик Международной академии транспорта, видный ученый по проектированию горных дорог и подземных сооружений, повышению безопасности движения и пропускной способности.

Родился 2 марта 1956 г. в с. Эркин-Сай Панфиловского района Киргизской ССР, кыргыз.

В 1978 г. окончил инженерно-строительный факультет Фрунзенского политехнического института (ФПИ) по специальности «Автомобильные дороги» и получил квалификацию инженер путей сообщения.

1978-1980 г.г. — преподаватель кафедры «Автомобильные дороги», секретарь комитета комсомола инженерно-строительного факультета ФПИ.

1980-1983 г.г. — учеба в очной аспирантуре Московского автомобильно-дорожного института (МАДИ), которая завершена досрочной защитой кандидатской диссертации.

1984-1985 г.г. — старший инженер, зав. сектором, зав. отделом безопасности движения Кыргызского автомобильно-дорожного конструкторско-технологического института Минавтошосдора  Киргизской Республики.

1985-1992 г.г. — преподаватель, старший преподаватель, доцент кафедры «Автомобильные дороги» ФПИ.

1992-2009 г.г. — зав. кафедрой «Автомобильные дороги», директор научно-технологического центра «Технопарк», проректор по научной работе и государственному языку Кыргызского государственного университета строительства, транспорта и архитектуры (КГУСТА).

В 2002 г. защитил докторскую диссертацию, профессор, академик Международной академии Транспорта (ITA), Отличник образования Кыргызской Республики.

Автор более 250 научных трудов, в том числе 10 монографий. Под его научным руководством защищено 11 кандидатских диссертаций.

 

 

Работали на производстве: он — старшим инженером, зав. сектором, зав. отделом безопасности движения Кыргызского автомобильно-дорожного конструкторско- технологического института Минавтошосдора Кыргызской Республики, я — инженером проектного института «Кыргыздортранспроект» Минавтошосдора Кыргызской ССР, младшим научным сотрудником, заведующим лабораторией.

Обучались в целевой аспирантуре в центральных ВУЗах: Райкан Соодалиевич в Московском автомобильно-дорожном институте (МАДИ) на кафедре «Проектирование дорог», я в Одесском инженерно-строительном институте, и досрочно защитили  кандидатские диссертации.

С 1985 г. Райкан Соодалиевич работал на кафедре «Автомобильные дороги» инженерно-строительного факультета преподавателем, старшим преподавателем, доцентом кафедры  «Автомобильные дороги».

С 1986 г. я работал во Фрунзенском политехническом институте: заведующим лабораторией, преподавателем, старшим преподавателем, доцентом, заведующим кафедрой «Производство строительных материалов и изделий» и заместителем декана инженерно-строительного факультета.

В связи с преобразованием Бишкекского политехнического института и созданием  на его базе КАСИ и КТУ, с января 1998 года указом Президента КР КАСИ был преобразован в Кыргызский государственный университет строительства, транспорта и архитектуры (КГУСТА).

Райкан Соодалиевич с 1992 года работал заведующим кафедрой «Автомобильные дороги», директором научно- технологического центра «Технопарк», с мая 2005 года проректором по научной работе КГУСТА.

С 1992 года я занимал должности заведующего кафедрой, декана Кыргызско-российского факультета, директора института строительства и муниципального управления, проректора по финансам и менеджменту, проректора по науке и инновационным технологиям, с марта 2005 года должность ректора  КГУСТА.

Защитили докторскую диссертацию: я — в 2001 году, он – в 2002 году.

За сухо перечисленной хронологией нашей жизни лежат многие годы неутомимого труда, творческого сотрудничества, надежд и взаимных открытий, успехов и удач, приобретений и потерь…

Мы стали тесно общаться именно в годы совместной работы в команде ректората. Перед нами ставились нелегкие задачи по руководству большим коллективом университета, организации учебного процесса, по подготовке и воспитанию высококвалифицированных кадров для страны, по повышению качества научно-исследовательской и инновационной деятельности, по подготовке научно-педагогических кадров высшей квалификации через аспирантуру, магистратуру и докторантуру, по налаживанию международных связей для интеграции с мировым сообществом, по обеспечению материально-технической и информационной базы, а также по привлечению инвестиций.

Райкан Соодалиевич как проректор по науке и государственному языку с особым энтузиазмом  и рвением взялся за выделенный  нелегкий участок работы, от которого во многом зависел успех поставленных перед нами задач.

Он организовал диссертационный совет по защите кандидатских диссертаций и стал его зам. председателя и председателем. Затем в КГУСТА был открыт докторский совет, заместителем председателя совета был Р.С. Картанбаев. Он тесно сотрудничал с коллегами из России и Казахстана, был членом докторских советов при Институте физики и механики горных пород НАН КР и КазАТК Республики Казахстан.

Под научным руководством профессора Р.С. Картанбаева подготовлены и защищены 11 кандидатских диссертаций. Воспитал много учеников-инженеров по автомобильным и железным дорогам, мостам и тоннелям. Сейчас они работают в ВУЗах и производственных организациях на благо и процветание родной страны.

Мы были свидетелями того, как он напряженно работал над докторской диссертацией. Особенно трудно было с ее защитой, в Кыргызстане не было ученых — специалистов по дорожному строительству. Ему пришлось проложить дорогу, став первым доктором наук в области дорожного строительства.

Докторская диссертация Р.С.Картанбаева посвящена совершенствованию методов проектирования тоннельных вариантов автомобильных и железных дорог горно-складчатых областей. Проблема проектирования тоннельных вариантов дорог в горных условиях является чрезвычайно сложным, требующим глубокого знания в областях автомобильных и железных дорог, геомеханики, геофизики, климатологии, гидрологии. Для нашей республики с горной территорией особо актуальный вопрос. Он предлагал к решению такой важной задачи комплексный подход: современные методы аэрокосмической съемки, компьютерное трехмерное моделирование, автоматизация проектных решений и технико-экономическое  обоснование с рассмотрением многовариантного проложения трассы.

Райкан Соодалиевич отличался высокой трудоспособностью, стремительностью и решительностью при принятии ответственных решений, был вспыльчив, но быстро отходил, владел чувством юмора, не терпел несправедливости, особенно непримиримым был с халтурой при оформлении научных статей и диссертационных работ, всегда имел свое мнение в обсуждениях работ на научно-технических и диссертационных советах, высказывал по существу. Состав ректората дружил семьями, он ценил дружбу с коллегами, мы общались в формальной и неформальной обстановке и были свидетелями его бережного отношения жене и детям. Он был отличным семьянином.

Наш коллега, профессор Р.С. Картанбаев был незаурядной личностью, жизненный путь его так рано прервался. Он хорошо знал свой диагноз и какой исход, но не унывал, вел себя самоотверженно и работал на своем посту до конца, стремился выпустить своих аспирантов и соискателей.

Мы скорбим по нашему коллеге, помним его заслуги, его невозможно забыть. В памяти его коллег и учеников  светлый образ Райкана Соодалиевича, крупного ученого своего времени и замечательного педагога с большой буквы останется на долгие годы.

А.А. Абдыкалыков,

д.т.н., проф., ректор КГУСТА им. Н.Исанова,

заслуженный работник образования КР,  лауреат  Государственной премии КР в области науки и техники,

Вице-президент Международной Ассоциации строительных ВУЗов СНГ.

В 2016 году 2 марта исполняется 60 лет Картанбаеву Райкану Соодалиевичу, доктору технических наук, профессору, академику Международной академии транспорта, видному ученому Кыргызской Республики по проектированию горных дорог и подземных сооружений, который внес большой вклад в развитие нашего вуза – Кыргызского государственного университета строительства, транспорта и архитектуры им. Н.Исанова (КГУСТА).

В связи с этим, наш коллектив 2-3 марта 2016 года будет проводить Международную научно-практическую конференцию «Инновации в области строительства транспортных сооружений: становление, проблемы, перспективы», посвященной светлой памяти нашего дорогого коллеги.

Торжественные мероприятия по данному случаю и научная конференция будут проходить по адресу: 720020, г.Бишкек, ул. Малдыбаева, 34, б, КГУСТА им. Н.Исанова. Начало регистрации 2 марта, в 9.00 ч., Большой актовый зал.

Приглашаем Вас принять участие в работе данной конференции.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*