НЕ ПОРА ЛИ ОПУСТИТЬ ИНФОРМАЦИОННУЮ «ЖЕЛЕЗНУЮ ЗАНАВЕСЬ» ПРИ ПРИЕМЕ ГРАЖДАН КЫРГЫЗСТАНА

Последние несколько лет, некоторую озабоченность у Министерства образования и науки КР, а также заинтересованных лиц: в частности, выпускников-абитуриентов и их родителей, потенциальных магистрантов и аспирантов вызывает непонятная ЗАКРЫТОСТЬ и порою даже ЗАСЕКРЕЧЕННОСТЬ информации о бюджетных местах, выделяемых для Кыргызстана другими государствами.

Как правило,  люди (помимо узкого круга лиц, вероятно «облеченных» доверием непосредственно тех организаций и сотрудников, которые занимаются вопросами приема кыргызстанцев в вузы других стран) узнают, что прием ЗАВЕРШИЛСЯ, уже как  месяц или два назад, в лучшем случае, неделю назад. Лишь Минобразования КР, в целях привлечения наибольшего количества желающих поступить в вузы других государств, делится с широкой общественностью имеющейся информацией о предоставляемых другими странами квотах.

Такое положение дел с недостатком информации в данном вопросе уже становится даже предметом обсуждения депутатов ЖогоркуКенеша КР. Так заместитель Комитета по социальным вопросам, образованию, науке, культуре и здравоохранению парламента Жанарбек АКАЕВ, заявил, что распределение бюджетных мест в зарубежные вузы происходит несправедливо, закрыто и непонятно каким образом.

«Ежегодно около 10 зарубежных стран выделяют квоты для обучения кыргызстанцев в своих высших учебных заведениях. Однако, среди  выпускников школ эти квоты распределяются несправедливо, места получают не те, кто действительно стремится учиться и получить знания, дети высокопоставленных родителей, те, у кого есть связи и соответствующие знакомства», – заявил Жанарбек Акаев.

По его словам, недавно на некоторых информационных сайтах вышла информация о предоставлении Малайзией 10 мест для кыргызстанцев, Россия, Кипр также предоставили бюджетную квоту для кыргызских юношей и девушек.

«Но, к сожалению, информация об этом закрыта и не доступна для нашей молодежи. Я полагал, что Минобразования КР в полной мере контролирует данный вопрос, но, оказывается, у данного министерства нет всей необходимой информации, и оно владеет данными только по Казахстану и Беларуси, которые выделили по 5 мест для кыргызстанцев», – сказал народный избранник.

Есть новость, также о выделении Китаем и Турцией мест для Кыргызстана. Венгрия выделила 25 мест для наших абитуриентов.

«Но опять-таки нет никакой информации о том, каковы условия приема, и в какие университеты этих стран, на какие специальности можно поступить, каковы правила приема? Как нужно готовиться абитуриенту, чтобы поступить в эти вузы? Вся эта информация закрытая. В итоге, есть примеры, когда в зарубежные вузы поступают дети высокопоставленных чиновников, которые затем позорят в чужой стране наш Кыргызстан. Помните, в Казахстанском университете в Астане, Назарбаевым было выделено 2 места. В итоге – двое кыргызстанцев, поступивших в этот университет, не смогли сдать экзамены, не смогли учиться в этом вузе и вернулись в Кыргызстан. Кто знает, чьи это дети, наверняка дети каких-либо чиновников, имеющих связи, как они смогли поступить туда? Сдавали ли они вообще вступительные испытания?»,- отметил Жанарбек Акаев.

По его словам, все это происходит из-за того, что данным вопросом занимаются лишь Министерство иностранных дел КР, и посольства стран, выделяющих квоту, которые не хотят  давать соответствующую информацию Минобразования КР.

Аналогичного мнения придерживается и Минобразования КР. Специалист отдела Международного сотрудничества министерства Сонун АДРЕШЕВА считает, что в данном вопросе Минобразования зачастую является просто сторонним наблюдателем, что учитывая различные нюансы, является ущербом национальным интересам.

«Если говорить о  развитии внешних связей в области образования, то в целом, наблюдается последовательное укрепление двустороннего взаимодействия с Россией, Китаем, Турцией и рядом других стран. Тем не менее, некоторые моменты практической реализации международного сотрудничества, вызывают  беспокойство и требуют пересмотра подходов, применяемых кыргызской стороной до настоящего времени.

Дело в том, что наше министерство и ранее выступало с предложением о необходимости принятия мер по полноценному участию кыргызской стороны в вопросах отбора кандидатов из числа граждан Кыргызстана, направляемых на учебу за рубеж по линии межгосударственного обмена, как это предусмотрено соответствующими межправительственными соглашениями»,  – сказала С. Адрешева.

Однако, односторонним решением стратегические партнеры, в частности, Россия и Турция, фактически, исключили Минобразования КР из процесса отбора соискателей правительственных стипендий указанных стран.

Инициативы Минобразования КР, как уполномоченного госоргана  от кыргызской стороны, о приведении ее в соответствие с нормами двусторонних договоров не получают должной реакции грантодателей. Помимо перечисленных выше внешних факторов, на вопросы эффективной организации работы по подготовке национальных кадров в зарубежных вузах с учетом потребностей социально-экономического развития Кыргызстана прямое отрицательное воздействие оказывает отсутствие ясных и продуманных внутренних процедур.

Минобразования КР  могло бы обеспечить проектирование и последующее адекватное администрирование деятельности единого государственно-общественного органа. Речь идет о Комиссии при министерстве, ответственной за данное направление государственной образовательной политики. Поэтому, министерство считает необходимым политико-дипломатическое  содействие  и совместной разработки действенных мер, направленных на преодоление неблагоприятных условий для Кыргызстана, сложившихся в области международного образовательного сотрудничества.

– Это общая картина сотрудничества. А как развиваются связи с отдельными странами?

– Нормативно-правовая база сотрудничества в области образования между КР и РФ основывается на соглашении между Правительством Кыргызстана  и Правительством России по сотрудничеству в области высшего образования.

В соответствии с данным соглашением, с 1996 года на основе принципа взаимности ежегодно устанавливались квоты приема на обучение по согласованным специальностям граждан Кыргызстана и России в высшие учебные заведения обеих стран.

С 2014-2015 учебного года стипендии, выделяемые Россией (в рамках межправительственных, межведомственных, межвузовских соглашений, включая соглашения по линии ОДКБ, СНГ, УШОС), на обучение соотечественников и граждан Кыргызстана в вузах России за счет федерального бюджета по всем уровням и формам образования, распределяются Россотрудничеством в Бишкеке, а также отбором документов и проведением собеседования абитуриентов, занимается исключительно данное ведомство.

Предложения по сотрудничеству с Россией таковы. Правительством РФ для граждан КР ежегодно выделялось порядка 100-150 бюджетных мест в российские вузы. В последние годы эта цифра возросла в два раза.

При этом хотелось бы отметить, что двукратное увеличение учебных квот для граждан республики свидетельствует о развитии взаимодействия в области образования между КР и РФ, но с учетом большого количества «невозврата» квалифицированных специалистов, сегодня необходимо серьезно подходить к решению вопроса их трудоустройства по окончании обучения.

Второе – координирующая роль по распределению квотных мест в соответствии с соглашением была закреплена за Министерствами образования обеих сторон, однако, фактически Министерство образования и науки КР было поставлено в такие условия, при котором практически выступало в роли «стороннего наблюдателя» за процессом «отборочной компании», что не отвечает национальным интересам.

В связи с этим существует необходимость совместной выработки механизмов отбора граждан КР в российские вузы. Этот вопрос требует решения, а также нужно рассмотреть предложение по обновлению Соглашения между Правительством КР и Правительством РФ о сотрудничестве в области образования (март, 1998 год), которое требует уточнений, особенно в части механизмов реализации Соглашения.

Что касается Турции, то в 1996 году было подписано Соглашение в области образования между Министерством образования и науки Кыргызстана и Министерством национального просвещения Турции, в рамках, которого предполагалась реализация программ набора и обучения граждан Кыргызстана в вузы Турции.

Стоит отметить, что согласно договоренностям, вступительные экзамены по программе TCS, ежегодно разрабатывались турецкой стороной, проводились по принципу единовременности по всему миру и принимались только представителями Государственной Приемной комиссии Турецкой Республики.

В 2011-2012 учебном году в Турции произошло перераспределение функциональных обязанностей между Министерством национального образования Турции и Управлением по делам турецкой диаспоры за рубежом и тюркских народов при Правительстве Турции, и были изменены правила приема иностранных студентов на обучение в вузах Турции.

В настоящее время отбор, прием документов и зачисление граждан Кыргызстана в вузы Турции проводится без ведома Министерства образования и науки КР.

В связи с этим, нами было предложено сформировать новые механизмы приема и отбора, приемлемых для обеих Сторон. Однако, заявления и предложения Министерства КР относительно формирования новых механизмов приема и отбора, турецкой стороной игнорируются.

В данное время возникла необходимость в переподписании упомянутого Соглашения. Турецкой стороной был направлен на рассмотрение кыргызской стороне проект нового Соглашения в области образования между Правительством Кыргызстана и Правительством Турции.

Есть ряд замечаний, в том числе отсутствовали совместные механизмы отбора граждан Кыргызстана для обучения в вузах Турции.

Наша позиция по соглашению: документ содержит положения, которые направляют действия данного Соглашения в пользу турецкой стороны, что исключает принцип взаимности.

Так, предусматривается развитие общей литературы и турецкой истории, при этом в реалиях Кыргызстана необходимо развитие литературы и истории нашей страны. Также вопрос об изменении алфавита должен рассматриваться комплексно со всех сторон, учитывая риски бюджетных потерь при переходе Кыргызстана на латинский алфавит.

В целом данный проект содержит значительные обязательства для кыргызской стороны и могут повлечь за собой большие финансовые затраты из республиканского бюджета. Поэтому, считаем нецелесообразным принятие в дальнейшем данного проекта. Таким образом, в связи с внесением турецкой стороной новых правил приема граждан Кыргызстана в вузы Турции, возникла сложная, неопределенная ситуация.

То есть, Министерство, как ответственное ведомство, по вопросам получения образования гражданами Кыргызстана в вузах Турции, не имеет возможности принимать участие в приеме и отборе наших граждан. В связи с чем, Министерство снимает с себя всю ответственность по реализации данного межведомственного Соглашения.

Теперь о сотрудничестве с Китаем.На основе Соглашения между Министерством образования и науки Кыргызстана и Министерством образования и науки Китая о сотрудничестве в области образования (14 сентября 2011 года в г. Далянь (КНР) граждане Кыргызстана имеют возможность получать образование на бюджетной основе в вузах КНР.

16 декабря 2015 года в г. Пекин данное Соглашение было переподписано в ходе официального визита премьер-министра КР в КНР.

Работа по одобрению и утверждению данного Соглашение проводится Министерством образования и науки КР и согласно плану мероприятий по реализации договоренностей, достигнутых по итогам официального визита премьер-министра КР в КНР (16-17 декабря 2015 г., г. Пекин), реализация данного Соглашения входит в компетенцию МОН КР.

Однако, несмотря на межведомственное соглашение, приемом документов и отбором претендентов на обучение в учебных заведениях Китая занимается Аппарат Президента Кыргызской Республики. Рабочая группа же по отбору состоит из представителей иных органов, не являющиеся сотрудниками образования.

Аналогично и по Индии. Ежегодно Комиссия по образованию Аппарата Президента КР совместно с Посольством Индии в КР занимается отбором и отправкой граждан Кыргызстана в Индию на краткосрочные курсы в рамках программы «1ТЕС» более 85 человек. А также, более 13 человек обучаются по магистерским программам в рамках программы ICCR в Республике Индия.

На 2016-2017 учебный год, Министерством иностранных дел КР была направлена информация о возможностях прохождения курсов по программе ITEC через Аппарат Правительства Кыргызской Республики с указанием сжатых сроков подачи заявок.Однако на сайте ITEC упоминались разные даты прохождения курсов и сроки подачи документов.

Сложившаяся ситуация по отбору и рекомендации наших граждан для обучения в учреждениях образования ближнего и дальнего зарубежья требует решения.

Для подготовки высококвалифицированных специалистов, с учетом востребованности республикой, а главное, для недопущения негативных явлений, нареканий и возмущений, Министерство предлагает создать единую базу и проводить распределение грантовых мест через Национальный центр тестирования МОиН КР.

Это даст возможность вести контроль и учет граждан Кыргызстана не только выезжающих на обучение, но и знать по каким направлениям (специальностям) они будут обучаться.

Мы обратились за комментариями по данному вопросу в Посольство Турции в Кыргызстане. Заместитель советника по образованию данного дипломатического ведомства Абдугапар АЙТКУЛОВ дал свои разъяснения по ситуации с приемом граждан Кыргызстана в турецкие университеты. 

Напомним, что, ранее, когда только начинался прием в вузы Турции, проводилась полноценная масштабная информационная кампания. Задолго до начала приема в турецкие вузы организовывались пресс-конференции в информагентствах. Представители Минобразования КР и турецкой стороны подробно рассказывали о количестве выделяемых Турцией мест, направлениях и специальностях, университетах и условиях приема. Затем, когда начиналась уже сама приемная кампания – за день-два также проводилась другая пресс-конференция – опять же подробная. Это и есть прозрачность. Уже несколько лет как этого нет, и мы обычно узнаем, что прием  уже осуществлен лишь по факту.

– Сколько мест в этом году было выделено Турецкой Республикой для обучения кыргызских юношей и девушек в вузах Турции. Состоялась ли уже приемная кампания?

– Прием  в учебные заведения Турции уже состоялся – с начала марта по 5 апреля  этого года, через Интернет-сайт. Затем с 25 мая до 30 мая – прошел второй тур – это собеседование. Количество выделенных для Кыргызстана пока неизвестно – этот вопрос является прерогативой комиссии при Правительстве Турции, и что касается числа поступивших по результатам приемной кампании, то это количество будет известно примерно в августе этого года.

– Отбором и приемом абитуриентов занимается ваше Посольство Турции в Кыргызстане?

– Нет, приемная кампания осуществляется  Комиссией из Анкары, это члены Правления по внешним туркам и братским народам при Правительстве Турции. И полностью все вышеназванные функции выполняет данная комиссия, даже Посольство Турции в Кыргызстане не участвует в этом процессе.

– Складывается определенное впечатление у многих,  поэтому интересует такой вопрос, почему информация о приеме в турецкие вузы доступна только узкому кругу лиц. Почему нет прежней широкомасштабной кампании о приеме в вузы Турции граждан Кыргызстана?

– Ранее, все эти образовательные программы по приему иностранцев курировало Министерство образования Турции и поэтому велась широкая работа по информированию населения КР об образовательных программах Турецкой Республики. Начиная с 2012 года, этими вопросами занимается соответствующее  Управление при  Правительстве Турции Кыргызстана, которое также ведет аналогичную  деятельность занимается и другими странами Центральной Азии, как тюркоязычными. И потом, есть вторая сторона вопроса. Так как приемная кампания в турецкие вузы проводится уже не первый год, которой,  предшествовали несколько лет широкой информационной кампании, справедливо считается, что СЕГОДНЯ пропаганда приема в турецкие вузы уже не нужна, турецкие вузы уже не нуждаются в рекламе у кыргызстанцев. Кыргызстанцы достаточно хорошо информированы о своих студентах в турецких вузах и это не новость.

– Конечно, это так, и как показывает многолетняя практика, сотрудничество Кыргызстана и Турции развивается в позитивном ключе. Но, тем не менее, согласитесь, проблема с монополией приема в турецкие вузы есть. Проблема даже не в этом, а в хроническом недостатке информации по данным вопросам…

– Мы получали подобные вопросы и из других стран, которым выделяются бюджетные места. Хочу отметить, что Правительство Турции работает над решением этого вопроса и возможно над обеспечением прозрачности приемной кампании в странах. Данный вопрос находится под нашим контролем.

 

Между тем, прием в высшие учебные заведения КНР находятся в ведении Аппарата Президента КР. Как сообщила Жанна Саралаева – заведующая Комиссией по образованию при Отделе социальной политики Аппарата Президента КР, в этом году Китай выделил 28 мест, из которых 2 – резервных.

Сюда входят различные уровни образования, как языковые курсы, бакалавриат, магистратура. Информация об этом была размещена, по словам Ж.Саралаевой, на сайтах различных информагентств, а также на сайте президента КР. Прием был осуществлен уже в марте – апреле этого года.

От редакции: Есть расхожее выражение – как говорится, кто платит, тот  и заказывает музыку, поэтому, кажется справедливым, что отбор граждан Кыргызстана осуществляется иностранными вузами, теми, кто предоставляет грантовые места. Но, есть большое НО. Главное образовательное ведомство Кыргызстана должно быть в курсе, более того, Министерство образования и науки КР ИМЕЕТ ПРАВО УЧАСТВОВАТЬ в приеме абитуриентов в другие  государства. Мы ни в коей мере не хотим ущемить права посольств загранучреждений в  Кыргызстане, но все же хотелось бы соблюсти и наши права. И потом,  организаторы приемной кампании в иностранные вузы всегда ссылаются на то, что информация о приеме размещается на сайтах их организаций, но все ли абитуриенты об этом знают? Знают ли где искать подробную информацию? Поэтому, необходимо вести более широкую информационную кампанию.

 

Айнура КАНИМЕТОВА, «Кутбилим»

 

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*