АВАРИИ НА ДОРОГЕ: СЛУЧАЙНОСТЬ ИЛИ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ?

В последнее время  в Бишкеке участились случаи аварий. Страшнее всего то, что жертвами дорожно-транспортных происшествий становятся дети. Никого не оставил равнодушным недавно произошедший несчастный случай, когда двух школьников на  ПЕШЕХОДНОМ ПЕРЕХОДЕ (!) сбил водитель.

Тогда в МВД КР сообщили, что подозреваемый, сбивший 21 апреля двух школьников, был задержан. В интересах следствия его имя не было названо. Следует отметить, что после наезда нарушитель с места происшествия скрылся. МВД оперативно объявило план «Перехват». Виновник ДТП оставил за городом свой автомобиль и попытался скрыться. По факту наезда на мальчиков было возбуждено уголовное дело. Один из ребят долгое время находился в коме, в  настоящий момент по данному делу ведется следствие.

Другой пример. Как сообщает пресс-служба ГУВД города. Бишкек, не так давно был задержан водитель, сбивший насмерть школьника у рынка «Кудайберген».

По ее информации, накануне в столичную милицию поступило сообщение о том, что у рынка «Кудайберген» по ул.Патриса-Лумумбы неизвестный водитель сбил переходящего через пешеходный переход несовершеннолетнего, 2002 года рождения К.Н., после чего совершил наезд на другое авто и скрылся с мест происшествия. По приезду оперативно-следственной группы, установлено что, водитель, предположительно белого Мерседеса, скрылся в неизвестном направлении.

В ходе оперативно-розыскных мероприятий, сотрудниками отдела розыска УУР ГУВД г.Бишкек, УПМ ГУВД г.Бишкек и УВД Первомайского района, проводили розыскные мероприятия и установили предполагаемое авто. Позже, так как водитель не имел постоянного места проживания, сотрудники милиции вышли на след и место, где скрывалось авто.

Таким образом, был задержан водитель, сбивший школьника. Им оказался, Т.А. 1959 года рождения, уроженец города Майлуу-Суу Джалал-Абадской области. Также вместе с ним были задержаны двое пассажиров, которые были в момент ДТП в авто.

По словам задержанного, в тот вечер, они с друзьями распивали спиртные напитки, и он сел за руль автомобиля, чтобы отвезти их, но по дороге не заметил, как на дорогу вышел школьник. Когда сбил его, испугался и сбежал с места происшествия на машине. После чего, поставил машину во дворе сожительницы. Снял разбитое крыло и фару автомашины, что бы скрыть следы ДТП. В настоящее время назначен ряд экспертиз. Автомашина поставлена на штрафстоянку. Начаты следственные мероприятия.

В целом, статистика ДТП ужасает. Так, в Кыргызстане за 4 месяца в ДТП погибли 11 детей и 376 получили травмы. Об этом 11 мая сообщили в пресс-службе ГУПМ МВД.

В результате принятых мер за 4 месяца количество зарегистрированных преступлений в общественных местах уменьшилось на 13,9% (с 1046 до 900), в том числе на улицах на 30,3% (с 395 до 275). «Несмотря на рост общей аварийности на 11,7% (с 1507 до 1684), количество ДТП со смертельным исходом сократилось на 25,1% (с 207 до 155)», — сказали в пресс-службе. На 13,6% (с 389 до 336) удалось снизить детский травматизм, число погибших – на 69,4% (с 36 до 11) и на 11,3% (с 424 до 376) – число получивших травмы.

Что касается прошлого года, то в  2016 году было зафиксировано 5 тыс. 868 дорожно-транспортных происшествий. Об этом сообщил заместитель главы ГУПМ МВД Ыманалы Саркулов на Комитете ЖК по транспорту, коммуникациям, архитектуре и строительству.

По его словам, в результате зарегистрированных ДТП в 2016 году погибли 937 человек, 8 тыс. 892 человека получили ранения. «50% всех ДТП зарегистрированы на городских трассах. 777 происшествий связаны со смертельным исходом», — сказал он.

Согласно статистике, приведенной на днях ГУПМ МВД КР,  по причине нарушения Правил дорожного движения в 2016 года  на 1 месте стоит нарушение скоростного режима: по данной причине произошло 2138 ДТП, в которых погибли 376 человек, 1946 – получили травмы. «Многие жизни при ДТП могли быть сохранены, если бы водители сохраняли адекватную скорость! Нарушение скорости наблюдается повсеместно. Например, только за одни сутки после установления видеокамеры в Сокулуке было зафиксировано около 2 тысяч нарушений только скоростного режима!»

С принятыми нормами скоростного режима водители не стали считаться. Причины этого? Отсутствие неотвратимого наказания и возможность избежать заслуженного наказания, незнание правил или осознанное нарушение скорости, приобретение водительских прав противозаконными средствами, выкуп штрафов,- считают сотрудники ГИБДД.

Директор Общественного объединения “Дорожная безопасность” Чинара Касмамбетова:

— В начале 2016 г. по проекту ТРАСЕКА ОО «Дорожная безопасность» провел небольшой рейд по такому риск фактору, как скорость. Совместно с УПМ был избран отремонтированный участок дороги Жукеева-Пудовкина, где вблизи школы/университета был установлен знак в 40 км/ч и проведен рейд на соблюдение этой нормы.

При остановке водителей, нарушающих данную норму скорости, практически у 95% водителей были претензии к инспекторам УПМ: все абсолютно не хотели, чтобы данное нарушение было запротоколировано и был оплачен штраф. Все пытались избежать оплаты штрафа и начинали звонить к родственникам и знакомым. Водители с уверенностью считали, что ответственность они не понесут и позволяли себе шквал недовольства: «какое вы имеете право», «я не единственный нарушитель»…

«Я — не единственный нарушитель» — да, таких нарушителей тысячи и чтобы не было такой «несправедливости» государство должно быть в состоянии привлекать к ответственности всех. Надежда все же остается на проект «Безопасный город»,  когда окончатся интриги и суды по нему. Жаль только, что «дорожные преступники» не ждут…

В рамках этого проекта также был проведен соцопрос среди 100 водителей маршруток и частных такси в г. Бишкек с целью изучения поведения водителей и причины превышения скорости. Участники опроса заявили, что одной из главных проблем в городе, порождающих ДТП является превышение скорости. Приведем только некоторые ответы, характеризующие ситуацию на сегодня: На вопрос: «Соблюдаете ли вы скоростной режим в населенных пунктах?» большинство ответили положительно – «Да, всегда соблюдаю» — 51% . Но, второе большинство занимают те, кто не всегда считается со скоростью, ссылаясь на нехватку времени — «Не всегда  соблюдаю, потому что часто тороплюсь» — 34%. Здесь встает вопрос о важности планирования своего времени, да и конечно, с учетом пробок на наших дорогах. Наша торопливость не может служить оправданием получения травм и смертельных исходов! Казалось бы, это несерьезный ответ, и он же повторяется при следующем вопросе.

На вопрос: «Как вы думаете, почему водители нарушают скоростной режим?» 38,3%  ответили «Потому,  что чаще всего торопятся». Реалии сегодняшнего времени в республике таковы, что эта так называемая «торопливость» ставит под вопрос здоровье и жизнь свою и окружающих людей!  На втором месте — «Потому, что чаще всего не замечают предупреждающие знаки» — 32%. Здесь очевидна роль дорожной инфраструктуры, которая должна отвечать нормам, обеспечивать водителей информацией для принятия своевременных мер. Но, и с этим у нас, мягко говоря – нехорошо!

На вопрос: «Что нужно делать, чтобы не превышали скорость?» был получен ответ «Нужно выпускать аудио,видео и печатные материалы» — 43%, «увеличить штрафы» — 15%. Тут и сами водители согласны с тем, насколько мизерна у нас информация о безопасном вождении, обучении, пропаганде, о ситуации у нас на дорогах на ТВ, радио, газетах. В особенности сейчас, когда очень высоки цифры по смертности и травматизму. Где государственная пропагандистская и профилактическая работа в этой сфере?

Согласно исследованиям австралийского транспортного бюро, при скорости в 50 км /ч – время реакции  и экстренной остановки автомобиля составляет 27 м, при 60 к/ч – 36 м, при 70 км/ч – 46 м, при 80 км/ч – 57 м. Неудивительно, что при частом превышении  скорости у нас и езде в 70-80 км/ч в черте города – это заканчивается плачевно как для себя, так и для других, невинных водителей и их семей!

В настоящее время, по всему миру  принят подход «Безопасной системы», где безопасная скорость является одним из четырех составляющих, наряду с безопасными дорогами и обочинами, безопасным транспортом и безопасными пользователями дорог.

В брошюре ВОЗ «Управление скоростью» описываются две виды скорости: чрезвычайная и несоответствующая скорость, где обе  являются основными рисками смертельных случаев и травматизма, что составляет ½ ДТП в странах со средним и низким уровнем доходов.

В качестве мер управления скоростью в мире приводится следующее: строительство и модификация дорог с целью снижения скорости, как круговые дороги и лежачие полицейские; установление скоростных ограничений согласно функциям дорог; принуждение исполнения скоростного режима; установление технологий в автомобилях в качестве вспомогательных средств отслеживания скорости; повышение осведомленности об опасностях превышения скорости через проведение кампаний.

Известно, что, чем меньше скорость, тем меньше кинетическая энергия или энергия движения, которая имеется у водителя и пассажира. В случае столкновения — часть этой энергии рассеивается на другие предметы, а часть – бьет по человеку, причиняя тяжелую травму. При этом человеческое тело не в состоянии впитать в себя больше энергии, чем у него есть. Поэтому, чем меньше этой энергии — тем меньший вред причиняется организму.

С 8-14 мая в Бишкеке проводятся мероприятия, посвященные Четвертой глобальной неделе ООН по БДД: «Сохрани жизнь: сбавь скорость». Мы, призываем всех участников дорожного движения присоединиться к призыву Недели “Сбавь скорость!” и следить за скоростью не только в течении этой Недели, но и повседневно – во имя сохранения жизни людей.

18 ноября 2016 года была проведена масштабная акция “Не оборви жизнь” в честь Всемирного дня памяти жертв ДТП. На площади Победы были разложены 1060 постеров, отождествляющих равное количество людей, погибших при ДТП в 2015 году. В конце мероприятия в небо были запущены 96 воздушных шаров (количество детей, погибших в авариях в 2015 году)  в память о погибших при ДТП детях!

В акции приняли участие школьники, студенты, работники Министерства здравоохранения, представители ГУПМ МВД, а также все, кому небезразлична данная проблема.

Несмотря на стоящий в этот день холод, туман, неравнодушные люди пришли на мероприятие, чтобы почтить память жертвам ДТП.

Данная акция была проведена совместными усилиями ОО “Дорожная безопасность”, Главного Управления патрульной милиции МВД КР и Министерства Здравоохранения КР при поддержке фонда “Сороса”, благотворительного фонда “САЛЬМА”, ЗАО “Шоро”, ТЦ “Аю Гранд Комфорт”.

Приведем тревожную информацию. В Кыргызстане по статистике из-за ДТП в год погибает более 1000 человек, что составляет около 3 человек в день. Аварии ежегодно забирают 90 — 100 детских жизней!

От автора: Такая сложная, критическая ситуация не может не беспокоить. Чем дальше, тем хуже: сбивают людей на  ПЕШЕХОДНЫХ переходах (!), сбивают и  детей, которые законопослушно, как полагается, переходят дорогу на зеленый свет.

Вы когда-нибудь видели, чтобы наши школьники степенно расхаживали по пешеходной полосе, несмотря  даже на то, что горит зеленый свет? Я никогда. Наши дети впитали  с молоком матери, что дорога, автомобили это очень опасно. Поэтому дождавшись того, чтобы загорелся зеленый свет, они изо всех сил бегут на противоположную сторону дороги. И лишь перебежав ее, оказавшись на безопасном расстоянии от машин, они позволяют себе  расслабиться и идти уже спокойным шагом.

Да что уж говорить, был подобный случай и со мной. На пешеходной дороге один «великодушный» автомобилист решил уступить мне дорогу. Впрочем, мы уже забыли об этом,  но вообще-то принято,чтобы машины уступали дорогу пешеходам на переходной полосе. Но я как человек, умудренный опытом, а дело происходило на улице Жибек-Жолу-Тыныстанова, где на одной полосе едут три автомобиля, опасливо осматриваюсь, ведь если остановился один водитель, это еще не значит, что уступят дорогу и другие два автомобиля. Вопреки моим худшим опасениям, к счастью,  вторая машина – маршрутка остановилась. Будучи уже уверенной в том, что остановится и третья, я смело шагаю по переходке, и тут третья машина на этой же дороге сбивает меня! Моей мыслью при этом было: какая глупость с моей стороны! Наивно было полагать, что все три машины уступят дорогу пешеходу. От удара машиной я перекрутилась несколько раз, упала, поцарапала руку, на моей ноге образовался огромный синяк, было запачкано  пальто.

Самое интересное то, что водитель, сбивший меня, спокойно убедился в том, что я жива и изо всех сил газанул дальше. Я человек неприхотливый, мне было бы достаточно элементарной вежливости и извинения, как-то, предположим — «Эже простите, что так вышло». Но НЕТ, водитель оказался неспособен даже на такую мелочь! Все это я веду к тому,  что, будучи взрослым человеком, я как-то худо-бедно возвышаюсь над машинами, то есть меня видно. Этот случай говорит о том, что, если даже сбивают взрослых людей, что уж говорить о маленьких школьниках! Страшно даже представить, что было бы, если бы на моем месте оказался школьник, школьница, которые не высоки и возможно, их трудно  заметить. Боюсь, что водитель просто сбил бы их, и не заметив этого, не утруждая себя выходом из машины, уехал бы дальше. Резюмируя вышесказанное, приходится констатировать что сложившееся положение дел — совершенно  невозможно, немыслимо. Каков выход из данной ситуации? Быть может ужесточить наказания за  создание ДТП, иначе ситуация уже выходит из-под контроля…

Айнура КАНИМЕТОВА «Кутбилим»

  • Статья подготовлена по заказу ОО «Дорожная безопасность»

 

1 Kомментарий

  1. До тех пор пока все мы не возьмёмся за нарушителей, ничего не изменится. Дороги — не только зона опасности, они ещё — территория крайнего бескультурья: плевки, окурки, пачки сигарет и пластиковые бутылки летят во все стороны. Качан кыргыздар өз жерин булгаган?! Кайда баратабыз, кыргыздар?!
    Эмнеге МАИ кызматкерлери түтөгөн машинелерди токтотпойт?

Добавить комментарий для Гульжигит Отменить ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*