Гапар ИСАЕВ: “ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА” – ЭТО ОЧЕНЬ ВЫГОДНЫЙ ПРОЕКТ

В первом полугодии 2015 года Министерство образования и науки КР  собрало данные по обеспеченности учебной литературой школ страны. На совещании в министерстве перед началом учебного года отмечалось, что последние несколько лет не обновлялась база данных по числу, наименованиям, состоянию учебников в каждой школе. Ранее министерство, не зная каких учебников не хватает в школьных библиотеках, проводило тендеры. В итоге, тиражировались учебники, которых было и так достаточно. Для работы  по изданию учебников министерство привлекло  российского специалиста по книгоизданию, был проведен масштабный сбор данных по библиотекам всех школ и выявлена обеспеченность школ учебниками, в среднем, на 75%. Соответственно, теперь есть точные данные какие наименования учебников, следует заказать Минобразования КР. На совещании было отмечено, что министерству придется принять ряд мер для промежуточного решения проблемы нехватки учебников в русскоязычных школах. “Разработка стандартов нового поколения является первым этапом масштабной работы по обновлению содержания образования на всех ступенях школы. Мы будем заказывать новые учебники на все обновленные предметы для 1-11 классов. Это будет совершенно новая система школьного образования. Но, пока новые предметные стандарты разрабатываются и апробируются, а это займет минимум год-два, нам придется использовать учебники соседних стран для школ с русским языком обучения», – сказала на совещании министр Эльвира Сариева. Также министерство наладило успешную работу с существующими авторами учебников, которые согласились предоставить электронные версии учебников для открытого доступа детям. На базе Национальной библиотеки КР при поддержке Фонда «Сорос-Кыргызстан» создан Национальный репозиторий открытых образовательных ресурсов, где размещаются учебники по истории, математике, литературе и др.

Следует отметить, что на сайте Минобразования КР размещены электронные версии 28 учебников в открытом доступе и школьники у которых нет  этих учебников, могут пользоваться ими в электронном формате. В свете хронического дефицита учебников в школах электронные книжки – очень своевременный выгодный проект, который бы оказал ощутимую помощь в решении проблемы нехватки учебников.

О том, как должен реализоваться данный проект газете «Кутбилим» рассказал его разработчик, генеральный директор «БМ-технолоджи», член политсовета партии «Замандаш» Гапар ИСАЕВ.

– В связи с чем, был разработан проект «Электронная библиотека»?

– Наша компания работает в области IT – технологий, к примеру, в свое время  мы разработали проект Мобильный кошелек «Умай». Благодаря Мобильному кошельку любой желающий может  оплачивать  на своем мобильном телефоне все коммунальные услуги, может оплачивать ГСМ и др.

Также мы разработали  проект «Класс-kg» который мы реализовали в Бишкекских школах №№ 24, 23, 67 в качестве пилота.

– Что предусматривается в рамках проекта Класс-kg?

– В рамках проекта любой ученик школы может через мобильное устройство, будь то компьютер или планшет получить доступ к своему электронному  дневнику, может посмотреть свое домашнее задание, оценки, расписание и т.д. Аналогично, учителя и родители могут поинтересоваться оценками ученика, посмотреть в каком он статусе, то есть узнать об его местонахождении в данный момент. Данный проект вызвал интерес у администраций трех вышеназванных школ, некоторые школы города Ош также просили внедрить у них этот проект.

Но, к сожалению, проект опередил свое время. Его можно будет внедрятьтолько, примерно, через 2-3 года. Потому что, сегодня в школах оснащение хромает, не все дети обеспечены компьютерами или планшетом, поэтому, ” Класс-kg” преждевременен.

И вот, как продолжение этого “Класс-kg”, в качестве комплексного проекта мы разработали  “Электронную библиотеку”. По данным Министерства образования и науки КР, ежегодно на издание и тиражирование учебников расходуется 120 млн. сомов из госбюджета. Но, к сожалению, эти средства используются неэффективно, вероятно, есть определенные коррупционные схемы. Поэтому, в такой ситуации внедрение электронных учебников очень выгодный проект.

– Каковы преимущества электронных учебников?

– Если мы обеспечим города Бишкек и Ош электронными учебниками, то высвободившиеся обычные учебники в бумажном формате, можно было бы перенаправить в региональные школы, то есть туда, где нет Интернета и где наиболее ощущается дефицит учебников и таким образом,  частично решить проблему нехватки книг.

Еще одно преимущество – гораздо выгоднее поставить в школы компьютер, подключить Интернет, чем тратить средства на издание новых учебников, ежегодно печатать новые. Так как это коммерческий проект, школьники платили бы 20-30 сомов в года и пользовались электронными учебниками.

– Когда планируется реализовать проект?

– Мы  готовы приступить к реализации проекта немедленно, однако мы сталкиваемся с нежеланием сотрудничать со стороны авторов и Министерства образования и науки КР. Авторы учебников не хотят с нами сотрудничать, а нам для внедрения электронных учебников нужно содействие  со стороны Минобразования КР и авторов.

Электронные учебники должны  быть читабельными и удобными в использовании, должны быть снабжены соответствующими картинками, для улучшения визуального воприятия. К данному проекту также необходимо привлечь инвесторов. Таким образом, я думаю, что проект должен внедряться постепенно и поэтапно. На первых порах электронными учебниками следует обеспечить города, и постепенно перейти к регионам.

Еще один плюс проекта – пользование электронными учебниками обеспечить прозрачность, исключит коррупцию в издании учебных книг. Партия “Замандаш” поддержала проект разработки мобильного приложения для школ, куда вложены школьные учебники. Тем самым,будет решена проблема дефицита 12 000 000 учебников для школ.

– В целом, какие реформы в сфере образования считает нужным провести партия «Замандаш»?

– Система образования должна стать частью государственной политики по управлению человеческими ресурсами, ориентированной на высокие показатели востребованности наших специалистов в интеллектуальных сферах труда, в сфере высоких технологий. Каждый кыргызстанец должен иметь свободный доступ к знаниям.

Сегодня же мы видим низкое качество образования – уровень образованности и преподавания, острая нехватка школ по всей стране. Около 80 – 100 000 детей ежегодно не посещают школу. Система не готовит кадры, востребованные на мировом рынке высокопрофессионального труда.

Мы также считаем, что появление большего количества частных школ улучшит ситуацию в данной сфере. Однако существуют серьезные государственные барьеры, которые мешают развитию данной сферы. Требования к школам должны выдвигать родители учеников, а не государство. Появление в Кыргызстане вузов международного уровня тормозит обязательное требование проходить государственную аккредитацию (аттестация). Университеты международного уровня никогда не откроют свои филиалы в Кыргызстане, пока от них требуют соответствие устаревшим стандартам и прохождение государственной аттестации, которое может затянуться на годы – это необходимо устранять.

 Айнура КАНИМЕТОВА, «Кутбилим»

По данным Минобразования КР:  В рамках существующего финансирования на 2015 год (120 млн сом) 78% детей обеспечены учебниками. В 2015 году издано и доставлено до образовательных организаций КР 12 наименований учебников для школ с кыргызским языком обучения, тиражом — 607 853 экземпляра. 

К началу учебного года доставлены из 8 наименований учебников 3 наименования тиражом — 318 538 экземпляров. Оставшиеся 5 наименований тиражом 228 289 экземпляров будут доставлены  до  ноября 2015 года. Также в настоящее время на сайте Минобразования размещены 28 учебников в электронном формате, тех авторов, которые согласились представить права на открытую публикацию учебников.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*