УРАВНЯТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВУЗЫ В ИХ ПРАВАХ

Наша образовательная система традиционно консервативна – в силу объективных обстоятельств, связанных с восприимчивостью к экономическим, техническим и социальным нововведениям. Однако консерватизм оправдан лишь до определенных пределов. Внешние и внутренние экономические условия деятельности учебных заведений, параметры мирового образовательного сообщества, требования к специалистам на рынке труда в настоящее время радикально меняются.

Социально-экономические условия претерпевают коренную трансформацию, происходит фактический переход от всеобъемлющего государственного регулирования к использованию рыночных механизмов, и это вызывает адекватную реакцию образовательных учреждений.

В свое время негосударственные вузы создавались с целью разгрузки госбюджета и увеличения доступности образования за счет тех слоев населения, которые в состоянии оплачивать обучение своих детей. Негосударственные вузы призваны решать ту же самую задачу, что и государственные: обучать молодежь. Фактически, с точки зрения своей социальной роли, государственные и негосударственные вузы являются социальными партнерами.
Однако с самого начала негосударственные вузы были поставлены в неравные условия по сравнению с государственными. Последним государство предоставляет площади, поддерживает бюджетными отчислениями, предоставляет возможность участвовать в правительственных мероприятиях – зарубежных поездках, конференциях, проектах и так далее. И полностью отказывает в этом негосударственным вузам. Экономически и ресурсно поддерживая государственные вузы, государство в то же время дает им явное преимущество в отношениях социального партнерства с вузами негосударственными.
Чтобы объективно подойти к вопросу о том, насколько оправдана такая позиция государства, надо подробнее разобраться, в чем же состоит специфика государственных и негосударственных вузов, в чем сходство и отличие их деятельности, и какой опыт накоплен в других странах по этой проблематике.
Прежде всего, конечно, государственные и негосударственные вузы отличаются составом учредителей и источниками финансирования. Учредителем государственных вузов являются правительство Кыргызской Республики. В составе негосударственных вузов выступают как государственные учреждения, так и частные лица и организации. Платное обучение проводится как в государственных, так и в негосударственных вузах. Причем, объем платного обучения в государственных вузах гораздо выше, так как негосударственные вузы имеют существенно меньшее количество студентов. Например, в России на госсектор приходится втрое больше «платных» студентов.
И государственные и негосударственные вузы обязаны пройти одни и те же разрешительные процедуры – лицензирование, аттестацию и аккредитацию. Эти процедуры предназначены для установления единого государственного стандарта для государственных и негосударственных вузов. Таким образом, устанавливается фиксированное число дисциплин по каждой специальности, предписывает определенное количество академических часов. Существуют стандартные требования к профессорско-преподавательскому составу любого вуза: количество остепененных сотрудников не может быть меньше положенного.
Таким образом, практически любой действующий в нашей республике вуз соответствует всем требованиям, предъявляемым ему государством. Более того, в своей деятельности негосударственные вузы имеют возможность реализовать, помимо основной программы, индивидуальный подход к каждому студенту. В государственных образовательных учреждениях эта возможность реализуется далеко не всегда. Индивидуальный подход означает, что у преподавателя всегда найдется возможность проработать со студентом сложные моменты, ответить на все его вопросы. Администрация негосударственного вуза создает такие условия для студентов, когда они могут не только в полной мере получать необходимые теоретические знания, но и общаться со специалистами, посещать различные организации и учреждения, участвовать в различных мероприятиях организованных учредителями и т.д.
Продолжая сравнение государственных и негосударственных вузов, надо отметить, что у первых, кроме государственного финансирования, есть еще и такие преимущества как традиции, авторитет сформировавшихся научных школ и уважение работодателей к их диплому. У вторых – нет возможности оперировать такими аргументами. Руководству негосударственных учебных заведений приходится искать иные способы доказательства собственной эффективности.
Негосударственные вузы с самого начала были поставлены в ситуацию, в которой их конкурентоспособность по отношению к сильным государственным вузам являлась необходимым условием существования. В числе прочего, негосударственные вузы должны были предложить более качественную подготовку по новым востребованным специальностям. Они оперативнее среагировали на быстро меняющуюся ситуацию на рынке труда и вследствие этого, они оказались более гибкими в плане предложения новых специальностей. Само преподавание этих специальностей в негосударственных вузах часто базируется на эффективных образовательных технологиях, хорошо зарекомендовавших себя за рубежом.
Если говорить о зарубежном опыте вообще, надо сказать, что там не принято, как у нас, делить образование на государственное и негосударственное. Там прежде всего смотрят на качество знаний студентов, состав преподавателей, на то, высоким ли спросом пользуются выпускники и довольны ли ими работодатели. Ни одному американцу, например, не пришло в голову усомниться, отдавать ли ребенка во всемирно известный частный Гарвардский университет. В той же Японии, как и во многих других развитых странах, в настоящее время около 80% студентов обучаются в негосударственных вузах. И, судя по их процветающей экономике, там готовят очень даже неплохих специалистов.
По данным Всемирного банка, развитые страны финансово поддерживают и государственное и негосударственное образование. В Китае принят закон «О стимулировании негосударственного образования». Он гарантирует равенство государственных и частных вузов в правовом поле. В последние годы Австралия сделала сильный рывок в экспорте высшего образования. А как они этого добились? Они долго вкладывали деньги в систему государственного образования страны. Потом увидели, что должной отдачи нет, и сделали крен в сторону негосударственных вузов, оставив за собой право контроля качества подготовленных специалистов. Сегодня Австралия по экспорту образования выше любой европейской страны.
Нельзя не коснуться и такой чувствительной стороны образовательного процесса как финансовая. Есть очень важный показатель – соотношение цены и качества подготовки специалиста в вузе. Опыт зарубежных стран показывает, это соотношение говорит в пользу негосударственных вузов. На каждую единицу вложенных средств, которые тратятся на подготовку специалиста в государственном и негосударственном секторах, отдача в негосударственном намного выше. Этот факт подтверждают, в частности, данные российской статистики. Почти 70% выпускников большинства российских государственных вузов не работают по специальности. И почти 80% выпускников негосударственного сектора трудоустраиваются исключительно по приобретенной специальности. Получается, что госвузы бросают деньги на ветер, а негосударственные бьют в самую точку.
Показатель финансовой эффективности негосударственных вузов по сравнению с государственными мог бы быть еще выше, если устранить ряд искусственных барьеров, которые порождают парадоксальную ситуацию: студенты негосударственных вузов (или их родители) должны оплачивать свое обучение трижды! Они платят налоги, на которые, в частности, содержится и высшая государственная школа. Они же оплачивают свое обучение в негосударственном вузе. И с денег, которые платятся за обучение, они тоже платят налоги.
Выживать в таких финансовых условиях негосударственные вузы могут только за счет более гибких подходов к вопросам оплаты обучения и за счет более гибкой системы управления административными помещениями и иными ресурсами.
Подытоживая сказанное, хотелось бы остановиться на том, в каком перспективном направлении нам следовало бы продвигать реформу высшего образования, столь многотрудно начатую. Прежде всего необходимо установить принцип равнодоступности вузов различных форм собственности к государственным ресурсам. Уравнять государственные и негосударственные вузы в их правах. Вузам должна быть предоставлена равная возможность для участия в конкурсах на размещение государственного задания и равный доступ в получении бюджетных средств. Безусловно, деньги из бюджета должны поступать только к обеспечивающим действительно качественную подготовку специалистов.
В принципе, должна быть стерта грань между понятиями «государственный» и «негосударственный» вуз. Они должны делиться на аккредитованные и не аккредитованные государством. А сама аккредитация должна стать эквивалентной качеству. Необходимо в связи с этим повысить требования к аккредитации и разработать критерии гарантий качества подготовки специалистов в негосударственных вузах. Распределение же бюджетных средств между государственными и негосударственными вузами станет реальностью тогда, когда будут внесены соответствующие поправки в бюджетный кодекс Кыргызской Республики. На каком основании? На том, что если те или иные специалисты стране нужны, то вузы, которые их готовят, могут получать деньги из бюджета независимо от их статуса.
Еще раз следует подчеркнуть, что при этом должно быть соблюдено одно условие: должна существовать объективная и строгая оценка качества подготовки специалистов в этом вузе. Чтобы получение госзаказа не было результатом лоббирования, а было результатом объективной оценки качества тех специалистов, которых готовят в данном вузе.
Сегодня лучшие негосударственные вузы могут согласиться на подготовку бюджетных студентов, нужных государству, главным образом не столько по экономическим мотивам, сколько по соображениям престижа. В будущем же государству, если оно рассчитывает на долговременные перспективы и социальное партнерство с частными вузами, необходимо искать способы и мотивы, чтобы заинтересовать их в совместной деятельности.
Таким образом, образовательный процесс сегодня становится многогранным, динамичным, а вуз – организованной структурой, открытой для новаций, решающей общегосударственную задачу – подготовки. Обучение здесь проводится по специальностям, утвержденным решением госкомиссии по итогам проведенной в 2004 году государственной аттестации КРАО. Это: государственное и муниципальное управление, информационно-вычислительная техника, финансы и кредит, психология, педагогика и психология, педагогика и методика начального образования. у квалифицированных специалистов.
Между прочим, сами студенты давно большой разницы между секторами не видят. Из негосударственных вузов переходят в государственные и наоборот. Молодежь прекрасно понимает, что главное – получить прочные базовые знания по специальности и быть конкурентоспособным на рынке труда.

 

Ч.Шакеева,
Ректор КРАО, профессор, доктор псх.наук, академик АПСН

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*