Абакир МАМЫТОВ: «Культура человека состоит и из культуры физической»

1391407531

В наш век новейших технологий, когда так модно знать несколько языков, углубленно изучать различные предметы, знать программирование, многие родители школьников считают  уроки физкультуры не то чтобы неприятной, но обузой. Свое мнение по этому поводу газете «Кутбилим» высказал  Президент Кыргызской академии образования Абакир Мамытов.

– Абакир Мамытович, тема сегодняшней беседы – уроки физкультуры в школах. Сколько сегодня отводится часов на уроки физической культуры в начальных, средних и старших классах школ?

– В Базисном учебном плане предусмотрены еженедельные двухчасовые обязательные занятия физической культурой с 1-го по 11 классы. Указанный объем учебной нагрузки является традиционным со времен функционирования СССР.

– Достаточно ли этих часов для полноценного физического развития учащихся, или наоборот  мало? В данный момент, по-вашему мнению, нужно ли сократить, или наоборот увеличить  количество этих часов? Учитывая то, что родители, желающие более полно развивать своего ребенка именно физически, дополнительно отдают их на танцы, ушу, таэквандо, каратэ и т.д.?

– Относительно обеспечения указанным объемом учебной нагрузки полноценного физического развития учащихся спортивная наука дает отрицательный ответ. Поэтому учителю физической культуры и руководству общеобразовательной школы рекомендуется организовывать дополнительные внеклассные и внешкольные занятия физической культурой. Считается, что оптимальный объем двигательной активности детей в целях достижения необходимой оздоровительной эффективности равен 6-7 часам в неделю, т.е. рекомендуется ежедневная минимум одночасовая двигательная активность, которая должна иметь место в режиме дня учащегося. Поэтому я поддерживаю тех родителей, которые отдают своих детей для занятий физической культурой, спортом, в том числе различными видами занятий, предусматривающих двигательную активность.

– Ранее Вы возглавляли главный спортивный вуз страны, с этой точки зрения, как эксперт в этой области, как Вы оцениваете уровень учителей – физкультурников в наших школах? В основном, вероятно, это выпускники  КГАФКС? Насколько мне известно, в отдаленных глубинках, где не хватает педагогов, физкультуру преподают те учителя, которые не имеют соответствующего образования…

– Для оценки профессионального уровня ныне работающих учителей физической культуры нужны комплексные аналитические исследования, без проведения которых давать категоричный ответ я бы не стал. Однако нельзя не заметить и общую тенденцию, связанную со снижением престижа учительской деятельности, которая отразилась и на учителях физической культуры. Если добавить, что учителя физической культуры в основном представлены мужчинами, считайте кормильцами семьи, то нанесенный социально-экономический удар имел двойную силу. Правда, с 2011 года правительством страны приняты и определенные меры, направленные на улучшение социально-экономического положения работников образования. Я имею ввиду повышение заработной платы учителям, но проблема оказалась настолько глубокой и сложной, что для восстановления прежнего уровня квалификации и престижа учительской деятельности по физической культуре нужны годы кропотливой и системной работы.

В сложившейся ситуации, выпускникам академии физической культуры и спорта, работающим в школах учителями, следует выражать искреннюю признательность. Но объективности ради следует отметить, что их профессиональная компетентность, как впрочем и по другим предметам, не идет ни в какое сравнение с практикой подготовки учителей, которая имела место быть во время СССР. Я с особой теплотой вспоминаю годы учебы в институте физической культуры, когда получаемая стипендия хватала на жизнь, выдаваемая каждые полгода спортивная экипировка, позволяла полноценно заниматься спортом. Регулярно проводились учебно-тренировочные сборы с соответствующим финансированием, а учебное заведение оснащалось современными спортивными оборудованиями и инвентарем. В масштабе страны проводились конкурсы по специальности, а также по основным дисциплинам, формирующим профессиональную компетенцию будущего учителя физической культуры и тренера по спорту. Кстати, профессорско-преподавательский состав нашего института пользовался заслуженным авторитетом, свидетельством тому является то, что ведущие преподаватели привлекались для написания учебников, предназначенных для институтов физической культуры СССР, для подготовки членов сборной страны по различным видам спорта. Наше учебное заведение в восьмидесятые годы прошлого века было первой базовой организацией, в течение пяти лет проводившей Всесоюзный конкурс “Студент и научно-технический прогресс”, в последующем подготовившей немало победителей и призеров указанных мероприятий. Все это, к сожалению, по различным причинам утрачено и это обстоятельство безусловно отражается в качестве подготовки учителей физической культуры.

Добавим, что с приобретением государственного суверенитета существенно вырос и перечень вузов, которые открыли факультеты физической культуры и занялись подготовкой кадрой. К сожалению, многие новоявленные структуры, не имеют должной кадровой и материально-технической обеспеченности, но их выпускники продолжают вливаться в организацию учебного процесса в школе. И этот фактор уже дает о себе знат.

– Что бы Вы хотели поменять в преподавании уроков физкультуры в школах? Есть мнение отдельных родителей, которые считают что уроки физкультуры «лишние» и забирают  «часы, так, необходимые для усвоения «более важных предметов как математика, химия, физика и др.». Что Вы думаете по этому поводу?

– Относительно того, что хотелось бы поменять в преподавании уроков физической культуры. Прежде всего необходимо менять методологию формирования содержания занятий, о качестве которых Вы отозвались с известной долей сарказма.  К сожалению, приходится согласиться, что такие факты встречаются. Это происходит из-за низкой квалификации учителей, отсутствия должного контроля над качеством проводимых занятий на уровне администрации школы. Но сказать, что ничего не делается нельзя. В рамках реформирования содержания школьного образования, связанного с его ориентацией на достижение конечного общественно и личностно значимого результата, которая на методологическом уровне называется переходом  на компетентностный подход, уже сделаны первые шаги. С 2018-2019 учебного года школьное образование переходит на реализацию стандартов нового поколения и наряду с другими предметами и программа предмета физической культуры то же обновляется.

Речь идет о том, что каждый предмет, изучаемый в школе, пусть это будет математика, физика или физическая культура, должен внести свой вклад в формирование конечного обобщенного результата школьного образования. Перечень таких результатов определен стандартом, о котором сказано выше, и они сформированы в виде двух групп компетенций: первая – надпредметные компетенции (информационно-познавательные, социально-коммуникативные компетенций и компетенции, при помощи которых выпускник школы будет решать возникшие проблемы), и вторая – предметные компетенции, т.е. приобретение конкретных знаний, умений и навыков, которые формируются при изучении каждого предмета.

Это обстоятельство изменяет требования, предъявляемые к урокам физической культуры. В отличие от прежней практики учитель физической культуры должен будет реализовывать такое содержание уроков физической культуры, которое нацеливается на формирование умения работать со специфической информацией, свойственной физической культуре и спорту, развивать соответствующие познавательные интересы, научить учащихся умению жить в коллективе,  решать возникшие проблемы с одной стороны, и, как и прежде, научить учащихся основам владения техникой таких прикладных упражнений, как бег, прыжок, метания, плавание, ходьба на лыжах,  гимнастические упражнения,  а также спортивных и подвижных игр и быть в состоянии выполнить предусмотренные государственной программой нормы и требования. Кстати, в отличие от практики ряда стран СНГ наши нормы и требования более совершенны. Они разработаны с учетом географических условий проижвания учащихся, т.е. для горцев одни нормативы, для тех, кто проживает в условиях равнины – другие.

И, наконец, относительно того, что “уроки физической культуры лишние”, они забирают “часы, так необходимые для усвоения более важных предметов, как математика, физика, химия и др”.  Да, такое мнение иногда высказывается.  Исходя из своего профессионального образования, я, естественно, придерживаюсь иной точки зрения. Полагаю, многие согласятся, что важнее человека, способного производительно трудиться и быть физическом состоянии защищать Родину нет ничего более ценного. Уроки физической культуры прежде всего нацелены на то, чтобы способствовать решению указанной проблемы. Считаю также уместным вспомнить поучительный пример из жизни.  Несколько лет тому назад, мне приходилось принимать участие в мероприятии, проводимом научной общественностью России, в котором присутствовал и Глава Русской Церкви Алексий второй. На форуме, обсуждавшем состояние нравственного воспитания подрастающего поколения России, одним из его участников был задан аналогичный вопрос и он был адресован Главе Российской церкви для того, чтобы выяснить отношение Церкви к физической культуре. Меня поразил ответ, в котором было выражено нескрытое недоумение тем, что сомнения в важности физической культуры высказано в стенах Российской академии образования, одним из ученых, имеющих отношение к формированию содержания образования. Он напомнил, что “исконные корни понятия “гимназия” прочно связаны с понятием “гимнастика” и что занятия физической культурой в указанных типах учебных заведений никогда не игнорировались. Он особо подчеркнул, что занятия гимнастикой, равно и  занятия физической культурой, укрепляют не только тело человека, но и разум, при правильном их применении развивает духовность, в том числе и нравственную. Напоминая о том, что культура человека, в том числе состоит и из культуры физической, он заметил, что с удовольствием сам занимается физическими упражнениями и посоветовал делать то же самое всем участникам форума”.

Айнура КАНИМЕТОВА, «Кутбилим»

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*