МАТЕМАТИКА

1.  О задачах обучения предмета математики.

Во все времена и в каждой стране математика считалась одним из основных предметов школьного образования. И это не случайно, причиной этому служит то, что предмет способствует развитию навыков мышления у учащихся, а также играет важную роль в решении многих проблем применяемых в жизни и  в практике.

Всеобщую ценность математического образования придали не только ее ежедневная и профессиональная необходимость и потребность, но то, что она выступает важным поддерживающим звеном в развитии многих наук, технологии и производства. В связи с этим и сегодня   востребована математическая логика мышления, креативный подход в решении жизненных проблем. Но главное – математика помогает развитию человеческих качеств, гарантирует достижение учащимися поставленных целей, которые часто выражаются в форме компетенций.

При традиционном подходе,  содержание  и результаты обучения  учащихся определяются достаточно четко. Например, соответствие программе, научность, доступность, практическая направленность, развитие познавательной активности и самостоятельность учащихся и т.д. При  компетентностном подходе эти требования необходимо сохранить, а если требуется их изменение, то делать это с большой осторожностью и они должны носить эволюционный характер.

Сегодня общеобразовательные школы работают по новым учебным планам и программам. Для адаптации учащихся в новых условиях  учителю необходимо вовремя скорректировать собственную педагогическую позицию относительно предмета математики. Под адаптацией мы рассматриваем приспособление учителя к новым условиям социальной среды.

Среди методических вопросов требующих особого внимания учителей, это прежде всего:

— использование на уроках логические методы познания как анализ, индукция, дедукция, аналогия, сравнение, классификация и др.;

— проведения интерактивных методов, проектов, экспериментов, практических и лабораторных работ;

— применения на уроках математики цифровых образовательных ресурсов (интерактивные доски, диски, видеоматериалы, компьютеры, сотовые телефоны и др.);

— формирование ключевых математических компетентностей, которые определяют успешную адаптацию выпускника в обществе.

2. Об изменениях в учебных планах.

В базовом учебном плане для общеобразовательных школ Кыргызской Республики по предмету математика произошли следующие изменения:

• В 5-ом и в 11-ом  классах недельная учебная нагрузка снизилась на 1 час;

• в 6, 7, 8, 9 классах недельная учебная нагрузка снизилась на 2 часа;

• в первом полугодии 10 класса недельная нагрузка увеличился на 1 час.

Опыт работы учителей математики в течении 2012/2013 уч.г. показал

необходимость распределения часов курса математики по следующим предметам (Таблица 1).

 

Таблица 1

Изменение недельной нагрузки часов по математике оказывает существенное влияние на весь учебный процесс: отбор учебного материала, способов его подачи, систему заданий, приемы контроля и др. Эти изменения обязывают учителя математики изменить ранее наработанные методические подходы, основанные на принципах целесообразности, доступности, оптимальности и т.д. А также, ориентация своей деятельности от информационно – знаниевого подхода к компетентностной.

3. Изменения в программах по математике.

В соответствии с изменениями в учебной нагрузке по математике, произошла корректировка учебной программы в 5 – 11 классах. Эти изменения в часах выглядят следующим образом (Таблица 2).

Таблица 2

Всего с 5 по 11 классы по предмету математика произошли изменения в объеме 306 часов, которые выглядят так: Математика в 5  классе сокращен  на 34 часа; математика в 6 классе сокращен на 68 часов; алгебра в 7 классе сокращен  на 53 часа; геометрия на 18 часов; алгебра в 8 классе сокращен на 53 часа; геометрия на 15 часов; алгебра в 9 классе сокращено  на 49 часов; геометрия на 19 часов; алгебра  и начала анализа в 10 классе в первом полугодии увеличена на 15 часов и геометрия увеличена на 4 часа; алгебра и начала анализа в 11 классе сокращена на 15 часов,  геометрия на 19 часов.

Более подробно, тематическое сокращение часов по учебной программе математика дано в сайте Кыргызской академии образования по адресу: www. КАО.kg

В 2013-2014 учебном году преподавание математики в средних и старших классах осуществляется на основании «Программы по математике для учащихся V-XI классов; — Бишкек: изд. центр КАО,-2012.-24с.

4. Какие учебники по математике  использовать (в новом учебном году).

В школах с русским языком обучения рекомендуем использовать в качестве основного учебника следующие книги (Таблица 3).

Таблица 3

На уроках математики в качестве дополнительных учебников можно использовать следующие книги:

По усмотрению учителя, методического совета и по согласию вышестоящих органов образования возможны и другие варианты использования учебников.

В последние годы новые направления в школьной математике, связаны в основном с внедрением в учебный процесс более современных средств обучения и информационных ресурсов. В связи с этим, во многих странах, в том числе и в Кыргызстане проводятся экспериментальные исследования по созданию новых программ, учебников. Необходимость реформы математического образования продиктованы в большей степени не педагогическими  соображениями, а социальными, в частности,   решить проблему перегруженности.

Программа по математике задает перечень материалов, обязательных для изучения, т.е. определяет содержание обучения, по каждому классу. Сложность в том, что учитель в течении учебного года должен сам выбирать порядок изложения программного материала, располагать  и планировать его таким образом, чтобы максимально использовать ту методику, которую он считает наилучшей и наиболее эффективной в достижении поставленных целей.

6. Вопросы для обсуждения на августовском совещании

На августовском совещании учителей-математики рекомендуем обсудить следующие проблемы:

1. О логике учебного процесса и структуры процесса усвоения математических знаний.

2. О современных  дидактических концепциях предмета математики.

3. Современные практические подходы к разработке теории личностно – развивающего обучения.

4. Пересмотреть по классное содержание математического образования, связанное с сокращением учебной нагрузки.

5. О государственном стандарте математического образования. Связанных с оптимизацией учебного процесса.

6. Об использовании современных форм и методов обучения на уроках математики, связанных с формированием компетентности учащихся.

7.  О системе контроля и оценки учебных достижений учащихся.

8.  О воспитании математической культуры учащихся.

9.  О педагогических технологиях и мастерстве учителя.

10.  Тематическое планирование как результат творческой деятельности учителя.

 

С.Елисеевич

класс Предметы
Математика Алгебра Геометрия
1 полугодие 2 полугодие 1 полугодие 2 полугодие 1 полугодие 2 полугодие
1. 5 4 4        
2. 6 4 4        
3. 7 3 2 1 2
4. 8 3 2 1 2
5. 9 2 3 2 1
6. 10 3 2 1 2
7. 11 2 3 2 1

 

№ п/п Классы Предметы Было Стало в 2013-2014 уч. г.
1. 5 Математика 170 146
2. 6 Математика 204 146
3. 7 Алгебра 136 83
4. 7 Геометрия 68 53
5. 8 Алгебра 136 83
6. 8 Геометрия 68 53
7. 9 Алгебра 136 87
8. 9 Геометрия 68 49
9. 10 Алгебра жана анализдин башталышы 68 83
10. 10 Геометрия 34 53
11. 11 Алгебра жана анализдин башталышы 102 87
12. 11 Геометрия 68 49

 

№ п/п Класс Наименования учебника Авторы Год создания Издательство
1 5 Математика Виленкин Н.Я. 2005 М.: Мнемозина
2 5 Математика Зубарева И.И., Мордкович А.Г. 2005 М.: Мнемозина
3 6 Математика Виленкин Н.Я. 2005 М.: Мнемозина
4 6 Математика Зубарева И.И., Мордкович А.Г. 2005 М.: Мнемозина
5 7 Алгебра Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. 2005 М.: Просвещение
6 7 Алгебра Алимов Ш.А. 2005 М.: Просвещение
7 7 — 9 Геометрия Погорелов А.В. 2001 М.: Просвещение
8 7 — 9 Геометрия Атанасян Л.С. 2005 М.: Просвещение
9 8 Алгебра Макарычев Ю.Н. 2005 М.: Мнемозина
10 8 Алгебра Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. 2005 М.: Просвещение
11 8 Алгебра Алимов Ш.А. 2005 М.: Просвещение
12 9 Алгебра Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. 2005 М.: Просвещение
13 9 Алгебра Алимов Ш.А. и др.4 2005 М.: Просвещение
14 10 Алгебра и математический анализ Виленкин Н.Я. 2005 М.: Мнемозина
15 10-11 Алгебра и математический анализ Алимов Ш.А. 2005 М.: Просвещение
16 10-11 Геометрия Погорелов А.В. 2002 М.: Просвещение
17 10-11 Геометрия Атанясан Л.С. 2001 М.: Просвещение

 

№ п/п Класс Наименование учебника Авторы Год издания Издательство
1 5 Математика Дорофеев Г.Ф., Шарыгин И.Ф. 2005 М.: Просвещение
2 5 Арифметика Никольский С.М. 2001 М.: Просвещение
3 5 Математика 1, 2 часть Петерсон Л.Г., Дорофеев Г.В. 2003 Ювента
4 6 Арифметика Никольский С.М. 2001 М.: Просвещение
5 6 Математика  1,2,3 часть Петерсон Л.Г., Дорофеев Г.В. 2003 Ювента
6 7 Алгебра Дорофеев Г.В. 2001 М.: Просвещение
7 7-9 Геометрия Шарыгин И.Ф. 2005 М.: Просвещение
8 8 Алгебра Виленкин Н.Я. 2005 М.: Просвещение
9 8 Математика, Алгебра, функции, анализ данных Дорофеев Г.В. 2002 М.: Просвещение
10 9 Алгебра Виленкин Н.Я. 2005 М.: Просвещение
11 9 Математика, Алгебра, функции, анализ данных Дорофеев Г.В. 2002 М.: Просвещение
12 10 Алгебра и математический анализ Колягин Ю.М. 2005 М.: Мнемозина
13 10-11 Геометрия Александров и др. 2005 М.: Просвещение
14 10-11 Геометрия Шарыгин И.Ф. 2005 М.: Просвещение

2 Комментарии

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*