ДОРОЖНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: НЕТ КУЛЬТУРЫ ВОЖДЕНИЯ

В нашей газете мы неоднократно обращались к проблеме дорожной безопасности детей на дорогах. Сегодня эта проблема является крайне актуальной, ведь каждый день более 500 детей лишаются жизни в дорожно-транспортных происшествиях во всём мире. По статистике, в Кыргызстане с каждым годом растет количество дорожно-транспортных происшествий с участием детей. По данным Министерства внутренних дел Кыргызстана в 2014 году в республике произошло  1455 ДТП с участием детей, погиб 112 ребенок, 1616 детей получили различные ранения.

Таким образом, детский дорожно-транспортный травматизм за 12 месяцев прошлого года уменьшился лишь на 90 случаев. Другими словами, количество зарегистрированных ДТП с участием детей снизилось на -5,8% (с 1545 до 1455), при этом количество погибших детей уменьшилось на 21,1% (142 до 112), а  количество раненных детей на 2,9% (с 1665 до 1616).

Директор ОО «Дорожная безопасность» Чинара КАСМАМБЕТОВА:

 «Отсутствие культуры вождения и нежелание подчиняться правилам становятся причиной серьезных последствий»

— Наше ОО «Дорожная безопасность» и ДПС города Бишкек реализуют совместный проект «Скорость – конструктивные вмешательства», направленный на изучение скорости движения автомобилей по улице Жукеева-Пудовкина в районе Ортосайского рынка. Мы останавливаем водителей, которые превысили скорость вождения (точнее говоря выше 40 км/ч). Скорость нарушителей вычисляется при помощи радарного устройства, которое фиксирует и наглядно показывает водителям превышенную ими скорость на данной трассе.

Как показывают каждодневные результаты мониторинга, превысившие положенную норму скорости, водители являются представителями различных социальных слоев, которые в большинстве случаев, к сожалению, не осознают свою вину и считают, что данная трасса предназначена для вождения на более высокой скорости. Водители, не осознавая вину, долгое время пытались доказать свою невиновность и уйти от ответственности, ссылаясь на различные причины такие как: «знаков не видно было», «сильно тороплюсь в больницу» и тому подобное.

Отсутствие культуры вождения и нежелание подчиняться всеобщим правилам дорожного движения зачастую становятся причиной довольно серьезных последствий, которых можно было бы избежать при простом подчинении закону.

Однако, даже при предъявлении водителям с доказательной базой совершенную вину, они пытаются всевозможными путями выбраться из этой ситуации и не понести наказания. А это превращается в некую систему таких взаимоотношений, когда можно нарушать, а затем легко искупать вину.

Напомним проект «Скорость – конструктивные вмешательства» реализуется в рамках проекта ТРАСЕКА-II Безопасность дорожного движения, финансируемого ЕС, в партнерстве с Глобальным партнерством по безопасности дорожного движения» (ГПБДД), Обществом Красного креста и полумесяца и «EASST».

Анализ движения машин: Водители превышают скорость

В рамках проекта «Скорость — конструктивные вмешательства» ОО «Дорожная Безопасность» инициировало проведение мониторинга движения автотранспортов по ул. Жукеева-Пудовкина для оценки превышения средней, а также интенсивности движения автотранспорта. Целью рейда было определение наиболее опасного фактора, влияющего на нарушение правил дорожного движения и превышение скоростного режима, а также анализ данного отрезка дороги для определения наиболее опасного фактора риска с последующим применением интервенций для повышения уровня безопасности на дорогах.

Улица Жукеева-Пудовкина, где проводился рейд, является наиболее удобной и комфортной дорогой для автолюбителей, поскольку дорога была улучшена за счет проведенных ремонтных дорог.

Установленная скорость движения по улице Жукеева-Пудовкина 40 км/ч. В связи с этим, по обеим частям дороги имеются предупреждающие знаки, о том, что не следует превышать данную скорость. Однако, несмотря на ограничение скорости, водители регулярно превышают этот показатель, игнорируя знаки. По нашим данным причиной игнорирования ограничений по скоростному режиму явился человеческий фактор, точнее говоря, безответственное отношение самих водителей к установленным правилам. Рейд велся совместно с ДПС города Бишкек при помощи радарного устройства, которое позволяло зафиксировать скорость движения автомобилей.

Кроме того, интенсивность движения на данной дороге небольшая — около 479 машин в течении двух часов. Этот фактор и позволяет водителям превышать скорость. При этом средняя превышенная скорость равняется 55 км/ч. При таком раскладе, в случае возникновения непредвиденных обстоятельств тормозной путь будет равен 40 метрам. Как известно, чем выше скорость передвижения автомобиля, тем больше времени для торможения.

Из общего числа остановленных правонарушителей, более 30% оказались представителями женского пола, которые также при обращении к ним и предоставлении им фактов нарушений вели себя нетерпеливо и старались скорей решить вопрос по этому делу и поехать дальше по личным делам и, возможно, также продолжить нарушать ПДД. Возраст большинства нарушителей скоростного режима свыше 30 лет. Если разделить нарушителей по возрастным категориям, то картина, следующая: 21-29 лет – 28%, 30-39 лет — 22%, 40-55 лет- 50%

Таким образом, наиболее влиятельным фактором, вызывающим потенциальное возникновение ДТП является самосознание и личностные характеристики водителей.

В связи с этим необходимо разработать комплекс мер, направленных на личностное восприятие самих водителей, так как причиной большинства трагичных случаев на дорогах является отсутствие культуры вождения и уважения друг друга на дорогах.

Напомним, что данное мероприятие реализуется при поддержке проекта ТРАСЕКА II Безопасность Дорожного Движения, ЕС, Глобального Партнерства и EASST.

Представители проекта ТРАСЕКА считают, что проблема дорожной безопасности представляет собой мировую угрозу для здоровья. Так, по данным ВОЗ, ежегодно гибнут 1,3 миллиона людей  в результате ДТП и около 30-50 миллионов человек  получают травмы. Если не предпринять никаких мер ожидается повышение этого показателя до 80% к 2020 году.

— Сегодня это вторая самая распространенная  причина смертности среди 6-14 летних подростков и самая распространенная среди людей в возрасте 15-44 лет.

— 90% человеческих потерь происходят в странах с низким и средним уровнем дохода, в которых находятся лишь 48% автомобилей мира.

— В данный момент проблема дорожной безопасности является более смертоносной, чем малярия, и к 2030 году будет в 2 раза опаснее СПИДа и в 4 раза опаснее туберкулеза. То есть СПИД, туберкулез и малярия гораздо меньше убивают людей, чем ДТП.

Проблема усугубляется еще и тем, что картина о жертвах ДТП неполная, мы имеем представление лишь о верхушке айсберга. Для кардинального решения проблемы дорожной безопасности необходимо создание Национального совета по дорожной безопасности и соответствующего секретариата. В него должны входить представители Минобразования КР, МЧС КР, МВД КР, Минтранса КР, Минздрава КР, автоперевозчики страховые компании и др.

Кундуз САБЫРОВА:

 «Здесь недостаточно усилий только одних министерств и ведомств. Важна активная позиция парламента»

 Впервые в Кыргызстане проблема дорожной безопасности стала темой докторской диссертации, которая была успешно защищена  ее автором Кундуз САБЫРОВОЙ. Она рассказала газете «Кутбилим», как надо решать данную проблему.

— Почему Вы решили посвятить проблеме безопасности на дорогах в Кыргызстане целую докторскую диссертацию?

— Актуальность данной темы обусловлена  многими факторами, я остановлюсь на  наиболее важных  аспектах данной проблемы:

1) ежедневно на автодорогах и улицах Кыргызстана погибают и получают  травмы наши граждане, гибнут  и  калечатся  дети,  причиняется огромный экономический ущерб, не говоря о моральных  потерях;

2) так называемой информационной войной  против сотрудников ДПС в СМИ, в Интернете. Необходимо повышать престиж сотрудников милиции, в т.ч и сотрудников ДПС;

3) недисциплинированность участников дорожного движения. Наши граждане требуют соблюдения своих прав, забывая  об обязанности – не нарушать закон.

— Какие кардинальные меры нужны для решения данной проблемы, так как, насколько я понимаю, усилий дорожно-патрульных служб явно недостаточно?

1) В целях совершенствования ученым и практикам совместно необходимо провести инвентаризацию всех нормативно-правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения;

2) Повышать уровень правосознания граждан, начиная с дошкольного возраста. (Хотя надо воспитывать родителей).

3) Наконец-то, внедрить системы фото-видео  фиксации нарушений правил дорожного движения;

4) Создать в Интернете собственный сайт ДПСМВД КР;

5) Ввести в практику ежегодный  Доклад  о состоянии безопасности дорожного движения в КР.

— Есть ли в нашей стране, на Ваш взгляд достаточные контроль и координация профилактики ДТП именно на государственном уровне?

— Безопасность дорожного движения – это комплексный вопрос, и его успешное решение во многом зависит от скоординированности действий многих государственных органов, причастных к обеспечению БДД. Здесь недостаточно усилий только одних министерств и ведомств. Важна активная позиция парламента. Кроме того, гражданское общество обязано потребовать контроля со стороны общественных организаций за действиями всех ветвей власти по обеспечению безопасности на дорогах.

Айнура КАНИМЕТОВА, «Кутбилим»

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*