АВАРИИ НА ДОРОГЕ: СЛУЧАЙНОСТЬ ИЛИ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ?

В последнее время  в Бишкеке участились случаи аварий. Страшнее всего то, что жертвами дорожно-транспортных происшествий становятся дети. Никого не оставил равнодушным недавно произошедший несчастный случай, когда двух школьников на  ПЕШЕХОДНОМ ПЕРЕХОДЕ (!) сбил водитель.

Тогда в МВД КР сообщили, что подозреваемый, сбивший 21 апреля двух школьников, был задержан. В интересах следствия его имя не было названо. Следует отметить, что после наезда нарушитель с места происшествия скрылся. МВД оперативно объявило план «Перехват». Виновник ДТП оставил за городом свой автомобиль и попытался скрыться. По факту наезда на мальчиков было возбуждено уголовное дело. Один из ребят долгое время находился в коме, в  настоящий момент по данному делу ведется следствие.

Другой пример. Как сообщает пресс-служба ГУВД города. Бишкек, не так давно был задержан водитель, сбивший насмерть школьника у рынка «Кудайберген».

По ее информации, накануне в столичную милицию поступило сообщение о том, что у рынка «Кудайберген» по ул.Патриса-Лумумбы неизвестный водитель сбил переходящего через пешеходный переход несовершеннолетнего, 2002 года рождения К.Н., после чего совершил наезд на другое авто и скрылся с мест происшествия. По приезду оперативно-следственной группы, установлено что, водитель, предположительно белого Мерседеса, скрылся в неизвестном направлении.

В ходе оперативно-розыскных мероприятий, сотрудниками отдела розыска УУР ГУВД г.Бишкек, УПМ ГУВД г.Бишкек и УВД Первомайского района, проводили розыскные мероприятия и установили предполагаемое авто. Позже, так как водитель не имел постоянного места проживания, сотрудники милиции вышли на след и место, где скрывалось авто.

Таким образом, был задержан водитель, сбивший школьника. Им оказался, Т.А. 1959 года рождения, уроженец города Майлуу-Суу Джалал-Абадской области. Также вместе с ним были задержаны двое пассажиров, которые были в момент ДТП в авто.

По словам задержанного, в тот вечер, они с друзьями распивали спиртные напитки, и он сел за руль автомобиля, чтобы отвезти их, но по дороге не заметил, как на дорогу вышел школьник. Когда сбил его, испугался и сбежал с места происшествия на машине. После чего, поставил машину во дворе сожительницы. Снял разбитое крыло и фару автомашины, что бы скрыть следы ДТП. В настоящее время назначен ряд экспертиз. Автомашина поставлена на штрафстоянку. Начаты следственные мероприятия.

В целом, статистика ДТП ужасает. Так, в Кыргызстане за 4 месяца в ДТП погибли 11 детей и 376 получили травмы. Об этом 11 мая сообщили в пресс-службе ГУПМ МВД.

В результате принятых мер за 4 месяца количество зарегистрированных преступлений в общественных местах уменьшилось на 13,9% (с 1046 до 900), в том числе на улицах на 30,3% (с 395 до 275). «Несмотря на рост общей аварийности на 11,7% (с 1507 до 1684), количество ДТП со смертельным исходом сократилось на 25,1% (с 207 до 155)», — сказали в пресс-службе. На 13,6% (с 389 до 336) удалось снизить детский травматизм, число погибших – на 69,4% (с 36 до 11) и на 11,3% (с 424 до 376) – число получивших травмы.

Что касается прошлого года, то в  2016 году было зафиксировано 5 тыс. 868 дорожно-транспортных происшествий. Об этом сообщил заместитель главы ГУПМ МВД Ыманалы Саркулов на Комитете ЖК по транспорту, коммуникациям, архитектуре и строительству.

По его словам, в результате зарегистрированных ДТП в 2016 году погибли 937 человек, 8 тыс. 892 человека получили ранения. «50% всех ДТП зарегистрированы на городских трассах. 777 происшествий связаны со смертельным исходом», — сказал он.

Согласно статистике, приведенной на днях ГУПМ МВД КР,  по причине нарушения Правил дорожного движения в 2016 года  на 1 месте стоит нарушение скоростного режима: по данной причине произошло 2138 ДТП, в которых погибли 376 человек, 1946 – получили травмы. «Многие жизни при ДТП могли быть сохранены, если бы водители сохраняли адекватную скорость! Нарушение скорости наблюдается повсеместно. Например, только за одни сутки после установления видеокамеры в Сокулуке было зафиксировано около 2 тысяч нарушений только скоростного режима!»

С принятыми нормами скоростного режима водители не стали считаться. Причины этого? Отсутствие неотвратимого наказания и возможность избежать заслуженного наказания, незнание правил или осознанное нарушение скорости, приобретение водительских прав противозаконными средствами, выкуп штрафов,- считают сотрудники ГИБДД.

Директор Общественного объединения “Дорожная безопасность” Чинара Касмамбетова:

— В начале 2016 г. по проекту ТРАСЕКА ОО «Дорожная безопасность» провел небольшой рейд по такому риск фактору, как скорость. Совместно с УПМ был избран отремонтированный участок дороги Жукеева-Пудовкина, где вблизи школы/университета был установлен знак в 40 км/ч и проведен рейд на соблюдение этой нормы.

При остановке водителей, нарушающих данную норму скорости, практически у 95% водителей были претензии к инспекторам УПМ: все абсолютно не хотели, чтобы данное нарушение было запротоколировано и был оплачен штраф. Все пытались избежать оплаты штрафа и начинали звонить к родственникам и знакомым. Водители с уверенностью считали, что ответственность они не понесут и позволяли себе шквал недовольства: «какое вы имеете право», «я не единственный нарушитель»…

«Я — не единственный нарушитель» — да, таких нарушителей тысячи и чтобы не было такой «несправедливости» государство должно быть в состоянии привлекать к ответственности всех. Надежда все же остается на проект «Безопасный город»,  когда окончатся интриги и суды по нему. Жаль только, что «дорожные преступники» не ждут…

В рамках этого проекта также был проведен соцопрос среди 100 водителей маршруток и частных такси в г. Бишкек с целью изучения поведения водителей и причины превышения скорости. Участники опроса заявили, что одной из главных проблем в городе, порождающих ДТП является превышение скорости. Приведем только некоторые ответы, характеризующие ситуацию на сегодня: На вопрос: «Соблюдаете ли вы скоростной режим в населенных пунктах?» большинство ответили положительно – «Да, всегда соблюдаю» — 51% . Но, второе большинство занимают те, кто не всегда считается со скоростью, ссылаясь на нехватку времени — «Не всегда  соблюдаю, потому что часто тороплюсь» — 34%. Здесь встает вопрос о важности планирования своего времени, да и конечно, с учетом пробок на наших дорогах. Наша торопливость не может служить оправданием получения травм и смертельных исходов! Казалось бы, это несерьезный ответ, и он же повторяется при следующем вопросе.

На вопрос: «Как вы думаете, почему водители нарушают скоростной режим?» 38,3%  ответили «Потому,  что чаще всего торопятся». Реалии сегодняшнего времени в республике таковы, что эта так называемая «торопливость» ставит под вопрос здоровье и жизнь свою и окружающих людей!  На втором месте — «Потому, что чаще всего не замечают предупреждающие знаки» — 32%. Здесь очевидна роль дорожной инфраструктуры, которая должна отвечать нормам, обеспечивать водителей информацией для принятия своевременных мер. Но, и с этим у нас, мягко говоря – нехорошо!

На вопрос: «Что нужно делать, чтобы не превышали скорость?» был получен ответ «Нужно выпускать аудио,видео и печатные материалы» — 43%, «увеличить штрафы» — 15%. Тут и сами водители согласны с тем, насколько мизерна у нас информация о безопасном вождении, обучении, пропаганде, о ситуации у нас на дорогах на ТВ, радио, газетах. В особенности сейчас, когда очень высоки цифры по смертности и травматизму. Где государственная пропагандистская и профилактическая работа в этой сфере?

Согласно исследованиям австралийского транспортного бюро, при скорости в 50 км /ч – время реакции  и экстренной остановки автомобиля составляет 27 м, при 60 к/ч – 36 м, при 70 км/ч – 46 м, при 80 км/ч – 57 м. Неудивительно, что при частом превышении  скорости у нас и езде в 70-80 км/ч в черте города – это заканчивается плачевно как для себя, так и для других, невинных водителей и их семей!

В настоящее время, по всему миру  принят подход «Безопасной системы», где безопасная скорость является одним из четырех составляющих, наряду с безопасными дорогами и обочинами, безопасным транспортом и безопасными пользователями дорог.

В брошюре ВОЗ «Управление скоростью» описываются две виды скорости: чрезвычайная и несоответствующая скорость, где обе  являются основными рисками смертельных случаев и травматизма, что составляет ½ ДТП в странах со средним и низким уровнем доходов.

В качестве мер управления скоростью в мире приводится следующее: строительство и модификация дорог с целью снижения скорости, как круговые дороги и лежачие полицейские; установление скоростных ограничений согласно функциям дорог; принуждение исполнения скоростного режима; установление технологий в автомобилях в качестве вспомогательных средств отслеживания скорости; повышение осведомленности об опасностях превышения скорости через проведение кампаний.

Известно, что, чем меньше скорость, тем меньше кинетическая энергия или энергия движения, которая имеется у водителя и пассажира. В случае столкновения — часть этой энергии рассеивается на другие предметы, а часть – бьет по человеку, причиняя тяжелую травму. При этом человеческое тело не в состоянии впитать в себя больше энергии, чем у него есть. Поэтому, чем меньше этой энергии — тем меньший вред причиняется организму.

С 8-14 мая в Бишкеке проводятся мероприятия, посвященные Четвертой глобальной неделе ООН по БДД: «Сохрани жизнь: сбавь скорость». Мы, призываем всех участников дорожного движения присоединиться к призыву Недели “Сбавь скорость!” и следить за скоростью не только в течении этой Недели, но и повседневно – во имя сохранения жизни людей.

18 ноября 2016 года была проведена масштабная акция “Не оборви жизнь” в честь Всемирного дня памяти жертв ДТП. На площади Победы были разложены 1060 постеров, отождествляющих равное количество людей, погибших при ДТП в 2015 году. В конце мероприятия в небо были запущены 96 воздушных шаров (количество детей, погибших в авариях в 2015 году)  в память о погибших при ДТП детях!

В акции приняли участие школьники, студенты, работники Министерства здравоохранения, представители ГУПМ МВД, а также все, кому небезразлична данная проблема.

Несмотря на стоящий в этот день холод, туман, неравнодушные люди пришли на мероприятие, чтобы почтить память жертвам ДТП.

Данная акция была проведена совместными усилиями ОО “Дорожная безопасность”, Главного Управления патрульной милиции МВД КР и Министерства Здравоохранения КР при поддержке фонда “Сороса”, благотворительного фонда “САЛЬМА”, ЗАО “Шоро”, ТЦ “Аю Гранд Комфорт”.

Приведем тревожную информацию. В Кыргызстане по статистике из-за ДТП в год погибает более 1000 человек, что составляет около 3 человек в день. Аварии ежегодно забирают 90 — 100 детских жизней!

От автора: Такая сложная, критическая ситуация не может не беспокоить. Чем дальше, тем хуже: сбивают людей на  ПЕШЕХОДНЫХ переходах (!), сбивают и  детей, которые законопослушно, как полагается, переходят дорогу на зеленый свет.

Вы когда-нибудь видели, чтобы наши школьники степенно расхаживали по пешеходной полосе, несмотря  даже на то, что горит зеленый свет? Я никогда. Наши дети впитали  с молоком матери, что дорога, автомобили это очень опасно. Поэтому дождавшись того, чтобы загорелся зеленый свет, они изо всех сил бегут на противоположную сторону дороги. И лишь перебежав ее, оказавшись на безопасном расстоянии от машин, они позволяют себе  расслабиться и идти уже спокойным шагом.

Да что уж говорить, был подобный случай и со мной. На пешеходной дороге один «великодушный» автомобилист решил уступить мне дорогу. Впрочем, мы уже забыли об этом,  но вообще-то принято,чтобы машины уступали дорогу пешеходам на переходной полосе. Но я как человек, умудренный опытом, а дело происходило на улице Жибек-Жолу-Тыныстанова, где на одной полосе едут три автомобиля, опасливо осматриваюсь, ведь если остановился один водитель, это еще не значит, что уступят дорогу и другие два автомобиля. Вопреки моим худшим опасениям, к счастью,  вторая машина – маршрутка остановилась. Будучи уже уверенной в том, что остановится и третья, я смело шагаю по переходке, и тут третья машина на этой же дороге сбивает меня! Моей мыслью при этом было: какая глупость с моей стороны! Наивно было полагать, что все три машины уступят дорогу пешеходу. От удара машиной я перекрутилась несколько раз, упала, поцарапала руку, на моей ноге образовался огромный синяк, было запачкано  пальто.

Самое интересное то, что водитель, сбивший меня, спокойно убедился в том, что я жива и изо всех сил газанул дальше. Я человек неприхотливый, мне было бы достаточно элементарной вежливости и извинения, как-то, предположим — «Эже простите, что так вышло». Но НЕТ, водитель оказался неспособен даже на такую мелочь! Все это я веду к тому,  что, будучи взрослым человеком, я как-то худо-бедно возвышаюсь над машинами, то есть меня видно. Этот случай говорит о том, что, если даже сбивают взрослых людей, что уж говорить о маленьких школьниках! Страшно даже представить, что было бы, если бы на моем месте оказался школьник, школьница, которые не высоки и возможно, их трудно  заметить. Боюсь, что водитель просто сбил бы их, и не заметив этого, не утруждая себя выходом из машины, уехал бы дальше. Резюмируя вышесказанное, приходится констатировать что сложившееся положение дел — совершенно  невозможно, немыслимо. Каков выход из данной ситуации? Быть может ужесточить наказания за  создание ДТП, иначе ситуация уже выходит из-под контроля…

Айнура КАНИМЕТОВА «Кутбилим»

  • Статья подготовлена по заказу ОО «Дорожная безопасность»

 

1 Comment

  1. До тех пор пока все мы не возьмёмся за нарушителей, ничего не изменится. Дороги — не только зона опасности, они ещё — территория крайнего бескультурья: плевки, окурки, пачки сигарет и пластиковые бутылки летят во все стороны. Качан кыргыздар өз жерин булгаган?! Кайда баратабыз, кыргыздар?!
    Эмнеге МАИ кызматкерлери түтөгөн машинелерди токтотпойт?

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*