Догдуркуль КЕНДИРБАЕВА: «Подушевая модель даст школам права административной и финансовой автономии»

В последнее время в обществе активно обсуждается вопрос внедрения в школах подушевого финансирования, в средствах массовой информации также появляются статьи, освещающие этот вопрос. Между тем, как считают специалисты, при обсуждении и освещении принципов подушевого финансирования имеет место однобокость, а порой и откровенное, не знание сути вопроса. При этом, акцентируется внимание на то, что внедрение подушевого финансирования приведет к закрытию малокомплектных школ, а также школ, расположенных в высокогорной и отдаленной местности. Заместитель министра образования и науки Кыргызской Республики Догдуркуль КЕНДИРБАЕВА разъяснила положение дел, отметила плюсы и возможные минусы подушевого финансирования.

– Каковы плюсы подушевого финансирования?

– Основным достижением введения подушевого финансирования стало выравнивание расходов на 1 учащегося общеобразовательных школ по регионам страны.

До введения принципа подушевого финансирования, средний расход на 1 учащегося общеобразовательной школы (без влияния коэффициента высокогорья) в 2006 году составлял в среднем по республике 2 164 сома, в то время как в областях: Баткенской – 1 722 сом, Джалал-Абадской – 1778 сом, Ошской – 1916 сом. А, к примеру, в Таласской – 2285 сом, Нарынской – 2294 сом, Иссык-Кульской – 2387 сом, городе Бишкек – 2818 – сом.

Другими словами, имело место не соответствие размеров финансирования школ в расчете на 1 учащегося в разрезе регионов. Эти размеры финансирования не были подкреплены объективными факторами. На тот период в республике фактически отсутствовали единые условия финансового обеспечения учащихся по типам и уровням образования.

– По каким принципам планируется бюджет школ, какие категории различия учитываются при этом?

– В основе подушевого финансирования лежит планирование бюджета общеобразовательных организаций в расчете на 1 учащегося. Планирование бюджета школ – одинаковое для всех средних учебных заведений, независимо от их географического расположения. Разница существует только для городских и сельских школ, а так же по их типам (начальная, основная и общеобразовательная школа, школа-интернат, гимназия и лицей), а так же по ступеням образования (I ступень – 1-4 классы, II ступень – 5-9 классы, III cтупень – 10-11 классы).

Для определения бюджета школ постановлением Правительства КР от 20 сентября 2011 года № 563 была утверждена Методика определения стандартов бюджетного финансирования общеобразовательных организаций КР. Приложением к этой методике, утверждены поправочные коэффициенты масштаба к стандартам бюджетного финансирования общеобразовательных школ, максимальное значение которого составляет 2,0 для школ с численностью учеников до 50 человек, минимальное – 1,1 для школ с числом учащихся до 250 человек. Применение данных поправочных коэффициентов позволяет выравнивать бюджет этих школ до необходимого уровня, достаточного для нормального функционирования.

– Инициатором внедрения подушевого финансирования является Министерство образования и науки КР?

– Следует отметить, что у истоков внедрения принципа подушевого финансирования в учреждениях образования стоял нынешний Президент Кыргызской Республики А.Атамбаев. Он, будучи Премьер-министром КР подписал постановление Правительства Кыргызской Республики от 7 сентября 2007 года №400 «О мероприятиях по реализации среднесрочной стратегии финансирования расходов на образование в Кыргызской Республике». Этим документом было поручено нашему министерству совместно с другими заинтересованными министерствами разработать и утвердить методику расчета подушевого финансирования учреждений образования.

Вместе с тем, Комитет по образованию, науке, культуре и спорту Жогорку Кенеша КР своим решением от 22 декабря 2009 года также обязал Министерство образования и науки КР продолжить внедрение модели подушевого финансирования, основанной на минимальном стандарте бюджетного финансирования. Комитет также обязал местные государственные администрации и органы местного самоуправления – оказывать поддержку по внедрению подушевого финансирования в пилотных регионах страны.

– Кто принимал участие в разработке модели подушевого финансирования?

– Над моделью подушевого финансирования работали проекты Всемирного Банка «Сельское образование», ЮСАИД («ПИКС» и «Сапаттуу Билим»).

– Почему же некоторые учителя, особенно в регионах, выступают против подушевого финансирования?

– В настоящее время многие путают вопросы подушевого финансирования с мероприятиями по оптимизации сети школ. Оптимизация школ проводится совместно Министерством образования и науки КР, Министерством финансов КР и органами местного самоуправления.

Оптимизация сети общеобразовательных школ – это совершенно другой процесс. В рамках этой инициативы ведутся работы по объединению параллельно существующих недоукомплектованных школ и использованию высвобождаемых зданий закрываемых школ на нужды образования. Эти освободившиеся здания в первоочередном порядке будут использованы для дошкольных образовательных организаций, потребность в которых в стране очень высокая.

Ярким примером может служить объединение в этом году школ № 2 и № 1 города Кара-Балты, здание высвобождаемой школы передано детскому саду, с 6 группами. Как видите, здесь не только экономия бюджетных средств, но и решение большой социальной проблемы, обеспечение доступности к дошкольному образованию.

Также хочу отметить, что в настоящее время вообще не ставится вопрос по оптимизации школ, расположенных в приграничных, отдаленных и труднодоступных районах республики.

В целом, у подушевой модели финансирования, как на стадии апробации, так и на стадии дальнейшего внедрения, были как сторонники, так и противники. Это не удивительно, так как всякое новшество вызывает у его участников и потребителей, как критику, так и одобрение.

– Конечная цель внедрения подушевого финансирования – это?

– Подушевое финансирование обеспечит справедливость и прозрачность определения бюджета школ в расчете на 1 учащегося. Кроме того, подушевое финансирование это: усиление мотивации и поощрения трудовой деятельности учителей с учетом результативности и качества предоставляемых услуг. Эта модель предоставит школам права административной и финансовой автономии позволит систематизировать платность и бесплатность услуг в системе школьного образования.

Вместе с тем, это возможность, без потери бюджета, повысить эффективность сетевой и организационной структуры школ.

– Какое место отводится этой модели в целом, в реформе финансирования образования?

– В соответствии с принятой Правительством КР Среднесрочной стратегией финансирования образования, ключевым направлением реформы определено внедрение подушевого механизма финансирования школ на основе минимального стандарта. Эта модель финансирования имеет значительные преимущества относительно действующего механизма определения бюджета школ на основе затратных сетевых показателей.

К реальным и ожидаемым результатам реформы можно отнести: повышение эффективности и прозрачности использования государственных финансовых ресурсов.

Органы местного самоуправления получают категориальный грант, а школы бюджетные средства, только исходя из двух объективных параметров: численность учащихся и стандарт бюджетного финансирования на 1 учащегося в год.

При этом школа заинтересована в привлечении детей в систему школьного образования, эффективном использовании ресурсов, так как имеет право направлять экономию от оптимизации структуры управления, комплектования классов и т.д. на свои текущие нужды, в том числе на стимулирующую часть заработной платы.

– Сколько всего школ по республике и в каких регионах уже охвачены подушевым финансированием?

– Апробация модели была начата в школах Иссык-Атинского района Чуйской области в 2007 году. После ее успешного завершения Правительство КР постановлением от 19 марта 2008 года «Об утверждении методики и формулы определения категориального гранта местным бюджетам на финансирование образования» распространило ее на другие регионы республики.

На сегодняшний день подушевая модель финансирования школ внедрена в Чуйской, Баткенской и Иссык-Кульской областях и в городах Бишкек и Ош.

В реформе задействованы 717 школ, или каждая третья из 2 103 школ республики, 212 айыльных округов и городов, или более 40% из 497 органов местного самоуправления республики.

С 1 сентября 2011 года начато внедрение подушевого принципа финансирования в общеобразовательных школах городов Бишкек и Ош согласно постановлению Правительства КР от 20 сентября 2011 года №563 «О переводе общеобразовательных организаций Кыргызской Республики на подушевой принцип финансирования».

Постановлением Мэрии города Ош от 13 февраля 2012 года школы переведены на принцип подушевого финансирования.

Мэрия города Бишкек приняла постановление 5 марта 2012 года о переводе школ на подушевой принцип финансирования с 1 сентября 2012 года. Внедрение данной модели финансирования в остальных областях планируется до конца 2013 года.

Айнура Каниметова

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*