НКР – как инструмент модернизации профобразования

18 февраля в Министерстве образования и науки КР обсудили вопросы разработки Национальных квалификационных рамок в Кыргызстане. Организаторами семинара выступили Министерство образования и науки КР и Кыргызский Государственный технический университет имени Исхака Раззакова. В обсуждении приняли участие заместитель министра образования и науки КР Назаркул Ишекеев, советник министра образования и науки Бактыбек Исмаилов, представители Министерства труда, молодежи и миграции КР, высших учебных заведений, EdNet, бизнес-ассоциаций. Во время семинара ученый секретарь КГТУ имени И. Раззакова Бурул Таштобаева рассказала о методике разработки Национальных квалификационных рамок Кыргызстана, декан факультета информационных технологий КГТУ имени И. Раззакова Алишер Салиев ознакомил с методикой разработки секторальных квалификационных рамок.

 

Назаркул ИШЕКЕЕВ:
«В СФЕРЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЕСТЬ МНОГО УСПЕХОВ»

Как отметил в своем приветственном слове заместитель министра образования и науки КР Назаркул ИШЕКЕЕВ, в системе образования Кыргызстана сегодня проводятся кардинальные реформы во всех направлениях, модернизация касается всех областей, начиная с дошкольного и заканчивая высшим образованием.
Реформа коснулась и системы финансирования сферы образования. По словам заместителя министра, в целом есть много успехов в сфере реформирования системы образования. В частности, проводится большая работа в части борьбы с коррупцией в учреждениях образования республики, более 13 лет в Кыргызстане проводится Общереспубликанское тестирование, этот проект представляет собой эффективный антикоррупционный механизм во время проведения приемной кампании в высшие учебные заведения. Ведется работа по повышению качества высшего образования, рассматриваются механизмы поощрения и стимулирования лучших учителей. Активно внедряются элементы европейской гибкой системы образования, что заложено в Болонской декларации. Немаловажное значение имеет также вопрос переквалификации учителей, повышение их профессиональной квалификации находится в зоне особого внимания Минобразования КР. Для последовательного и поэтапного реформирования сферы образования разработана Концепция развития сферы образования на краткосрочный и долгосрочный периоды. Заместитель министра подчеркнул, что необходимо средства доноров использовать как можно более эффективно, разумно, прозрачно. В заключение Н. Ишекеев подчеркнул, что разработка Национальных квалификационных рамок имеет большое значение, так как является неотъемлемой частью реформы, главная цель которой повышение качества образования.
Светлана СИРМБАРД:

“НКР БУДЕТ СЛУЖИТЬ ИНСТРУМЕНТОМ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ”

Во время семинара с докладом «Национальные системы квалификаций и квалификационные рамки» выступила ректор Бишкекской финансово-экономической академии Светлана СИРМБАРД.
Она отметила, что вариантов построения Национальных квалификационных рамок очень много. Вместе с тем, предлагаемые рамки не соответствуют потребностям рынка труда, есть определенные проблемы с признанием степеней бакалавров. Появились пилотные проекты по признанию докторской степени PhD. Профессиональное техническое образование тоже разрабатывает свои стандарты, разрабатываются аккредитационные требования. Для государства Национальные квалификационные рамки – это очень важный инструмент. В свою очередь, НКР очень важны и для работодателей, так при их наличии они будут знать квалификацию выпускников – своих будущих сотрудников. При этом имеет большое значение, чтобы выпускники знали, какую именно профессию они хотят выбрать, так как были случаи, когда выпускники бросали талоны ОРТ и на экономический факультет и в Медакадемию. Национальные квалификационные рамки позволяют получить информацию какого уровня сложности задачи должны решать потенциальные сотрудники. В целом, в этом вопросе есть определенные сложности, к примеру, когда начали разрабатывать Национальные квалификационные рамки для магистров, то поняли, что в квалификационных рамках для бакалавров поставлены слишком сложные задачи.
С.Симбард отметила, что, развитие Национальных квалификационных рамок позволит их использовать как инструмент гармонизации спроса и предложения квалификаций на рынке труда, инструмент, позволяющий обеспечить устойчивый экономический рост и повысить конкурентоспособность стран, благодаря прогнозированию потребностей знаний, навыков и умений. НКР также будет служить инструментом для модернизации профессионального образования, снижения затрат на получение квалификации за счет признания неформального обучения, определения требований к свидетельствам и дипломам.
Что касается работодателей, то разработка и модернизация Национальных квалификационных требований позволит использовать НКР как надежные индикаторы определения уровня умений кандидатов на рабочие места. Другими словами, НКР представляют собой ясные ориентиры при сопоставлении и признании квалификаций, и является средством выявления недостатка в обучении и др.

Проректор по развитию Кыргызского Государственного технического университета имени Исхака Раззакова
Бекжан ТОРОБЕКОВ:

“ВНЕДРЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАМКИ ОБЕСПЕЧИТ КАЧЕСТВО ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ”
– На семинаре были обсуждены актуальные проблемы в сфере труда и профессиональном образовании Кыргызстана – методологии и проводимых работ по разработке Национальной и Отраслевой квалификационных рамок.
Отраслевая рамка квалификаций (ОРК) разрабатывается для сферы информационных технологий. Главная цель семинара – создание и развитие системы квалификаций в республике.
На семинаре были рассмотрены такие вопросы как, национальные системы квалификаций и квалификационные рамки, методика разработки Национальных квалификационных рамок КР и их структура, методика разработки секторальных рамок в области информационных технологий.
– Почему разработка Национальных квалификационных рамок приобретает такую актуальность?
– Дело в том, что действующая система квалификации в стране не позволяет подготовить квалифицированные кадры. При этом квалификация работника определяется через входные параметры образования, соответствия учебных программ и их продолжительности, стажа работы и т.д. Такая система образования в данном случае готовит специалистов в соответствии со своим видением, а не по заказу рынка труда.
Согласно анализу эффективности трудовых ресурсов в стране в настоящее время уровень профессионализма работников недостаточно адекватен современным научным и техническим достижениям, что затрудняет подъем экономики и тормозит инновационные процессы.
Имеющийся серьезный и качественный разрыв между спросом и предложением рабочей силы, несогласованность спроса на квалификации работников со стороны работодателей на основе настоящих и перспективных требований рынка труда диктуют необходимость Национальной системы квалификации (НСК).
Центральным элементом НСК является Национальная рамка квалификаций (НРК), которая представляет собой механизм классификации и технологизации квалификаций по уровням в соответствии с набором согласованных критериев, описывающих требования к выполнению трудовых функций.
– Какова цель проекта ТЕМПУС:QUADRIGA?
– В свете сложившегося недостаточного уровня развития системы квалификаций в Кыргызской Республике реализация проекта TEMПУC:QUADRIGA – «Квалификационные рамки в Центральной Азии: Болонские принципы и региональная координация» позволит подготовить необходимое нормативно-методическое обеспечение и документацию по рассматриваемому вопросу.
Представленные для обсуждения на семинаре вопросы были рассмотрены в рамках проекта, который направлен на приближение высшего образования Кыргызстана к реальным потребностям экономического и социального развития страны на основе создания Национальной системы квалификаций.
Проект QUADRIGA рассчитан на три года и координируется университетом Кобленц-Ландау [Кобленц, Германия]
В Консорциуме QUADRIGA задействованы европейские партнеры из Германии, Португалии, Испании, Нидерландов, Австрии и Польши, а также Центрально-азиатские партнеры из Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана. Из Кыргызстана партнерами проекта являются 3 университета и Ассоциация учреждений образования EdNet.
Цель проекта заключается в реализации идеи структуры квалификаций в странах Центральной Азии, в том числе и Кыргызстана.
– Что даст в целом реализация проекта?
Реализация проекта позволит обеспечить фон для модернизации учебных программ, содействовать более тесному сотрудничеству и взаимопониманию между университетами и работодателями (предприятиями, отраслями, государственным сектором), и что, наконец, будет полезным для выпускников высших учебных заведений Центральной Азии.
По итогам обсуждения былразработан и представлен для утверждения проект НКР и ОКР в области информационных технологий.
В целом, хотелось бы подчеркнуть, что разработка и внедрение Национальной квалификационной рамки будет способствовать обеспечению качества трудовых ресурсов, повышению занятости населения, стимулированию социально-экономического развития страны.
Резолюция: Разработка и внедрение Национальной квалификационной рамки является насущной необходимостью
Национальная система образования вступает в новую фазу развития, которая требует увеличения ее вклада в развитие общества. Главной задачей на этом пути будет являться обеспечение эффективности образовательной деятельности, определяемой результатами образования и соответствующей потребностям рынка труда.
Имеющийся серьезный и качественный разрыв между спросом и предложением рабочей силы, несогласованность спроса на квалификации работников со стороны работодателей на основе настоящих и перспективных требований рынка труда и отсутствие эффективного механизма правового и институционального регулирования взаимодействия профессионального образования и рынка труда обусловливают объективную необходимость Национальной системы квалификации (НСК).
Центральным элементом НСК является Национальная рамка квалификаций,которая представляет собой механизм классификации и технологизации квалификаций по уровням в соответствии с набором согласованных критериев, описывающих требования к выполнению трудовых функций.
Современные вызовы времени, процессы глобализации и концентрации мирового рынка труда, усиление внутренней и внешней миграции определяют необходимость создания конкурентоспособной и динамичной экономики, основанной на знаниях и компетенциях работников. В этих условиях разработка и внедрение Национальной квалификационной рамки является насущной необходимостью.
2. Действующая система квалификации в стране характеризуется через входные параметры образования и имеет проблемы в вопросах сопоставимости и эквивалентности квалификаций, их недостаточной транспарентности, признанииотсутствии механизма признания практического опыта.
3. Препятствиями для успешного развития системы квалификаций в стране являются:
– отсутствие заказа системы образования на подготовку кадров с определенными квалификациями со стороны работодателей;
– Государственные образовательные стандарты недостаточно ориентированы на формирование профессиональной компетентности специалистов;
– отсутствие системы мониторинга профессиональной компетентности молодых специалистов, позволяющая в последующем внести изменения в учебные программы.
4. Согласно анализу эффективности трудовых ресурсов в стране в настоящее время уровень профессионализма работников недостаточно адекватен современным научным и техническим достижениям, что затрудняет подъем экономики и тормозит инновационные процессы.
5. Одобрить разработанные Национальные и Отраслевые рамки,и принять их за основу при разработке и утверждении НКР и ОКР в установленном порядке.
Семинар рекомендовал Координационной группе по разработке НКР осуществлять координацию действий государственных органов, образовательных учреждений, представителей рынка труда и всех заинтересованных сторон в формировании НКР и ОКР. Также обеспечить разработку и утверждение в установленном порядке нормативно-правового обеспечения для создания НКС.
Кроме того, рекомендовано обеспечить согласование и установление уровней квалификации и распределение описания дескрипторов по уровням между разработчиками и членами рабочей группы (АПТО, МТМиМКР, МОиН КР и КГТУ им. И. Раззакова);

Айнура КАНИМЕТОВА, «Кутбилим»

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*