ВАК: прислушиваться к духу времени

На днях прошло общее собрание Высшей аттестационной комиссии Кыргызской Республики. Вниманию читателей представляем текст выступления Председателя ВАК КР, член-корр. НАН КР, профессора А.С. МАВЛЯНОВА «О планах и задачах ВАК КР на 2015 год”. (Выдержки из отчетного доклада заместителя председателя ВАК КР, д.м.н., профессора Б.К. Тыналиевой за 2014 год и мнения отдельных ученых планирируем опубликовать в следующем номере газеты).

Опираясь на IT-технологию Большая роль в деле повышения ка-чества и эффективности работы ВАК КР отводится внедрению и эксплуатации современных IT–технологий. Сегодня интернет активно используется как площадка для оперативного обмена и передачи информации.

В настоящее время ВАК КР реализует проект по разработке и внедрению авто-матизированной информационной системы (АИС) «Электронный ВАК». Проект АИС поддержан Фондом Сорос-Кыргызстан. Реализация данного проекта является од-ним из основных задач руководства ВАК КР на 2015 год, который позволит прово-дить мониторинг процесса выполнения научной работы, подготовки диссертанта к процедурам защиты и утверждения дис-сертации. Таким образом, формируется единая государственная автоматизирован-ная информационная система мониторинга аттестации научных и научно-педагогиче-ских кадров.

В рамках этого проекта для автоматиза-ции быстрого поиска аттестационных дел в архиве создана база данных «Электрон-ный архив», которая позволяет оперативно получить информацию о кандидате или докторе наук, профессоре или доценте.

База данных электронного архива содер-жит такую информацию, как дата рожде-ния, национальность, гражданство, шифр специальности, дата присвоения ученой степени или ученого звания.

С помощью автоматизированной систе-мы сотрудники ВАК могут проводить опе-ративный поиск необходимых для работы аттестационных документов. Кроме этого, данная программа позволяет сотрудникам ВАК получать статистические данные по присвоению ученых степеней и званий, начиная с 1993 года.

После выдачи диплома, подтверждаю-щего ученую степень или звание, данные об ученой степени или ученого звания ав-томатически добавляются в электронный архив.

Так, в настоящее время в «Электрон-ный архив» внесена информация за период c 1993 года по 2014 год по рассмотрению аттестационных дел 8467 научных сотруд-ников. В том числе по присуждению ученой степени доктора наук для 936 соискателей, кандидата наук для 4012 соискателей, по присвоению 647 научных званий профес-сора, присвоению 2394 научных званий до-цента и 338 старшего научного сотрудника. Внесена информация по нострификации диплома PhD для 17 соискателей. Имеется информация по 123 отклоненным работам.

Мы также сегодня можем сказать сколь-ко докторов и кандидатов наук по каждому направлению науки.

Для обеспечения контроля за очеред-ностью защиты диссертаций создан про-граммный модуль «Электронная очередь», содержащий  автоматическую  систему установки и учета временного периода с момента подачи заявления соискателя до защиты диссертации. Разработаны про-цедуры ввода, корректировки, добавления информации на всех этапах прохождения диссертации соискателя. Разработаны ин-структивные материалы по работе с моду-лем «Электронная очередь» для ученых секретарей диссертационных советов.

14 января 2015 года проведен первый тренинг с учеными секретарями диссерта-ционных советов по направлениям есте-ственных, физико-математических и тех-нических наук. Ученым секретарям выданы инструктивные материалы и предоставлен индивидуальный доступ для входа в АИС. Ученые секретари диссертационных со-ветов вносят необходимую информацию о соискателе и несут персональную от-ветственность за контент, который внесен в систему «Электронная очередь».

В настоящее время планируется про-ведение очередных тренингов с учеными секретарями диссертационных советов по всем научным направлениям.

Программный модуль «Электронная очередь» размещен в открытом доступе на интернет-сайте ВАК КР с целью реализа-ции антикоррупционных мер и обеспечения прозрачности работы диссертационных советов.

Отметим, что программный комплекс «Электронный ВАК» предполагает в буду-щем создание базы данных, содержащей персональные составы всех диссертаци-онных и экспертных советов ВАК КР. Также будут размещаться сведения о работе дис-сертационных советов, научных руководи-телях аспирантов и соискателей, научных консультантах докторантов и соискателей, оппонентах и ведущих организациях т.е. будет создана база репутационной и дис-циплинарной ответственности.

Это все – I этап, т.е. работы на уровне диссоветов, теперь надо перейти ко II этапу – с момента регистрации аттестационных дел в ВАКе до утверждения на Президиуме, включая работу аттестационных отделов, экспертов и экспертных советов в т.ч. Нам необходимо подготовить наших сотрудни-ков по IТ технологиям.

«Электронный ВАК» также обеспечи-вает возможность проверки диссертаций по программе «Антиплагиат», результаты которой хранятся в базе данных. Этой ин-формацией пользуются члены экспертного совета при проведении экспертизы дис-сертационных работ.

Таким образом, создание автоматизи-рованной системы «Электронный ВАК» существенно повысит качество и оператив-ность аттестации научных и научно-педа-гогических кадров высшей квалификации.

Совместно с национальной библио-текой создается электронная библиоте-ка диссертаций КР. На первом этапе все диссертанты сдают по два экземпляра электронной версии своей работы, один из которых направляется в националь-ную библиотеку. При этом с диссертантом заключается лицензионное соглашение о передаче его работы в национальную библиотеку. Второй этап – создание ана-лога Кыргыз ИНТИ, где найдут отражение не только диссертации, но и отчеты всех НИР. Эту работу необходимо провести совместно с национальной библиотекой, агентством интеллектуальной собствен-ности и инноваций, Министерством об-разования и науки.

В целях дальнейшего развития между-народного сотрудничества по формиро-ванию единого научно-образовательного пространства ВАК КР ставит задачу по созданию Межгосударственных диссер-тационных советов и с другими странами СНГ. В дальнейшем предполагается более широкое использование информационно-компьютерных технологий при защите дис-сертаций не только на заседаниях межгосу-дарственных диссертационных советов, но и всех функционирующих диссертационных советов КР в формате видеоконференции в режиме реального времени.

Оцениваем не количество, а качество

Как мы все понимаем, количественная оценка результатов научной работы в на-стоящее время себя изжило. Поэтому нами разработан проект Положения о порядке присвоения ученых степеней в новой ре-дакции, где мы предлагаем перейти к каче-ственной, балльной оценке. Так, “основные научные результаты докторской диссерта-ции должны быть опубликованы в научных изданиях, вошедших в Перечень рецен-зируемых научных изданий, и составить 250 баллов. В журналах, индексируемых системами «Scopus», «Web of Scienceс» или РИНЦ, должны быть опубликовано не менее трех статей.

Перечень рецензируемых научных из-даний формируется Комиссией по хода-тайству редакции научного периодического издания на основе рекомендаций эксперт-ного совета и будет обновляться каждые два года. Балльная оценка каждому на-учному изданию выставляется решением Президиума Комиссии.

Основные научные результаты канди-датской диссертации должны быть опубли-кованы в научных изданиях, вошедших в Перечень рецензируемых научных изда-ний, и составить 70 баллов. В журналах, индексируемых системами «Scopus», «Web of Sciense» или РИНЦ, должно быть опу-бликовано не менее одной статьи.

Более того, мы внесли предложения о необходимости балльной оценки дея-тельности ученых при решении вопроса о присвоении ученых званий профессора, доцента и с.н.с.

Так, основные результаты научной де-ятельности претендента на ученое звание профессора должны быть опубликованы в научных изданиях, вошедших в Пере-чень рецензируемых научных изданий, и составить 50 баллов. В журналах, индек-сируемых системами «Scopus», «Web of Scienceс» или РИНЦ, должна быть опубли-кована как минимум одна статья.

Основные результаты научной дея-тельности претендента на ученое звание профессора, работающего в НИИ, должны быть опубликованы в научных изданиях, вошедших в Перечень рецензируемых на-учных изданий, и составить 100 баллов. Статьи должны быть опубликованы после защиты докторской диссертации. В журна-лах, индексируемых системами «Scopus», «Web of Sciense» или РИНЦ, должно быть опубликовано не менее трех статей; Это же требование будет относиться к ученому званию профессора в виде исключения.Для доцентов – основные результаты научной деятельности должны быть опу-бликованы в научных изданиях, вошедших в Перечень рецензируемых научных из-даний, и составить 50 баллов. В журна-лах, индексируемых системами «Scopus», «Web of Sciense» или РИНЦ, должно быть опубликовано как минимум одна статья.

Думаю, что такие нововведения повы-сят качество научных работ и приведут к ощутимым результатам.

Демонтируем системную коррупцию

Несколько слов о ходе реализации Пла-на пошаговых мероприятий по демонтажу системной коррупции в сфере образования.

Советом обороны 23 мая 2014 года был утвержден Плана пошаговых мероприятий по демонтажу системной коррупции в Выс-шей аттестационной комиссии. Основным источником коррупции в сфере науки Совет обороны признает диссертационные со-веты, наука стала своего рода бизнесом, где псевдоученые продают свое имя за определенную сумму денег. В то же время получение дипломов и аттестатов стано-вится своего рода пропуском к карьерной лестнице. Поэтому и соискатели думают не об открытиях в науке, а о формальном на- писании диссертаций и получения корочек любой ценой. Престиж и карьерные амбиции стали основной причиной появления кор-рупции в сфере науки. О таком явлении в прошлом ни один ученый не мог и подумать.

Исполняется пункты Плана, в которых речь идет о создании прозрачности работы ДС, списке официальных оппонентов и экспертов диссертационных советов. Соз-дается также черный список, куда вносятся проштрафившиеся научные руководители, эксперты и официальные оппоненты.

По Плану пошаговых мероприятий, мы выполнили пункты 145, 146, 147 – вышло постановление Правительства КР №425 от 30 июля 2014 года, согласно которому сокращено число членов ДС (от 13), а ко-личество иностранных членов ДС доведено до 20%. В то же время предотвращено создание карманных дс, Теперь ДСсоз-даются при 2 и более учредителях, что делает работу ДС прозрачной.

В настоящее время на рассмотрении членов  Правительства  находится  еще один наш проект по введению изменений и дополнений в Положения ВАК КР, при утверждении которого будут выполнены пункты 137, 150 и 151; будут отменены пункты  Положения  ВАК  об  отзывах  на авторефераты, об обновлении Перечня рецензируемых журналов и об отмене по-вторной проверки на Антиплагиат.

Банкеты отменяем, следим за расходами защиты

Изданы приказы об отмене банкетов, об усилении контроля за недопущением банкетов, ВАК утвердил «Типовую каль-куляцию расходов на проведение защиты диссертаций», из этой суммы покрываются расходы членов ДС на дорогу и организу-ется кофе-брейк.

Повторно  подали  в  Правительство предложение об отмене института соиска-тельства, надеемся на вашу поддержку при решении этого вопроса. Идея в том, чтобы все соискатели проходили качественное обучение в аспирантуре, овладели мето-дикой проведения научных исследований и только после этого приступали к научным исследованиям.

В Плане по демонтажу системной кор-рупции предложено отменить функцию ВАК по выдаче разрешений иностранцам на защиту. Однако мы просим отменить этот пункт, так как именно ВАК является основ-ным сдерживающим фактором и ВАК на сегодняшний день следит за очередностью.

Кроме того, просим пересмотреть ме-ханизм выполнения пунктов, в которых предусмотрено введение оплаты услуг ученых секретарей, официальных оппонен-тов, экспертов диссертационных советов, а также научных руководителей путем вве-дения в Единый реестр государственных услуг. Проблема в том, что ВУЗы и НИИ не относятся к госучреждениям, и ввести в указанный реестр эти услуги не пред-ставляется возможным.

Немного статистики

Мы провели статистический анализ уче-ных степеней доктора и кандидата наук, присвоенных в прошлом году.

Оказалось, что за прошлый год всего было утверждено 304 ученых степеней, из них 250 кандидатских и 54 докторских:

При этом по гуманитарным и обще-ственным наукам было наибольшее коли-чество утвержденных работ. Анализ только по указанному отделу показал следующее:

Наибольшее количество присвоенных званий прошло по экономическим (65), юридическим (40) и педагогическим (30) наукам.

Значительный рост диссертаций по экономическим и юридическим наукам, к сожалению, не означает особого научного прорыва по этим отраслям науки.

Одним из мер по борьбе с таким валом диссертаций является закрытие советов, укрупнение и объединение их. И мы пойдем на это. В этом году мы кардинально пере-смотрим диссертационные советы, по всем направлениям, уберем дублирующие, не функционирующие специальности, будем работать над выпуском специалистов по новым направлениям науки.

Мы убедительно просим вашего со-действия в этой работе.

                                                                                                                      Ж. Турдубаев, “Кутбилим”

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*