ФЕЦА: ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ДОЛЖНЫ РАЗВИВАТЬСЯ В ОБЫЧНОЙ СРЕДЕ

За последние годы число детей с ограниченными возможностями здоровья заметно увеличилось. Самый важный фактор в развитии таких детей – возможность обучаться в среде обычных детей. В Кыргызстане уделяется немало внимания инклюзивному образованию, и в этом вопросе Фонд Евразия Центральной Азии (ФЕЦА) занимает активную позицию. Исполнительный директор ФЕЦА Динара МУСАБЕКОВА рассказывает, как развивается сегодня сфера инклюзивного образования и каких успехов за время существования фонда удалось достичь.

 – Динара Алибековна, как давно Фонд Евразия Центральной Азии занимается проблемой доступа к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья и почему ФЕЦА уделяет такое внимание этому вопросу?

– Дети с ограниченными возможностями здоровья являются одной из наиболее уязвимых групп населения. Именно они больше всего подвержены многочисленным рискам. При этом одна из самых серьезных проблем – это доступ к образованию таких детей. Поэтому наш фонд, понимая это, просто не мог оставаться в стороне. Уже на протяжении более шести лет ФЕЦА занимается поддержкой детей с ограниченными возможностями, их семей и педагогов. Эта работа стала одним из приоритетных направлений в деятельности ФЕЦА. Все это позволило выйти нам на республиканский уровень. Мы оказываем такую поддержку в 6 областях Кыргызстана, тесно сотрудничая с другими общественными организациями, профильными министерствами и ведомствами, органами местного самоуправления, лидерами местных сообществ. Нас поддерживают авторитетные международные организации. Наши проекты направлены на поддержку учителей, родителей и непосредственно самих детей.

– Насколько активно идет сотрудничество с государственными структурами, и какие именно организации поддерживают вашу работу?

– Мы делаем упор на устойчивость результатов.  Поэтому  мы  достигли ряда договоренностей на местном и национальном уровнях, чтобы каждое новшество, которое мы вводим в педагогическую практику, затем внедрялось повсеместно. Безусловно, без поддержки государственных структур это было бы невозможно. Поэтому мы очень благодарны содействию со стороны ключевых министерств и ведомств. Так максимально возможную поддержку с самого начала нашей работы оказывает Министерство образования и науки КР. Также мы тесно работаем Министерством социального  развития,  Министерством здравоохранения и Государственным агентством по делам местного самоуправления и межэтнических отношений. Все это должно улучшить межсекторальное взаимодействие, чтобы совместными усилиями внедрять новые практики, которые позволят более эффективно решать проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья, ведь они нуждаются в комплексной поддержке.

Что касается донорских организаций, которые поддерживают нашу работу, то здесь особо хотелось бы отметить Институт открытого Общества, Фонд “Сорос-Кыргызстан”, посольство Новой Зеландии в Москве, Посольство Финляндии в Астане и другие организации, которые всячески стараются внести свой вклад в улучшение жизни детей с особыми нуждами в Кыргызстане.

– Если говорить о результатах этой работы, какие наиболее важные достижения Вы бы отметили?

– Одним из наиболее важных достижений я бы назвала создание ресурсных центров инклюзивного образования, где дети с ограниченными возможностями проходят предшкольную подготовку, чтобы затем поступить в общеобразовательную школу. Первый такой центр был открыт при поддержке Института открытого общества в 2012 году в пригороде Бишкека на базе Лебединской школы-гимназии №1. Затем аналогичные центры были созданы в Оше и Нарыне. Это большой шаг в продвижении инклюзивного образования в Кыргызстане. Такие центры были созданы впервые в Центральной Азии. Мы смогли продемонстрировать возможности как самих детей, так и преподавателей, которые прошли краткосрочные курсы и затем начали реализовывать свои навыки, работая в данных ресурсных центрах. Более 80 процентов выпускников ресурсных центров смогли успешно потупить впервые классы общеобразовательных школ.

Всего на данный момент уже более 150 выпускников. Хочу отметить, что в ресурсных центрах проходят подготовку не только дети с ограниченными возможностями, но и обычные ребята. То есть принцип инклюзии должен работать уже на самом первом этапе – на этапе предшкольной подготовки. Очень важно, чтобы ребенок с ограниченны-ми возможностями обучался в среде обычных детей, число которых должно преобладать. Это дает возможность ребенку с ограниченными возможностями лучше адаптироваться к среде своих сверстников, перенимать положительный опыт. Эффективность деятельности ресурсных центров возрастает, в прошлом году они перешли на самофинансирование, точнее теперь они финансируются за счет местных бюджетов. К предстоящему учебному году мы будем провожать очередных наших выпускников, которые пополнят ряды первоклассников.

Также за эти годы было разработано и издано свыше 20 видов различных учебно-методических пособий, которые пользуются большой популярностью не только в Кыргызстане, но и, например, в Таджикистане. Данные пособия предназначены для всех трех сторон – педагогов, родителей и местных органов власти, чтобы они могли обеспечить доступную среду и благоприятные условия для получения образования ребенком с ограниченными возможностями здоровья. Некоторые пособия в первую очередь направлены именно на родителей, поскольку не все дети могут регулярно посещать школу. Учителями в этот период организовывается надомное обучение, но это не решает всех проблем. Для успешного развития ребенка нужны интенсивные занятия и активное участие родителей, чтобы ребенок был принят в среде своих сверстников и других членов общества. Все это было учтено при разработке пособий, чтобы родители могли брать в руки пособие и дома самостоятельно заниматься с ребенком. В пособиях для педагогов учтены все нормативы, утвержденные в нашей стране. Это позволило беспрепятственно распространять пособия среди учителей как дошкольных образовательных учреждений, так среди учителей общеобразовательных школ, чтобы они могли в своей повседневной педагогической практике их применять и включать в план уроков.

– Не могли бы Вы немного рассказать о текущей работе по поддержке детей с ограниченными возможностями?

– В настоящее время наряду с проектами по другим направлениям ФЕЦА при поддержке Фонда “Сорос-Кыргызстан” реализуется проект “Улучшение доступа к образованию для детей с ограниченными возможностями здоровья через предоставление качественных гарантированных услуг”. Это очень важная работа, поскольку она является продолжением проектов, которые были реализованы ранее. Мы сейчас делаем упор на создание условий для повсеместного внедрения инклюзивного образования. Для этого мы обновили меморандумы со всеми профильными министерствами и планируем улучшить межсекторальное взаимодействие. В сентябре 2014 года нами был проведен анализ межведомственного взаимодействия, который показал, что государственные структуры слабо сотрудничают в вопросах поддержки детей с ограниченными возможностями. Идет лишь пассивный обмен информацией.

Мы надеемся, что предпринимаемые усилия в рамках данного проекта позволят госорганам действовать более согласованно с целью улучшения поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей.

Одно из наиболее актуальных направлений нашей работы – это скрининг и выявление отклонений в динамике развития ребенка в раннем возрасте. Профилактика инвалидизации, как физической, так и социальной, должна начинаться с первых лет жизни ребенка с нарушениями в развитии, что увеличит его шансы на своевременное получение качественного образования.

ПМПК – служба, без которой детям с ограниченными возможностями не обойтись

Психолого-медико-педагогическая консультация (ПМПК) Министерства образования и науки – образовательная, междисциплинарная служба, в состав которой входят медики, педагоги и дефектологи.

Существует ПМПК с 1930-х годов, однако до конца 1990-х была комиссией, которая определяла детей ограниченными возможностями здоровья в специальные образовательные учреждения. На сегодняшний день ПМПК – это консультативный орган, где родители детей с ОВЗ могут получить комплексную помощь в определении наиболее приемлемой программы обучения для своего ребенка на основе его индивидуальных способностей. Председатель ПМПК при МОиН КР Татьяна РОМАНОВАрассказала “ВБ”,что в службу могут обратиться родители, которые хотят узнать о состоянии своего ребенка, выяснить причины его возможной неуспеваемости или задержки в развитии.

“Каждый родитель может посетить нашу службу, узнать какая программа обучения необходима для его ребенка, как дошкольная, так и школьная. Необходимо также получить рекомендации педагогам, врачам, которые будут сопровождать ребенка и, конечно, родителям. Мы даем такие рекомендации с учетом индивидуальных особенностей. За последние годы контингент детей, посетивших консультацию, расширился и увеличился. За 10 лет, также были открыты районные консультации в регионах страны, они работают не на постоянной основе, а собираются один-два раза в год “, – рассказала Романова.

Председатель ПМПК рассказала, что, в первую очередь, в службе проводят различного рода диагностики и определяют как физическое, так и психологическое состояние детей. В то же время специалист отметила, что до некоторого времени существовала значительная брешь в преемственности дошкольного и школьного образования детей с ОВЗ, но в настоящий момент этот вакуум начали заполнять ресурсные центры, открытые Фондом Евразия Центральной Азии (ФЕЦА) при поддержке Института открытого общества. “Сейчас существует точечное инклюзивное образование, многие дети ходят в дошкольные учреждения. Эта практика началась еще в 1990-е годы, в основном это была родительская инициатива, но позже к ней подключились различные международные организации и НПО. Инклюзивное образование существует, но очень слаба преемственность между дошкольными и школьными организациями. Ресурсные центры, которые организованы ФЕЦА, стали связующим звеном, чтобы ребенок мог пойти в школу более уверенным”, – поделилась мнением Романова.

Она подчеркнула, что особенно важны подобные центры для детей, которые не посещали детский сад. После обучения в ресурсном центре они имеют возможность прийти в школу подготовленными и более уверенными, что для детей с ОВЗ крайне важно. Более того, председатель ПМПК уверена, что сеть ресурсных центров необходимо активно развивать.

Отметим, что деятельность ФЕЦА по улучшению доступа к образованию детей с ограниченными возможностями сейчас охватывает шесть областей республики. В рамках этого направления и были созданы ресурсные центры инклюзивного образования. Первый центр открыл свои двери в Чуйской области еще в 2012 году. Главное в таких центрах – индивидуальный подход к каждому ребенку. Это позволяет раскрыть академические способности ребят с разными нарушениями: ДЦП, тугоухость, аутизм, задержка психического развития. Педагоги, которые работают в подобных ресурсных центрах, предварительно проходят специальные тренинги и семинары по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В настоящее время ФЕЦА при финансовой поддержке Фонда «Сорос-Кыргызстан» реализует проект «Улучшение доступа к образованию для детей с ограниченными возможностями здоровья через предоставление качественных гарантированных услуг», который также направлен на продвижение инклюзивного образования в республике. В рамках проекта планируется разработать ряд инструкций и положений, в том числе планируется повысить эффективность работы Психолого-медико-педагогической консультации. “ПМПК в своей деятельности руководствуется международными актами в области защиты прав и законных интересов ребенка, а также законодательными актами КР. Проведение комплексного обследования, подготовка рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания должно соответствовать современным требованиям образовательного процесса как и в большинстве демократических стран, где реализуется право ребенка на образование в общеобразовательной школе”, – отмечает руководитель ПМПК Татьяна Романова.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*