“НУЖНО ВСЕМ МИРОМ МЕНЯТЬ ИДЕОЛОГИЮ И ПОЛИТИКУ ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ”

 Начало в №40 от 29 октября 2015 года

 В этих условиях, педагогической науке, педагогам и воспитателям требуется изменение форм и методов патриотического воспитания детей и молодежи. Представляется, что одним из действенных путей современного патриотического воспитания – это не навязывание лозунгов и директив, а   усиление значения регионального и местного компонентов воспитания  патриотизма; историко-прикладной, краеведческий характер воспитательной работы школы, – сбор материалов по истории, археологии, этнографии, обычаям и традициям края; усиление этнокомпонентов в гуманитарном образовании и воспитании – развитие народных ремесел, знание народного фольклора, распространение народных спортивных игр, знание экологии своего края, бережное отношение к природе и Земле. При этом  последовательное воспитание детей в понимании необходимости бережного отношения к духовно-нравственному наследию народа; ориентации на собственные усилия, ресурсы, стремление к знаниям, трудолюбие. Также следует учесть множество объективных и субъективных условий, которые окружают детей. Это – многонациональный состав страны;  роль и положение национальных меньшинств;  внутренняя и внешняя миграция населения;  массированное влияние СМИ, телевидения с ценностями массовой культуры; социальная дифференциация населения; бедность и разные стартовые возможности молодежи… . Вот в этом сложном переплетении позитивных и негативных явлений – патриотическое воспитание архи важно, чтобы нивелировать превалирование в молодом  человеке узких, собственнических, чисто материальных интересов. С другой стороны, патриотизм – очень сильная эмоция, эмоция национальной гордости. Сложно определить черту, где это чувство может перейти в национализм. Здесь требуется большое искусство в воспитательной работе, в обучении подрастающего поколения в воспитании любви к исторической правде, реальной, неидеализированной истории своего народа. Важно обучение навыкам объективной оценки исторических фактов, критического мышления в оценке полной драматизма, героизма и трагедии истории своего народа. Знание того, что каждая страница истории народа – это огромный труд, борьба за выживание, редкие победы и множество поражений… Одновременно необходимо избегать демонизации,  карикатуризации  или очернения истории, традиций других народов и стран. Не ненависть, не высокомерие по отношению к другим народам, а воспитание толерантности, пацифизма – верный путь в воспитании гражданственности и патриотизма. Ибо псевдо патриотизм может оказать непоправимый вред сознанию молодого человека.

Что касается нового понятия –  гражданско-патриотическое воспитание, то оно, в нашей педагогической науке постсоветского пространства, возникло в 2008 году. Первым такое понятие стали внедрять российские ученые.

Если  термин  “патриотическое воспитание” нам известно и понятно, то “гражданское воспитание” в истории возникло в начале ХХ века. Понятие  “патриотизм” нам известно еще с древнего периода. Наглядный пример  суд над  Сократом – за “антипатритичность”. Патриотизм – это понятие морали, нравственно-духовное, эмоциональное понятие. Гражданское воспитание – это социально-правовое понятие (например, гражданское общество, право граждан и т.д.) К слову, “гражданское воспитание” в истории педагогики, выделилось в самостоятельную проблему в начале ХХ в.   благодаря европейским педагогам, особенноГ.Кершенштейнеру (это переход от кайзеровской палочной системы воспитания к либерализации). Для них  целью гражданского воспитания являлось  выведение большинства народа, слепо подчиненного государству, на путь осознанной поддержки его, Как полагали педагоги – такое воспитание   может быть лучшей защитой от опасности тирании, в том числе партийной деспотии. Второй   целью было, что для нас актуально, – последовательное и целенаправленное приучение детей и подростков к добросовестному, честному  труду на благо государства; осознание того, что твой труд необходим для твоей страны, следовательно, это требует ответственности и тщательности и порядка. Не громкие слова о любви к Родине, а честный труд  без обмана (без коррупции), преданно трудиться и совершенствоваться – это основа и суть гражданина. Можно предположить, что именно такое воспитание вывело Германию в число лидеров мировой экономики…..

Итак, объединение этих понятий, восприятие патриотизма как органической части гражданственности – более всего соответствует демократизации общества и современным требованиям в образовании и воспитании подрастающего поколения. Еще раз подчеркивая, что из всех направлений воспитания: гражданско-патриотическое воспитание – сложнейшее направление, очевидно что оно требует междисциплинарного подхода, изучения его на стыке всех гуманитарных наук, так как педагогика, как мне представляется, это прикладная наука, то для обоснования методологии, методики этого сложного феномена, как гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях, требуется сотрудничество и историков, социологов, политологов и экономистов, психологов и педагогов. Именно такой союз может выработать действенные рекомендации по формированию у детей и молодежи  гражданско-патриотической компетенции.

Следующее, как нам представляется очень важным, это осуществление гражданско-патриотического воспитания  через социальное партнерство. Очевидно, что  воспитание патриота-гражданина это задача всего общества – как семьи, так и общины, местного самоуправления, дошкольных организаций, школы, внешкольных, дополнительных организаций; неправительственного сектора (формирующих гражданское общество, соблюдение прав человека и др.);  общественных организаций в том числе – спортивных, женских, молодежных, профсоюзных; СМИ. А   также министерств и ведомств, таких как Министерство образования, Министерство культуры, Министерство обороны, Министерства внутренних дел,  Агентства местного самоуправления, Министерство труда; областных и районных властных структур; представителей  религиозных официальных  конфессий. Не декларация и единичные мероприятия, а совместная продуманная, плановая,  пошаговая и  постоянная  работа с молодежью;  оперативное реагирование на негативные явления; совместные  инициативы по совершенствованию  законов и  правовых документов, мониторирование  совместных действий и выработка новых;  гражданская  ответственность всего общества за воспитание подрастающего поколения. Только совместные усилия могут дать позитивные результаты.

В школе и ВУЗах гражданско-патриотическое воспитание должно проводиться в целостном педагогическом процессе – то есть через все дисциплины и предметы, через все учебники, пособия,  дополнительные занятия   в целях формирования гражданско-патриотической компетентности. Сегодня требуются не сколько  единичные  мероприятия  или «событийная» ( по случаю государственных или иных праздников) работа, а  очень ответственная, комплексная, последовательная и мотивированная  деятельность, результаты которого нужно  анализировать и совершенствовать.    При этом привлекая как родителей, так и местное сообщество,  общественные и неправительственные  организации и т.д.

Следующее:  следовало бы  Министерству  образования   внимательно изучить опыт стран, живущих в рыночных отношениях. Например, Турецкая республика: в начале ХХ в., раздираемая внутренними конфликтами, гражданской войной, на грани государственного развала – она была объединена талантом Кемаля Ататюрка. Поклонение флагу, гимну, Ататюрку, признание объединительной миссии Турецкой Республики среди тюркского мира и многое другое породило  у граждан, особенно молодежи – турецкий патриотизм.

Основываясь на Торе, на  традициях и  запретах; изучая и вникая в  историю борьбы евреев за свою независимость,  за Землю Обетованную;  молясь у  Стены Плача и  сердцем помня Холокост, молодой иммигрант из какой бы страны он не прибыл, становится истинным патриотом Израиля. Признание особой миссии евреев – основа патриотизма, а  постоянная готовность к войне и защите своей государственности – формирует настоящего гражданина-патриота своей страны.

Не говорю о Китае, где мессианство в его менталитете,  в философии населения  Страны Поднебесной как  «центра цивилизации».  Такая  философия проникла во все сферы китайской жизни, труда и воспитания, поведения.

Во многих странах, где также существует социально-культурная стратификация населения, патриотическое воспитание имеет свои особенности, объединяющее молодежь из разных социальных слоев. Так, всем известный скаутинг – направление военно-патриотического образования, которое выдержало испытание временем и действует до сих пор.

В современном мире все ведущие государства уделяют  огромное внимание военно-патриотическому воспитанию и  образованию подрастающего поколения. Так, в США воспитание граждан в духе патриотизма налажено с детских лет. В младших классах дети заучивают Декларацию независимости, гимн страны. Учебники по истории США заполнены примерами героических деяний американцев. И в Европе – Франции, Великобритании, Германии особое место в работе с молодежью,  занимает гражданско-патриотическое и военно-патриотическое воспитание. За эту работу   несут ответственность как Министерства образования, так и Министерства обороны, фонды, общественные организации, в том числе и ветераны.

В нашей республике тоже есть опыт работы ветеранских организаций – афганцев, участников баткенских событий, которые посещают школы, встречаются со школьниками, молодежи. Но, к сожалению, это лишь заслуга ветеранских организаций  и некоторых руководителей школ. Они не стали традицией….  Летом  2015 года   Иссыккульская  областная  администрация  организовала, совместно с Министерством обороны, Пограничной службы, летние лагеря для юношей. Стоило бы этот опыт развить.  Уверена, что  при тесной связи Министерства образования, Министерства обороны, ветеранских организаций, местных администраций можно было бы распространить этот опыт по всей стране, а ведь  это не только военно-патриотическое воспитание, но и реальное воспитание в   борьбе с наркоманией, рэкетом, детскими правонарушениями.

Ишенкуль Болджурова,

проф., д.п.н., Заслуженный работник образования КР

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*