ФИЛОСОФИЯ ЭКОНОМИКИ: что это такое?

 Мир экономики переживает кардинальные изменения, которые так или иначе отражаются на общественном и индивидуальном сознании. Трансформация нашего общества под влиянием мировых и локальных событий в экономике поднимает такие пласты общественного сознания  и глубинные основы нашей с вами жизни, которые еще вчера казались фантастическими.

Кыргызское общество завязано традициями c глубины веков. Экономические категории для традиционного кыргыза – турмуш (быт), уном (экономия), сарамжалдуулук (бережливость), ырыскы (доля), чарба (хозяйство), ээ или эге (хозяин) остаются в первозданном виде в общественном сознании.

Нами движет устремление к лучшей жизни, и каждодневной заботой человека становится зарабатывание на насущный хлеб. Потому, что экономика – категория конкретная и судьбоносная, а экономическое мышление является важнейшим социологическим фактом в менталитете общества.

Философия экономики связана, прежде всего, с  нравственной категорией. Моральные устои индивидуума и этические устои в обществе – взаимозависимы и прямо влияют на благосостояние народа, определяя устойчивое развитие государства. Ибо Государственность есть средоточие моральных правовых, политических и экономических интересов.

Экономика относится к разряду «точных наук». Если в экономических и бухгалтерских отчетах будут допущены неточные цифры, неконкретные диаграммы, то они влекут за собой конкретные последствия. Поэтому результаты экономической деятельности напрямую отражаются на мировоззрении подрастающего поколения.

Экономика есть судьба человека. Каждый человек конкретен, он присутствует конкретно там-то и там-то, при этом совершает определенные действия во имя собственных интересов. Банально, но такие повседневные понятия как питаться, одеваться, иметь жилище, рекреационные потребности, забота об здоровье, культура, творчество, общение с другими людьми, клубы по интересам, воспроизводство потомков и воспитание детей –  реалии экономики. Нет экономики – нет человека. В системе ценностей человека экономика занимает второе место сразу после здоровья, непременно обусловливая последнее.

Философия экономики есть всеобщий закон корпоративного выживания. Ведь на необитаемом острове никто не сможет выжить в нормальных человеческих условиях.

Экономика есть манифестация мыслительной активности людей, направленной на выживание и получение жизненных благ. То, что в голове человека, отражается на его хозяйственной деятельности и становится определяющим фактором судеб людей. Сумма представлений об экономике и составляющие экономических знаний – бюджет, финансы, хозяйственная деятельность, бухгалтерский учет, финансы, фискальная политика определяют так называемое «экономическое мышление».

Экономическое мышление по-своему трактовали вожди и руководители  Советского Союза, такие как Ленин, Сталин, Брежнев, Андропов и Горбачев. Известный лозунг «Каждому по труду, от каждого – по способностям» в целом был правильным. Подсознательно он направлял мышление людей на отдачу. Либералы и демократы после развала СССР отождествляли экономику с проявлением индивидуальной хватки и объясняли законы развития экономической сферы суть как свободы предпринимательства. Свободный Рынок абсолютизировался и возведен в ранг высшей истины экономической деятельности человека. Только кризис 2008 года отрезвил сторонников рыночной стихии во всем мире, что  экономика все-таки должна быть регулируема. Тогда многие стали перечитывать Маркса, интерпретируя его труды по-новому.

Экономика помимо прочего, есть форма общения, отношений между людьми. Это – особые отношения, построенные на реальных материально-технических и финансовых измерениях. Как мы умеем строить взаимоотношения, так мы и живем. Стало быть, слабое развитие кыргызской экономики связано нашим плохим умением строить взаимоотношения? Например, государство с гражданским обществом, госорганы с частными структурами, министерства с международными организациями, производитель с потребителем, и так далее.

Философия экономики зиждется на таких базовых понятиях как  человек, семья,  государство, культура, мировоззрение, хозяйственное поведение. Экономический подход  к государственному строительству есть «дорожная карта» политики данной страны. Программы, проекты, концепции по социально-экономическому развитию государства должны быть обоснованы и связаны, прежде всего, с экономической точки зрения. Иначе они окажутся пустыми «прожектами», которые только и рассчитаны на получение грантов и  временных моральных поощрений. Не потому ли многие концепции и стратегические проекты постсоветского периода остались у нас лишь красивыми бумажными тиграми? А если вспомнить директивы КПСС, то они выполнялись в срок, и генсеки имели полное право докладывать Съезду партии о реальных достижениях СССР. Это был действительный прогресс, при всех плюсах  и минусах советского периода. Нигилизм по отношению к своей истории не только безнравственен, но и плевок в лицо своих отцов и матерей, вложивших громадный труд в экономический подъем страны. Оттуда надо бы брать все лучшее, прогрессивное.

Обещания и декларации, бездоказательные теории абсолютно чужды философии экономики. Экономическое мышление дисциплинирует человека. Делает его ответственным за реальные результаты. Экономика – такая категория, которой неадекватны многообещающие программы;  она – наука прагматичная. Экономист – человек прагматичный и практик от мозга до костей. Такие личности как Ли Куан Ю, Ро Де У, К.Танака, Р.Киосаки, Ден Сяо Пин, имея оригинальное экономическое мышление, были и останутся отцами экономического возрождения «тигров» Востока в ХХ столетии, потому что они сумели сочетать национальные традиции своих стран  с новыми экономическими реалиями технологически развитого Запада.

Прежде всего понятие «ТРУД» является базовой категорией философии экономики. Трудишься, значит мыслишь. Мыслишь, значит ты перерабатываешь природный материал в годный для потребления предмет или превращаешь в полезную вещь. Трудиться – абсолютно свойственно только для человека. Отсюда выделяются уровни орудий и инструментария труда, которые развивались в разные периоды общественных формаций.

Лопата, кирка, молоток, топор, коса – это личные инструменты, простые орудия труда. Такие агрегаты как мануфактурные станки, моторные механизмы передвижения, экскаваторы, комбайны – это техника. «Тяжелый механический труд – на плечи машин» – был хороший лозунг первых советских пятилеток. Моторизация подняла Советский Союз и позволила победить войну.

Переработка природных материалов, синтез новых материалов, создание новых видов предметов быта и вооружений, связи, химия, биотехнологии, – все это технологии. Сюда входят и информационные технологии. Вот тут нам надо поработать, чтобы экономику поднять на современный уровень.

Изменение окружающей среды для удобной жизнедеятельности человека, создание новых веществ с использованием нанотехнологий, 3D распечатки,  формирование радикально новой  среды быта, государственные масштабные проекты с использованием космических технологий, условия коммуникаций – это инженерия. В категории инженерии входит также социально-политическое преобразование общества, создание систем управления. Этот системный модуль экономического мышления можно называть условно социальной инженерией. Следовательно, социальный уровень бытия тоже результат труда вложенного каждым индивидуумом в общественное развитие. Инженерное мышление позволит экономике расти радикально. Вот куда нужно направить усилия учебных заведений при профилировании образования.

Все эти ступени общечеловеческого развития мы не сможем перепрыгнуть и оставаться в стороне качественных перемен. Основу всяких общественно-политических изменений составляют психология общения, технико-технологические новации, культура, образование, где занимает первое место педагогика в традиционном и «модерновом» видении.

Что составляет основу благосостояния? Заработная плата? Семейный доход? Качество и стиль жизни? Психологический комфорт? Моральный уровень общества? Да, все эти элементы важны и бесспорны. Но главное, на наш взгляд, это обеспечение жизнедеятельности общества и человека необходимыми условиями жизнедеятельности для развития личности и ее благоприятного роста в интеллектуальном, духовном и нравственном аспектах.

Таким образом, философия экономики представляется нам как форма общественного сознания, связанного с развитием человека посредством интеграции и системы взаимоотношений в обществе. Внешними факторами ЭМ являются интеграция, международное разделение труда, а внутренние – кооперация и обмен.

Поскольку Кыргызстан находится на перекрестке цивилизаций, интеграция в мировое экономическое сообщество так или иначе определяет стиль экономического мышления и поведения гражданина. И это накладывает отпечаток на философию экономики кыргызстанцев. Республика, интегрированная в ВБ, МВФ, ВТО, а также ШОС, ЕАЭС, не может жить отдельно от всех других членов данных организаций. Нам порой и приходится учиться с азов экономики и финансов, по всем правилам международной кооперации труда.

Переход от монопольного мира к многополярности усилиями ведущих держав мира, выбивавших с рук Америки и ее соратников бразды глобального правления есть форма новой экономической философии. Кыргызстан будет жить в соответствии с правилами мультиполярного и многомерного мирового порядка. Философия экономики, таким образом, становится ведущей идеей современного социума.  Данная научная категория будет ориентировать нас на понимание реальности нашей экономики более четко.

Карыбек Байбосунов,  социолог КЭУ

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*