МИНИСТЕРСТВО ВЕДЕТ БОЛЬШУЮ И ПЛАНОМЕРНУЮ РАБОТУ ПО ИЗДАНИЮ УЧЕБНИКОВ

По инициативе Минобразования КР состоялась встреча с издателями и авторами учебников по обсуждению открытого лицензирования учебников.

В мероприятии приняли участие заместитель министра образования и науки КР Токтобубу Ашымбаева, специалисты МОН КР, руководители издательских домов и типографий, специалисты Кыргызской академии образования, Кыргызпатента, авторы учебников, исполнительный директор Ассоциации издателей и книгораспространителей Олег Бондаренко, представитель  общественного объединения “Таза Табигат” АнараДауталиева, члены коалиции «За открытое образование».

В ходе встречи были обсуждены вопросы о передаче имущественных прав авторов учебников через издательские дома Министерству образования и науки КР и о необходимости продолжить работу над внесением поправок в положение “О порядке проведения отбора учебников и учебно-методических комплексов для общеобразовательных организаций, их разработки, утверждения и издания в КР”. Также участниками было внесено предложение о проведении конкурса на написание рукописи учебника. О существующих проблемах в сфере издания учебников, а также определенных успехах газете «Кутбилим» рассказала специалист Минобразования КР Чинара КУРБАНОВА.

 

 –  Какова сегодня обеспеченность школ учебниками?

– В 2015-2016 учебном году министерством была проведена масштабная работа по сбору и обобщению данных статистического отчета «Д-10». Согласно этому отчету на данное время в школьных фондах насчитывается 11 695 681 учебник, в том числе для школ  с кыргызским языком обучения – 8 260 988 учебников, с русским языком обучения – 2 476 348 учебников, с узбекским языком обучения – 939 494 учебника, с таджикским языком обучения – 18 851 учебник.

С изданием УМК по новому стандарту для 4 классов и допечаткой действующих учебников для других классов к 1.09.2015 года обеспеченность учебниками достигла 79,6%, а учебниками нового поколения (УМК) –25%.

В то же время для полного обеспечения школ учебниками необходимо 600 млн. сом, из бюджета выделяется ежегодно только 120 млн.сом.

– Сколько за последний год было издано школьных учебников?

– Минобразования с начала 2015 года утвердило двусторонний и трехсторонний форматы договоров  между авторами, издательствами и Министерством образования и науки о последующей передаче авторских имущественных  прав на учебники государству, чтобы у каждого ученика появилась возможность пользоваться учебниками в электронной, бесплатной версии. Уже сегодня на открытом репозитарииLib.kg,открытых образовательных ресурсов выставлены учебники и учебные пособия для школьников – 61 книга, авторы которых предоставили право размещения.

Министерство проводит большую  и планомерную работу в сфере издания учебников. В настоящее время,  по 3 тендерам в 2015 году издано 30 наименований учебников общим тиражом 1 319 050 экземпляров за счет финансирования из республиканского бюджета. Дополнительно в 2015 году изданы при поддержке Всемирного Банка 42 наименования учебников для учащихся 3 и 4 классов на 3 языках обучения тиражом 802 963 экземпляра.

– В последнее время были какие-то изменения между Минобразования и Кыргызской академией образования в части разграничения функций по изданию учебников? В целом, издание учебников – это функции Минобразования?

– Согласно Положению о Минобразования КР, утвержденному Постановлением Правительства от 20 февраля 2012, Министерство образования отвечает за координацию работы по подготовке и изданию учебников и учебно-методических пособий. Ответственность за подготовку, экспертизу и  содержание учебной литературы до 1 марта 2016 года была возложена на  Кыргызскую  академию образования. При этом на практике непосредственно тиражированием учебной литературы занималось министерство, а КАО выступало экспертным учреждением в отношении содержания учебной литературы. КАО вправе заниматься изданием, но, согласно Уставу КАО, деятельность КАО по изданию материалов ограничивается научными, методическими, экспериментальными и информационными материалами, являющимися результатом деятельности КАО.

Помимо обозначенных организаций, в процесс издания учебной литературы по результатам конкурсного отбора также вовлечены издательства и полиграфические предприятия. В этой цепочке до 1 марта 2016 года заказчиком выступало министерство,  КАО – экспертом, а издательства и типографии – поставщиками. Согласно утвержденному  приказом министерства от 16 февраля 2016 года «Положению о порядке проведения отбора учебников и/или учебно-методических комплексов для общеобразовательных организаций, их разработки, утверждения и издания в Кыргызской Республике» с 1 марта 2016 года  издание новых учебников должно проходить по следующей процедуре.

Министерство объявляет и проводит конкурс среди издательств на разработку рукописи учебника и учебно-методического комплекса. С победителем конкурса заключается договор на разработку и апробацию учебника (УМК). Победитель конкурса должен представить для отбора не менее 3-х рукописей.  Рукописи учебника (УМК) рассматриваются экспертной комиссией.

Экспертная комиссия формируется из числа экспертов, входящих в базу данных Координационного совета по стандартам и качеству образования при Министерстве. Члены Экспертной комиссии участвуют в отборе и подготовке заключений о соответствии рукописей учебников государственным образовательным стандартам и программам, базисному учебному плану, согласно Положению об оценке учебника и УМК, утверждаемым Министерством.

На этапах доработки и апробации учебника члены Экспертной комиссии оказывают консультации авторской группе, проводят мониторинг процесса апробации. По результатам апробации члены Экспертной комиссии готовят заключение для министерства о возможности тиражирования учебника для общеобразовательных организаций Кыргызстана.

В соответствии с Договором на разработку учебника министерство выступает в качестве заказчика, издательство  обязуется разработать и изготовить для апробации  учебную литературу  в количестве, согласованном сторонами и совместно с экспертами провести апробацию учебника. После завершения апробации издательство проводит редактирование учебника с учетом замечаний и рекомендаций учителей практиков и экспертов и готовит окончательный вариант рукописи для заключительной экспертизы.

При получении положительного заключения экспертов, учебнику присваивается гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Кыргызской Республики».  Гриф министерства свидетельствует о том, что данное учебное издание отвечает требованиям государственного образовательного стандарта, учебной программы и другим нормативным требованиям, утвержденным министерством. Срок действия грифа министерства составляет 5 лет. После получения учебником грифа Министерства, объявляется конкурс на его тиражирование.

Согласно данному Положению, авторские исключительные имущественные права на учебники (УМК), издаваемые за счет государственных средств, передаются министерству на основании договора, так как вопросы о правообладании  авторскими правами  являются основополагающими в процессе создания и издания учебных материалов. Их решение является ключевым для размещения  после тиражирования электронной версии учебника в отрытых образовательных ресурсах – на сайте Lib.kg.

– Как идет работа по размещению электронных учебников?

– В настоящее время на сайте Lib.kg размещены в свободном доступе 61 наименование учебников, методических пособий и словарей, авторские исключительные имущественные права которых переданы министерству.  В  этой связи, министерством планируется разработка нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок разработки, экспертизы и публикации электронных учебников, в том числе в виде электронных с использованием мультимедийных, аудио и видео материалов.

Одним из перспективных проектов, подготовленных Министерством – является программа «Умная школа – Акылдуумектеп», направленная на создание среды для поддержки качественного обучения и предоставления детям знаний и компетентностей, которые помогут им стать успешными в завтрашнем мире.

– Какова ситуация с финансированием издания учебников? Какую помощь оказывают иностранные доноры?

Правительство страны ежегодно выделяет средства на финансирование разработки и издание учебников для общеобразовательных организаций. Так, в 2015 году на издание учебников из республиканского бюджета было профинансировано 120,0 млн. сомов, на которые были изданы 30 наименований учебников тиражом 1 319 050 экземпляров.

Однако этих средств не хватает на полное обеспечение учебниками всех учащихся страны. В связи с этим, на финансирование разработки и издания учебников для школ привлекаются средства, полученные в качестве внешней помощи в виде международных грантов. В 2015 году в рамках проекта «Поддержка реформ образования», финансируемого Всемирным Банком было получено 96, 112 млн. сом,  на которые было издано 42 наименования учебников,  тиражом 802 963 экземпляра. Таким образом, всего в 2015 году было выделено 216, 112 млн. сомов, на которые были изданы 72 наименования учебников общим тиражом 2 122 013 экземпляров.

20 февраля 2014 года депутатами ЖК рассмотрено соглашение о выделении сфере образования Кыргызстана $16,5 млн. Согласно документу, $7,4 млн – в виде гранта, $9,1 млн – в виде кредита. Средства будут направлены на разработку и издание учебников, проведение консультационных услуг по экспертной оценке системы образования. Проект рассчитан на 5 лет, за этот период планируется обеспечить учеников 5-6 классов средних школ учебниками на полный контингент учащихся.

– Каковы основные проблемы обеспечения учебниками школ?

– Их несколько. Основной проблемой разработки и издания учебной литературы для образовательных организаций республики является недостаточное финансирование со стороны Государственного бюджета Кыргызской Республики.Финансированиеизданияучебников и учебно-методических комплексов должно проводиться с начала календарного года, для своевременного проведения конкурсов на закупку услуг по издательской разработке и тиражированию учебников для общеобразовательных школ республики,  чтобы доставка учебников могла бы быть завершена к началу учебного года

Также, в образовательных организациях республики необходимо отметить недостаточное обеспечение такими ресурсами, как учебниками с 5 по 11 классы по основным предметам (кроме предметов «Кыргыз тили» и Кыргызадабият», «История Кыргызстана», «Естествознание», «Физика»  7 класса,  «Химия» 8 класса), кыргызских авторов по стандартам образования КР для школ с русским языком обучения, компьютеры, доступ к Интернету.

Существуют также проблемы охвата образованием детей, которые не посещают школу, проблемы создания образовательной среды для получения образования, обеспечением учебниками, доступа к образовательным программам в Интернете и т.п.

Еще одна проблема – обеспечение школьных библиотек художественной литературой по школьной программе, свободному чтению и изданиями периодической печати. Необходимо рассмотреть вопрос подписки на периодические издания республиканского значения за счет местного бюджета. Также требуется, чтобы органы местного самоуправления (МСУ) выделяли финансовую помощь образовательным организациям по месту нахождения на  пополнение школьных фондов справочно-энциклопедической, научно-популярной, методической, детской художественной литературой.

Айнура КАНИМЕТОВА, «Кутбилим»

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*