Коллегия Минобразования КР – усилить начатые реформы

img_4537

10 февраля в Кыргызском техническом университете имени ИсхакаРаззакова состоялась выездная итоговая коллегия Министерства образования и науки КР. На ней были подведены итоги 2016 года. Были обсуждены достижения и проблемы в сфере образования, а также определены приоритетные планы развития данной отрасли на 2017 год. В коллегии приняли участие министр образования и науки КРГульмира Кудайбердиева, руководители высших учебных заведений, школ, работники образования и науки.

В Кыргызстане растет количество детсадов, качество предшкольного образования отслеживается

Выступая на коллегии Министерства образования и науки КР, ГульмираКудайбердиева отметила, что сегодня в Кыргызстане зарегистрировано 1 582 детских сада. Из них 274 – государственные, 1007 – муниципальные и 301 – частные детсады.

Напомним, что в начале 90-х годов в стране насчитывалось 1696 детских садов, к 2010 году в результате продажи и приватизации осталось лишь 691 дошкольное учреждение. Затем, начиная с 2013 года, в государственную собственность было возвращено 198 детских садов, в том числе 11 в прошлом году.

Дошкольному образованию как фундаменту будущего успешного образования ребенка Минобразования КР уделяется большое внимание. Так, для повышения качества образования в дошкольных учреждениях в течение 2016 года 662 воспитателя прошли курсы повышения квалификации. В 2015-16 учебном году была запущена 480-часовая программа предшкольной подготовки, в рамках которой было открыто более четырех тысяч специально оборудованных классов, дети и учителя обеспечены обучающими и методическими материалами.

Для повышения качества дошкольного образования, с 2017 года Министерство образования и науки начинает отслеживать качество предшкольного образования, чтобы четко понимать, с каким уровнем психолого-педагогической подготовки дети приходят в первый класс. Поскольку от качества предшкольной подготовки и обучения в начальной школе в наибольшей степени зависит успешность в дальнейшем обучении и в жизни.

Еще одно «ноу-хау» в сфере дошкольного образования, это то, что Минобразования меняет условия приема детей в детские сады. С этого года будет внедряться обновленная система электронного приема детей в дошкольные организации.

На коллегии было отмечено, что электронная очередь в детских садах вводится для преодоления коррупции. Будут изменены нормативные условия приема детей в детские сады и там, где будет установлена электронная очередь, никаких других вариантов попасть в детский сад не будет. Это позволит установить справедливые, равные и прозрачные для всех условия для получения дошкольного образования.

В 2017 году школы получат телевизоры, подключаемые к цифровому каналу «Билим-Илим»

Для создания современной среды обучения и использования всеми школами ресурса лучших учителей Кыргызстана, в 2017 году каждая школа получит телевизоры, подключаемые к цифровому каналу «Билим-Илим». Об этом на коллегии сообщила глава Минобразования КРГульмираКудайбердиева.

Специалисты отметили, что учитывая быстрое развитие технологий, умение учителей работать с электронными ресурсами разного типа и использование их в подготовке самого учителя и процессе обучения детей станет вскоре важным индикатором профессиональной пригодности педагога. Это тем более актуально, что министерству, несмотря на ряд сложностей, удалось в 2016 году завершить конкурсные процедуры на подключение 775 школ к сети Интернет в 2017 году.

Министерство работает и над  размещением учебников и учебных материалов под открытой лицензией в электронном формате в Национальном репозитории (www.lib.kg).

Наличие репозитория (хранилища) уже сейчас способно оказать значительную поддержку школам и самим учащимся. На прошлой итоговой коллегии было отмечено, что «в разделе «Школа» размещены 33 наименования учебников и методических пособий в электронном формате». За год проделана огромная работа, так, в настоящее время в репозитории размещены 303 учебника и методических пособия в электронном формате. Но помимо учебников, в репозитории размещены также монографии, например, по истории, которые учитель может использовать для подготовки к урокам и повышения уровня осведомленности в своем предмете. Эти действия – первые шаги по созданию электронной среды обучения в наших школах, – было отмечено на коллегии.

Зарплата учителей за пять лет выросла с 3,5 тыс. до 13,8 тысяч сомов

В системе образования Кыргызстана работает 75 тысяч учителей. Из них 19,8% составляют молодые специалисты, было сказано на годовой коллегии министерства образования и науки КР. По итогам государственного распределения на новый 2016-2017 учебный год в систему образования пришли 3 030 молодых специалистов. Открытыми остаются всего 642 вакансии против 3,5 тысяч, как было в недавнем времени. Такой результат был достигнут благодаря тому, что заработная плата учителей за пять лет выросла с 3,5 тыс. до 13,8 тысяч сомов.

При этом министерство образования и науки начало внедрять механизм аттестации учителей и директоров школ. Часть из них – педагоги 30 школ из всех регионов, уже прошли аттестацию в пилотном режиме.

В 2017 году ведомство приступит к разработке оценки деятельности руководителей школ и в целом деятельности школьных образовательных учреждений. Для оптимизации процесса повышения квалификации учителей Кыргызская академия образования реорганизована путем выделения Центра переподготовки и повышения квалификации при КАО в Республиканский институт повышения квалификации и переподготовки педагогических работников при МОН КР.

Начальное профобразование сближается с рынком труда

В системе начального профобразования, главное – это сближение систем подготовки кадров в профлицеях, спузах и вузах с рынком труда. Для этого ведется большая работа по привлечению работодателей в составы аттестационных комиссий, в процесс разработки учебных программ, в вопросы использования их предприятий в качестве баз практик, в вопросы независимой сертификации навыков выпускников.

В целом, системы начального профессионального, среднего профессионального и высшего образования дают возможность более 317 тысячам молодых людей получать то профессиональное образование, которое они выбирают – 9% от числа обучающихся учатся в профлицеях, 28% – в колледжах и 63% – в вузах. В системе начального профобразования есть ряд инновационных направлений работы, которые постепенно принимают системный характер.

Так, начиная с 2014 года, ведется работа по пилотированию независимой сертификации профессиональных компетенций выпускников профлицеев, когда квалификационные экзамены принимают эксперты из числа работодателей (в рамках проекта GIZ), что увеличивает возможности их трудоустройства на предприятиях республики.

Кроме того, в 2016 году проведена независимая сертификация по отраслям: легкая промышленность в ПЛ №17 и ОсОО «Кнауф» в ПЛ №5.  В 10 профлицеях – в каждом регионе республики, а также в городах Бишкек и Ош – действуют тестовые центры по ICDL (международный сертификат по компьютерной грамотности).

Для повышения качества  обучения  учащихся  в системе  ПТО и  получения  реальной картины  по трудоустройству  выпускников при содействии проектов ЕФО  и второго проекта АБР «Профессиональное образование и развитие навыков» реализуется проект по отслеживанию выпускников (переход от учебы к работе) с участием профлицеев. Более 50% учебных заведений были за последние 3 года частично отремонтированы и оснащены современным оборудованием при содействии проектов АБР и ЕС (программа SWAP). В 18 профлицеях созданы условия для обучения ЛОВЗ (колясочников), т.е. установлены пандусы и поручни.

Определены приоритетные профессии, по которым в 2016 году разработаны  пакеты учебно-программной документации  по модульной технологии обучения на основе компетенций. Для подготовки кадров на краткосрочных курсах по заявкам работодателей за счет средств  Проекта АБР, создан Фонд развития навыков (ФРН), в который в 2016 году поступили заявки на обучение 3015 человек.

В 2016 году 70,7% выпускников среднего профобразования нашли себе работу

На уровне среднего профессионального образования, число студентов которого за 10 лет возросло в 2,2 раза с 40 до почти 90 тысяч человек, растет доля трудоустроенных выпускников, с учетом продолжения обучения и самозанятости, от 50% в 2013 году до 70,7% в 2016 году. По данным Минобразования КР работодатели заинтересованы участвовать в процессе обучения через включение их в составы государственных аттестационных комиссий. Так, в 2013 году этот показатель составлял 10%, в 2014 году -15 %, в 2015 году – 28%, в 2016 году – 30%.

Ведется работа по обновлению материально-технической базы организаций профессионального образования для соответствия навыков выпускников требованиям рынка труда.

Количество студентов вузов сократилось с 230 тысяч до 199 тысяч

В сфере высшего образования установлен жесткий контроль над планом приема в вузы и за соблюдением предельного контингента студентов, благодаря чему количество студентов сократилось с 230 тысяч до 199 тысяч.

Все госвузы, которые осуществляют прием абитуриентов по грантам, начиная с 2015-2016 учебного года, используют электронные средства считывания штрих-кода сертификата ОРТ при приеме абитуриентов, что является еще одним механизмом борьбы с коррупцией в системе высшего образования.  Разработана Методика отслеживания трудоустройства выпускников вузов, которая утверждена приказом министерства и направлена для работы в вузы КР. Методикой предусмотрено проведение двух этапов анкетирования выпускников (на последнем курсе обучения и через год после окончания вуза).

Для введения независимой аккредитации в 2016 году разработаны и утверждены «Минимальные требования, предъявляемые к аккредитуемым образовательным организациям начального, среднего и высшего профессионального образования КР».

В 2016 году, впервые, в соответствии с разработанным Положением,  на основании показателей, предоставленных вузами, составлен Национальный рейтинг высших учебных заведений КР. Рейтинг вузов сформирован по шести параметрам в соответствии с международными принципами ранжирования вузов и предусматривает проведение сравнительного анализа достижения вузами разных типов на основе ряда универсальных критериев.

Экспорт образования – актуален

Помимо кыргызстанцев в вузах Кыргызстана обучаются 11868 иностранных граждан. В общей структуре контингента наибольшее количество студентов из Индии (3850 чел. или 32 % от общего числа), из Республики Казахстан (2946 чел. или 24%). На такие страны как Таджикистан (1429 чел), Россия (1158), Турция (764), Пакистан (500), Узбекистан (446) приходится от 5 до 12 % от общего числа иностранных граждан. Большим спросом у иностранных студентов пользуется медицинское направление, в частности, наибольшее количество студентов обучаются в МВШМ МУК (2563 чел.), ОшГУ (более 1000 чел.), КГМА им. И. Ахунбаева (806 чел.). Также лидерами по количеству иностранных студентов являются КРСУ (1612 чел), КТУ «Манас» (1015 чел.), КГТУ им. И. Раззакова (535 чел.), БатГУ (516 чел.), КГУ им.И.Арабаева (487 чел.)

В 2016 году одобрены и подписаны соглашения о различных формах и видах сотрудничества в области образования и науки с такими зарубежными странами, как Катар, Грузия, Венгрия, Латвия, Туркменистан.

Создается единая вертикаль госуправления в сфере науки

Через Министерство образования и науки КР в 2016-2017 гг. финансируется 49 научных институтов, где выполняется 143 научных программ и проектов (в 2015-2016 гг. финансировался 51 научный институт, в 2014 г. – 48 НИИ). В октябре 2016 года на ведомственном уровне разработан и внедрен новый формат оформления заявок на финансирование научных проектов и критерии оценки проектов.

Проведена большая работа в сфере разработки нормативных правовых документов для установления неразрывной связи образования и науки, и создания единой вертикали государственного управления в сфере организации науки.

Разработан и одобрен соответствующим постановлением Правительства КР  проект  Закона “О Национальной академии наук Кыргызской Республики”. Также постановлением Правительства КР одобрен проект нового Закона “О науке”. 28 сентября 2016 года – проведены первые чтения законопроектов  на заседании ЖК КР.

Приоритеты обозначены, задачи определены

В итоге после обсуждения коллегия решила признать деятельность Минобразования и науки по итогам 2016 года удовлетворительной. Было решено усилить начатые положительные реформы и наработки во всех звеньях системы образования. Установлена персональная ответственность руководителей структурных подразделений министерства за состояние исполнительской дисциплины в возглавляемых управлениях, отделах и секторах.

Руководителям структурных подразделений министерства коллегия постановила предпринять все необходимые меры для реализации мероприятий Национальной стратегии устойчивого развития КР на 2013-2017 годы (НСУР), Программы Правительства КР, а также Стратегии развития образования в КР. Активизировать сотрудничество с донорскими организациями, реализующими проектную деятельность в Кыргызской Республике.

В соответствии с решением коллегии Управление дошкольного, школьного  и  внешкольного образования должно обеспечить контроль над качеством реализации 480-часовой программы подготовки к школе, обеспечить контроль над качеством школьного образования за счет организации и поддержки проведения оценки достижений учащихся на разных ступенях школьного образования, внедрения стандартов нового поколения, разработки и издания соответствующих учебников. В свете последних тревожных событий в школах, касающихся конфликтов между подростками важно обеспечить нормативные правовые условия и организационную поддержку формирования воспитывающей среды и усиления воспитательной работы в образовательных организациях.  Усилить совместную работу с органами местного самоуправления по учету детей, не посещающих школу и возвращению их в систему образования.

Что касается Управления профессионального образования, Агентства начального профессионального образования при министерстве, то они должны обеспечить контроль над разработкой стандартов нового поколения на уровнях начального профессионального и среднего профессионального образования и внедрением соответствующих стандартов на уровне высшего профессионального образования.

А также, обеспечить формирование плана приема в образовательные организации начального, среднего и высшего профессионального образования с учетом потребностей рынка труда и заявок работодателей соответствующих отраслей.

Управлению бюджетной  политики, финансового  анализа и инвестиций надлежит обеспечить контроль над реализацией структурными подразделениями индикаторов и условий Финансового соглашения между Кыргызской Республикой и Европейским Союзом, Азиатским банком развития.

Планируется предусмотреть в бюджете МОН средства для проведения тестирования выпускников 11 класса – претендентов на получение аттестата с отличием о среднем общем образовании, а также проведения Итоговой государственной аттестации выпускников 11-х классов школ областных центров и Иссык-Кульской области.

Производить финансирование подведомственных организаций в соответствии с утвержденной сметой расходов, обратить особое внимание – на финансирование расходов на заработную плату педагогам.

Управлению дошкольного, школьного и  внешкольного образования, Управлению профессионального образования продолжить работу по созданию единой базы открытых образовательных ресурсов при поддержке информационной программы Фонда Сорос-Кыргызстан.

В свою очередь, Отдел лицензирования должен обеспечить проведение мониторинга качества предоставления государственной услуги «Лицензирование образовательной деятельности и контроль над исполнением предписаний и устранением нарушений обязательных требований по результатам проверок (акты и уведомления) деятельности образовательных организаций на соответствие лицензионным требованиям.

Департаменту науки при министерстве обеспечить эффективную деятельность Национального фонда науки при Минобразования и финансирование приоритетных и новых направлений науки и техники, научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, научных программ и проектов, а также научных мероприятий.

Отдел мониторинга, стратегического планирования и информационного обеспечения должен организовать процесс разработки, обсуждения и утверждения Третьего плана действий на 2018-2020 годы по реализации Стратегии развития образования на 2012 – 2020 годы.

Айнура КАНИМЕТОВА

 

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*