ДОКАЗЫВАТЬ СВОЮ ВОСТРЕБОВАНОСТЬ

За годы независимости в Кыргызстане открылись много частных школ. Сегодня по всей республике их насчитывается более шестидесяти. У многих родителей возникает вопрос – в чем отличия между частной и государственной системами образования? Для того чтобы узнать больше о специфике работы частной школы, мы пригласили в редакцию директора частной школы «Абитуриент плюс» Венеру Нааматову и соучредителя сети частных школ «Абитуриент» Екатерину Касымову.

 

– Почему вы называетесь «Абитуриент»?

В.Н.: – В мае этого года наша школа выпустила свой пятнадцатый, юбилейный выпуск. Одна из главных задач школы – обеспечение успеха наших выпускников при поступлении в ВУЗы и дальнейшей учебе, поэтому и мы называемся «Абитуриент». Для каждого учащегося составляется своя траектория образования в соответствии с его способностями и выбранной специальностью.

– … и даете «классическое образование»?

 Е.К.: – Это означает, что в нашей школе дисциплины гуманитарного и естественнонаучного цикла изучаются равноценно. Классическое образование подразумевает полноценные разносторонние знания по всем дисциплинам, позволяющие человеку ориентироваться в реальном мире. Это главное отличие от специализированного или профильного образования, такого как в физико-математических, химико-биологических, «английских» или «французских» спецшколах, где даются специальные знания и практические навыки в небольшой группе дисциплин. Наша школа дает общее, но более полное среднее образование.

– Чем, на ваш взгляд, государственные школы отличаются от частных?

В.Н.: – Наверное, самым главным отличием является режим дня. Как известно, в государственных школах распорядок дня предусматривает пребывания детей только на время уроков. Домашние занятия дети делают вне стен школы, кружки и факультативы посещаются по желанию или вовсе не посещаются. А что же делать работающим родителям, не имеющим возможность забирать ребенка из школы и готовить с ним домашние уроки? Оптимальное решение вопроса предлагают частные школы полного дня. Учащиеся находятся в школе с 8.30 до 17.00. По окончанию уроков педагоги организуют для детей подвижные игры на свежем воздухе, команда поваров обеспечивает всех учащихся трехразовым питанием, а врач-педиатр еженедельно осуществляет контроль рациональности и сбалансированности блюд. Во второй половине организуется выполнение домашних заданий, а после – посещение кружков по интересам. Например, в нашей школе работает ИЗО-студия, кружок танцев, секция ушу, шахматный клуб и даже кружок психологии.

– Кружок психологии – для детей?

В.Н.: – Главной целью кружка является социальное развитие детей. Они должны уметь общаться, избегать конфликтных ситуаций, а в случае их возникновения знать как себя вести, уметь принимать самостоятельные решения. На занятиях кружка проигрываются различные ситуации школьной жизни. Дети, посещающие занятия, имеют возможность «отреагировать» свои трудности и научиться новым конструктивным способам общения.

– Есть ли отличия в программе обучения?

Е.К.: – Мы являемся, прежде всего, образовательным учреждением, а не только частной бизнес-структурой. Прежде чем открыть свои двери для приема учащихся, мы получили соответствующую лицензию в Министерстве образования и науки. Программа образования в частных школах та же, что и в государственных – она должна отвечать требованиям единой образовательной политики.Ежегодно мы утверждаем учебный план, составленный в соответствии с базисным учебным планом, разработанным Министерством образования. Обязательная часть плана определяет состав обязательных учебных предметов. Также каждое образовательное учреждение имеет право включить свой компонент. Школьный компонент нашего учебного плана содержит дополнительные часы по английскому языку и шахматам (1 час в неделю, начиная с 1 класса).

– Какие преимущества получают ученики частных школ?

В.Н.: – Один из наиважнейших факторов — это количество детей в классе. Чем меньше детей, тем легче с ними справиться учителю, тем больше внимания им уделяется, тем чаще их спрашивают, вызывают к доске, контролируют процесс их обучения.В частности, в нашей школе основной упор делается на индивидуализацию и дифференциацию обучения, развитие творческих способностей учащихся, что в конечном итоге приводит к повышению качества образования. Лучшее техническое оснащение, материально-техническая база школы, свобода и скорость при принятии управленческих решений — это неоспоримые плюсы частной школы.

– С какими проблемами сталкивается частная школа?

Е.К.: – На первый взгляд может показаться, что у нас, частников, вообще отсутствуют какие-либо трудности, но мы сталкиваемся с теми же проблемами, что и директора государственных школ. Например, дефицит учителей и проблема повышения их квалификации. Педагоги старой закалки скоро выйдут на пенсию, а молодые специалисты либо не заинтересованы работать в школе, либо подготовлены слабо.

– По каким критериям отбираете учителей?

В.Н.: – Отдавая ребенка в частную школу, родители хотят получить не только уход и присмотр за ребенком в течение дня, но и быть уверенными в качестве образования. Именно поэтому в нашей школе нет «случайных» людей. Наши педагоги осознают огромную ответственность, которая на них ложится. Ведь дети проводят больше времени тут, а не дома. На учителя ложится задача не только дать новые знания, но и воспитать полноценную, всесторонне развитую личность. С этой задачей под силу справиться только специалистам, имеющим педагогическое образование, опыт работы с детьми, а также глубокие знания возрастной психологии. И те, кто желают работать у нас, проходят ежегодный конкурс, состоящий из 3 этапов: собеседование, письменное тестирование по профилирующему предмету и пробный урок в классе. По результатам всех испытаний руководство школы принимает окончательное решение относительно того или иного соискателя.

Для решения кадрового вопроса в нашей школе работает программа «Молодой специалист». Ее возглавляет опытный педагог высшей категории, отличник образования и действующий методист школы Сибиряков Сергей Николаевич. Как и в случае с учащимися школы, для каждого молодого специалиста разрабатывается траектория профессионального роста. Так он посещает уроки опытных педагогов, получает у них помощь в составлении планов урока, а также присутствие наставников на уроках молодых учителей.

– Есть еще расхожее мнение, что частная школа балует ребенка и чрезмерно опекает. Как выстраивается образовательный и воспитательный процесс в вашей школе?

Е.К.: – Частная школа, которая в определенной степени является бизнес-процессом, должна постоянно доказывать свою востребованность в условиях растущей конкуренции. Как мы можем это сделать? За счет багажа знаний ребенка. У учащихся нашей школы он должен быть больше, разнообразнее и фундаментальнее. Здесь закономерно возникает следующий вопрос – как этого добиться? Конечно, только в условиях строгой дисциплины, последовательной работы над заданиями и над собой. Учащийся должен осознавать, что у него есть определённый круг обязанностей. В первую очередь – выполнение домашних заданий «от и до». А если быстро справился с домашними заданиями, то учитель всегда предложит ребенку выполнить задание повышенной сложности. Поэтому неверно думать, будто наша школа балует ребенка. Она прививает ребенку привычку интеллектуально трудиться. И в этом смысле, да опекает, но не чрезмерно – чтобы учащийся оставался самостоятельной личностью.

Особенности образовательного процесса в нашей школе мы считаем своими конкурентными преимуществами. Например, это индивидуализация обучения. При поступлении в школу проводится подробная диагностика знаний учащихся по основному блоку учебных дисциплин. По результатам этой диагностики разрабатывается индивидуальный план ликвидации пробелов в знаниях. Для отслеживания академической успеваемости в школе внедрен электронный журнал, а на сайте школе каждому родителю доступен электронный дневник ребенка. Кроме того, в 10-11 классах по запросу учащихся организуется довузовская подготовка. Наши педагоги готовят к сдаче экзаменов не только на русском и кыргызском языках, но и на английском.

На сегодняшний день есть ли среди выпускников известные личности которые работают в Кыргызстане или за пределами?

Е.К.: Наша школа существует относительно недавно и самым первым нашим выпускникам едва исполнилось 30 лет. Наверное, еще рано подводить итоги. Но уже четко прослеживается тенденция преемственности и семейственности. Многие семьи у нас учатся поколениями, в этом году наш первый выпускник привел свою дочь в первый класс. Многие выпускники продолжают дело своих родителей, а кто-то пробует себя в сфере бизнеса. Очень радует, что нашей школе удается прививать нашим учащимся чувство патриотизма. Несмотря на то, что многие дети едут учиться в зарубежные ВУЗы, большинство из них возвращаются в Кыргызстан.

Для информации:

За 16 лет школа выпустила в среднем около 150 выпускников. В прошлом году школуокончили только три ученика, но каждый из них  на ОРТ набрал свыше 190 баллов.  По словам руководителей школы, образно выражаясь, “школа выпускает не фабричные изделия по принципу конвейера, а ручную работу”. В каждого выпускника вложена работа целой команды профессиональных педагогов. В каждом классе обучается от 3 до 15 учащихся. Классы более многочисленные в начальной школе, а в старшей школе (9-11 классы) количество учащихся в классах не превышает десяти человек. По уровню оплаты школа находится в доступном ценовом сегменте, так как их целевая аудитория- средний класс. В школе есть разные варианты обучения, с дополнительными услугами и без, стоимость базового варианта – 11500 сом, включающая обучение и трехразовое питание.

Гульнара Алыбаева, “Кутбилим”

Саламат Камбарбекова

 

 

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*