Министерство образования и науки Кыргызстана вносит предложение о продлении сроков реализации второго этапа сокращения Базисного учебного плана – учебной нагрузки в школах. Напомним, что согласно Постановлению Правительства КР от 23 марта 2012 года «О поэтапном сокращении школьной учебной нагрузки в общеобразовательных организациях Кыргызской Республики» в 2012 -2013 году проведен первый этап оптимизации Базисного учебного плана (БУП) на 714 в 5-11 классах за счет сокращения и интеграции отдельных школьных предметов.
В связи с чем, Минобразования КР вносит предложение о продлении сроков реализации второго этапа, а также чем была вызвана необходимость сокращения Базисного учебного плана газете «Кутбилим» рассказала заместитель министра образования и науки КР Догдуркуль КЕНДИРБАЕВА.
Министерство образования и науки Кыргызстана вносит предложение о продлении сроков реализации второго этапа сокращения Базисного учебного плана – учебной нагрузки в школах. Напомним, что согласно Постановлению Правительства КР от 23 марта 2012 года «О поэтапном сокращении школьной учебной нагрузки в общеобразовательных организациях Кыргызской Республики» в 2012 -2013 году проведен первый этап оптимизации Базисного учебного плана (БУП) на 714 в 5-11 классах за счет сокращения и интеграции отдельных школьных предметов.
В связи с чем, Минобразования КР вносит предложение о продлении сроков реализации второго этапа, а также чем была вызвана необходимость сокращения Базисного учебного плана газете «Кутбилим» рассказала заместитель министра образования и науки КР Догдуркуль КЕНДИРБАЕВА.
– Догдургуль Шаршеевна, в связи с чем Минобразования КР вносит предложение о продлении сроков реализации второго этапа сокращения Базисного учебного плана?
– Мы вносим предложение о продлении сроков реализации второго этапа Базисного учебного плана лишь по одной причине. Необходимо перед переходом на второй этап синхронизировать издание новых учебников, в соответствии с изменениями нового Базисного учебного плана.
На сегодняшний день не утверждены новые образовательные стандарты, предполагающие синхронизацию для школ всех типов, независимо от форм собственности и языков, на которых ведется обучение. Также не разработаны новые учебные программы, отсутствуют учебно-методические комплексы.
Кроме того, за прошлый год на издание учебников секвестировано 38 млн. сомов.
К началу 2012-2013 учебного года школы республики не были обеспечены в полном объеме учебниками для 2 класса по новым образовательным стандартам из-за отсутствия средств на их издание. Эти учебники готовы, но из-за секвестирования средств они не были изданы.
Исходя из вышеназванных причин, министерство предлагает продлить сроки реализации второго этапа сокращения Базисного учебного плана и пока оставить БУП 2012 -2013 года.
– В связи с чем была вызвана необходимость сокращения учебной нагрузки – Базисного учебного плана в школах?
– Проект Постановления Правительства Кыргызской Республики «О поэтапном сокращении школьной учебной нагрузки в общеобразовательных организациях Кыргызской Республики» был разработан в целях реализации постановления Правительства КР № 55 от 25 января 2012 года по реализации Программы Правительства КР «Стабильность и достойная жизнь» .
В настоящее время Базисный учебный план насчитывает для всех ступеней обучения 28 предметов, больше трети из которых преподается один час в неделю, что, с точки зрения педагогики и психологии, является непроизводительной тратой времени учителя и ученика, а также государственных средств.
В проекте постановления Правительства КР заложен новый принцип формирования Базисного учебного плана – исходя из результатов, которые необходимо достичь на каждой ступени обучения (ключевые и предметные компетентности).
Такая работа позволит разгрузить содержание образования от излишней детализации, убрать повторения, синхронизировать материал разных предметов.
Предлагаемый вариант сокращения учебного плана позволил бы в 2012-2014 годах достичь оптимальной учебной нагрузки на каждой ступени образования. Количество часов в базисном учебном плане составит от 660 (в начальной школе) до 952 в старшей школе, т.е. в среднем – 872 часа. До разработки вышеназванного Постановления Правительства Минобразования КР провело тщательный анализ Базисного учебного плана. Для этого была создана комиссия из учителей и других работников образования.
Например, в России годовая учебная нагрузка составляет 800 часов в год, в западных странах от 600 до 800 часов, а в Кыргызстане этот же показатель составляет 1100 часов.
– Такое количество учебной нагрузки в Кыргызстане эффективно отражается на знаниях кыргызских школьников?
– Нет. Ведь, согласно рейтингу Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (англ. Programme for International Student Assessment, PISA — тест, оценивающий грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике). Этот тест проходит раз в три года. В тесте участвуют подростки в возрасте 15 лет. Был разработан в 1997 году, впервые прошёл в 2000 году. Тест организует Организация экономического сотрудничества и развития в консорциуме с ведущими международными научными организациями, при участии национальных центров. Исследование PISA является мониторинговым, оно позволяет выявить и сравнить изменения, происходящие в системах образования в разных странах и оценить эффективность стратегических решений в области образования. Между тем, этот международный тест показал низкие знания наших школьников.
– Как сокращение Базисного учебного плана должно отразиться на знаниях школьников в сторону улучшения?
– Вместе с тем, сокращение базисного учебного плана предполагает переход на новые стандарты образования, переход к компетентностному подходу в образовании. Речь идет о новых образовательных стандартах, а школьники не должны быть простыми носителями академических знаний.
Таким образом, сокращение учебного плана должно было обеспечить нормативное закрепление перехода к новой методологии составления учебного плана, основанной на требованиях новых стандартов, «Концепции профильного образования на старшей ступени школьного образования Кыргызской Республики», других нормативных документов.
В целом, сокращение Базисного учебного плана было направлено на снижение нагрузки на школьников, обеспечение сохранение здоровья детей, гарантированную экономию средств, которые смогут быть реинвестированы в систему образования для повышения качества обучения, например: выплата заработной платы учителям по 240-часовой предшкольной подготовке детей, разработка содержания и технологий обучения языковым дисциплинам, внедрение программы «100 инновационных школ» и др.
– Сокращение какого количества часов предусмотрено во втором этапе?
– Второй этап предполагает сокращение 476 часов.
– Что касается экономии бюджетных средств, какова предполагаемая сумма сэкономленных средств и на что предполагалось их направить?
– Экономия от внедрения сокращенного учебного плана может составить около 400 млн. сомов. Часть сэкономленных средств были бы направлены на другой сектор образования – на организацию предшкольной 240-часовой подготовки детей, оснащение инновационных школ и др. В настоящее время во всех регионах Кыргызстана организуется предшкольная подготовка детей для наиболее полного охвата детей дошкольным образованием.
Айнура КАНИМЕТОВА
Оставить комментарий