Оценивание в образовании

Казак кызы Нургуль,
доцент, к.и.н. Международного университета инновационных технологий

В первую очередь необходимо задаться вопросом «Что же такое оценивание в образовании?». Оценивание – это контроль качества образования; инструмент, позволяющий определять развитие, прогресс в преподавательской деятельности; способ коррекции деятельности обучаемых, с помощью которого преподаватель определяет уровень подготовленности учащегося. Причем под понятием «контроль» ни в коем случае нельзя понимать наказание, это лишь обратная связь, благодаря которой можно корректировать процесс образования, для получения желаемых результатов.

Виды оценивания:

• Внутреннее оценивание (внутреннее оценивание основывается на стандартах образования, служит для мониторинга достижений и продвижений студентов на уровне школы, ВУЗа, аудитории). Существует два вида такого оценивания: формативное (формирующее) и суммативное (итоговое) оценивание.

• Национальное оценивание (это система, постоянно осуществляемая в конце определенного этапа обучения для наблюдения за качеством образования и обеспечивающая оценивание достижений учащихся на республиканском уровне).

• Международное оценивание (выполняет функцию повышения и оценивания качества образования, проводится сравнительными исследованиями, мониторингами, создает возможность для получения информации о состоянии образования в стране, для выявления требующих решения важных проблем, их исследования и сравнения результатов с зарубежными странами)

Формативное (формирующее) оценивание применяется в целях измерения образовательного прогресса обучающихся, и имеет следующие способы: наблюдение, устные ответы, письменные работы, тестовые задания, портфолио, эссе, самооценива­ние, оценивание одним студентом другого.

Суммативное (итоговое) оценивание достижений полученных учащимися образования в конце единицы обучения, полугодия и года. Итоги данного оценивания, это надежный показатель уровня усвоения стандартов содержания. Можно выделить следующие его типы: устные ответы на экзамене, тесты, демонстрация достижений.

Возникает вопрос «Что же мы как преподаватели должны оценивать?».

Если мы пойдем с точки зрения традиционного подхода в педагогике, то преподаватель – оценивает эффективность учебно-познавательной деятельности учащихся по количеству правильных ответов, результаты тестов и контрольных работ – един­ственный источник информации об уровне знаний и умений учащихся, контроль и оценка учебных достижений осуществляются в отрыве от процесса обучения, учащиеся преимущественно работают в условиях фронтального обучения в классе и индивидуально – дома.

К сожалению, такой подход остается доминирующим в нашей системе образования, который нам достался от советской системы образования. Конечно, многие сейчас могут возразить и сказать, что советская система образования была самой лучшей. В целом соглашаясь с ними, я хотела бы отметить что она соответствовала требованиям того периода развития общества. Сейчас же в связи с мировыми глобализационными процессами, изменениями спроса к требованиям на навыки на рынке труда, мы обязаны изменить систему образования, подходы в педагогике. Какова же альтернатива? Не будем изобретать велосипед, а обратимся к зарубежному опыту. Одним из главных навыков в современном мире является: разрешать вопросы и проблемы, которые не имеют простого и четкого решения; высказывать и обосновывать научные идеи, разрабатывать новые подходы, аргументировать. Как же можно добиться таких результатов? Становится очевидно, что использовав традиционный подход в образовательном процессе мы такого результата не добьемся. Альтернатива традиционному подходу, конструктивистский подход. При конструктивистском подходе преподаватель – ценит самостоятельные, пусть не всегда правильные, рассуждения учащихся, «умные» вопро­сы, сознательно исправленные ими ошибки.Оцениваются все продукты учебно-познавательной деятельности учащихся, показывающие не только результаты обучения, но и усилия, приложенные учащимся к конструированию нового знания, и его прогресс. Контроль и оценка осуществляются в тесной связи с тем, как реально протекал процесс обучения. Учащиеся большую часть времени как на уроке, так и при выполнении домашних заданий работают в малых группах, командах или парах. Конструктивистский подход требует использования активных методик обучения. В качестве аргумента за конструктивистский подход обучения, хотелось бы привести результаты исследований, проведенные в США в 1980-х годах. Исследования (NationalTrainingLab oratoriesinBethel, Maine) позволили обобщить данные относительно эффективности (средний процент усвоения знаний) различных методов обучении взрослых. Эти результаты представлены на схеме «Пирамида обучения» (LearningPyramid, см.рис. 1). Они подтверждают древнюю мудрость, сформулированную в китайской пословице: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Позволь мне сделать – и это станет моим навсегда».

Рисунок 1. Пирамида обучения

После того как мы определили подход, мы должны поставить цель в познавательной сфере. В решении данного вопроса очень конструктивным является таксономия педагогических целей впознавательной сфереБ. Блума (рис.2).

Рисунок 2 Таксономия Блума

Как видно из таксономии Блума, мы должны научить наших учащихся знанию, пониманию, использованию, но наивысшая наша педагогическая цель – это научить учащихся анализировать, синтезировать и оценивать. Для того чтобы они были востребованы в современном мире и смогли ориентироваться в быстро меняю­щемся мире.

Второй вид оценивания, о котором мы упоминали выше это национальное оценивание, наблюдения за качеством образования и обеспечивающая оценивание достижений учащихся на республиканском уровне. В качестве примера можно привести исследование – Национальное оцени­вание образовательных достижений учащихся (НООДУ), проведенное в Кыргызстане в 2006 и 2009 учебном году. Цель НООДУ – получить объективное и научно-обоснованное представление о том, что знают и умеют делать учащиеся по действующим в стране стандартам образования. Для оценивания определены 3 предметные области: математика, грамотность чтения и естественные науки (химия, физика, биология, физическая география). Исследования проводились для 4 и 8 классов общеобразо­вательных школ.

Общереспубликанское тестирование (ОРТ) также можно привести в качестве национального оценивания в Кыргызстане, проводимого с 2002 года. ОРТ проводится не государ­ственным органом, а независимой профессиональной тестовой службой – Центром оценки в образовании и методов обучения (ЦООМО).

Сейчас очень много дискуссий по поводу ОРТ. Быть или не быть ему в Кыргызстане. У меня, как у человека много лет находящегося в образовательной системе, конечно, есть свое мнение по этому поводу. ОРТ оценивает индивидуальные когнитивные и академические навыки, а не уровень усвоения пройденного в школе материала. То есть, то, что по результатам ОРТ поступают на бюджет, это оправдано, так как ОРТ – это тест который ориентирован на выявление у уча­щегося выдающихся способностей, дающих право обучаться на бюджете, это тест высокого достижения. В связи с чем считаю, введенное решение в 2011 году по инициативе Министерства образования и науки, согласно которому ОРТ стал обязательным и на контракт, несправедливым. Мало того, нарушающим конституционное право, согласно которому каждый имеет право на образование. Объясню почему. Как мы уже отмечали выше основа ОРТ логические задания, для выявления наиболее одарен­ных учащихся. Для того чтобы ввести ОРТ для всех учащихся, необходимо изменить структуру теста. Этот тест должен проверять уровень усвоения пройденного в школе материала. А то получается так: учим одному, а требуем совершенно другого. Если объяснять по таксономии Блума, не секрет, что в наших школах в основном учителя удовлетворены, когда ученик знает и понимает, и очень рады результатом, когда он использует, ну а об анализе, синтезе и оценке и говорить не приходится. А для прохождения теста ОРТ необходимы как раз таки последние способности учащихся. Так что получается? Мы требуем то, что не дали. Понятно, что систему образования коренным образом требуется менять, но так как мы ее еще не поменяли, будет несправедливо требовать этого от учащихся.

В Кыргызстане есть также другое тестирование на республиканском уровне, проводимое Национальным центром тестирования (НЦТ). НЦТ проводит республиканское тестирование учащихся общеобразовательных школ на добровольной основе, т.е. альтернативный государственный выпускной экзамен, основан на знании школьного материала. Республиканское тестирование для уча­щегося дает право выбора сдавать традиционный экзамен или тест, как альтернативный выпускной экзамен.

Третий вид оценивания – международное оценивание.

В Кыргызстане таковым исследованием является PISA – это международное сравнительное исследование образовательных достижений 15-летних учащихся. Проводится трехлетними циклами, начиная с 2000 года.

В каждом цикле упор делается на одно из трех направлений, в частности грамотность чтения (2000 г.), математическая грамотность (2003 г.), естественнонаучная грамотность. (2006 г.), читательская грамотность (2009 г.). Что оценивает PISA? В исследовании оценивалась функциональная грамотность юношей и девушек, их готовность к самостоятельной жизни в обществе. Осуществляется Организацией экономического сотрудничества и развития ОЕCD – (OrganisationforEc onomicCooperationandDevelopment), а также при участии национальных центров и организации OECD. Среднее значение по Кыргызстану среди всех 57 стран (2006 г.), 65 стран (2009 г.), принявших участие в данном исследовании является самым низким по всем трем направлениям, т.е. по естественнонаучной грамотности, грамотности чтения и математической грамотности

Так как международное оценивание проводится для получения информации о состоянии образования в стране, для выявления требующих решения важных проблем, их исследования и сравнения результатов с зарубежными странами, результаты которые мы имеем по Кыргызстану, должны заложить основу для коренных реформ в образовательной системе нашей страны, учитывающих все выше обозначенные проблемы.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*